В конце октября 2014 г. магистранты отделения социологии ЭФ НГУ Анастасия Сайков, Алёна Фролова и Елизавета Александрова участвовали в научно-образовательном семинаре «IV Ежегодная социологическая школа» на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Центральная тема школы – «Социальное неравенство, эксклюзия и дискриминация в городском пространстве». Преподаватели Школы – специалисты из Санкт-Петербурга и Москвы – комбинировали на занятиях актуальные современные социологические теории с навыками проведения эмпирических исследований. Участники Школы – студенты старших курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Архангельска, Новосибирска, Петрозаводска, Челябинска, Волгограда.

Для «школьников» провели следующие лекции:

  • Хохлова А.М. Символическая борьба и социальное исключение в городском пространстве
  • Рахманова Л.Я. Проявление неравенства и дискриминации в отношении изолированных сообществ. Кейс общества жителей Соловецкого архипелага
  • Иванов Д.В. Новые конфигурации неравенств и потоковые структуры глэм-капитализма
  • Трегубова Н.Д. Исключение мигрантов в повседневном общении: теоретические перспективы и исследовательский инструментарий
  • Богомякова Е.С. Воспроизводство социального неравенства в социально-проблемном дискурсе
  • Ломоносова М.В. Репродуктивные права человека в контексте развития конвергентных технологий: новые формы и виды неравенства
  • Орех Е.А., Тавровский А.В. Возможности визуальных методов социологии в изучении неравенства в городском пространстве
  • Русакова М.М. Методологические и прикладные аспекты изучения групп риска в социологии
  • Сергеева О.В. Появление старых людей или "третий возраст" как социальный феномен
  • Ярошенко С.С. Места исключения и проявления неравенства в пространстве большого города: возможности исследования в стиле кейс-стади
  • Лазебная К.П. Проектная мастерская. Кейс «Сочи 2014: эксклюзия/инклюзия в производстве социального пространства»

Анастасия Сайкова: Подобный интенсивный формат серий лекций, семинаров, групповых работ действительно помогает погрузиться в тему. На протяжении школы нам приходилось вспоминать уже пройденный материал, прочитывать, слушать и обсуждать новую для нас информацию. Нельзя сказать, что было очень просто, нагрузка была большой, но это никак не повлияло на общее впечатление – приехали не зря. Тема социальной дискриминации и эксклюзии в городском пространстве была раскрыта с разных сторон и аспектов, насколько это было возможно в заданные временные рамки, спикеры всегда оставляли время для обсуждения, дополнительных вопросов.

Яркий момент такого опыта – возможность общения и дискуссий со студентами-социологами из других ВУЗов и городов. Любопытно было узнать научные интересы ребят, на какие темы пишут работы, кто какой метод исследования предпочитает использовать. «Союзники» по научным интересам особенно активно задавали другу вопросы, делились соображениями и литературой.

Часть обучения в школе – это групповой проект, включающий полевой этап исследования. Нашей задачей было отработать визуальные методы социологии – наблюдение, с чем мы довольно успешно справились, хотя были определенные сложности. Составление программы исследования и анализ материала дались не очень просто – группа состояла из участников из разных городов, сказалось различие подходов к программе исследования. Несмотря на то, что ко всем группам были приставлены кураторы, которые руководили проектами, поощрялось творчество, необычные подходы, все участники были на равных и высказывали свое мнение и идеи. Например, наш проект получил неожиданный поворот, и помимо наблюдения мы еще провели «кризисный эксперимент».

Алёна Фролова: Это был очень полезный и интересный опыт даже не столько потому, что мы прослушали специально выбранные организаторами школы «избранные» интерактивные лекции, сколько из-за возможности непосредственного общения со студентами и социологами из разных городов, разных возрастов и научных интересов.

На каждой лекции нам рассказывали о каком-то одном из аспектов неравенства и исключенности в городском пространстве, но не только с теоретической точки зрения, но и с практической – каждый из спикеров представлял свое собственное социологическое исследование, которое он уже завершил или проводит в настоящий момент. Это, безусловно, было наиболее интересным в программе Школы. Так как академическое образование делает упор на изучении различных теоретических парадигм, концепций классиков и т.д., а подобные «школы» дают возможность окунуться в современные исследования, непосредственно общаясь с самими исследователями. Презентации некоторых лекций есть на сайте школы в открытом доступе.

Советую всем студентам-социологам принимать участие в таких школах, в том числе пользуясь возможностями, которые предоставляет НГУ для поездок студентов.

* * *

Трэвел-гранты предоставлены в рамках проекта «Поддержка участия студентов в всероссийских и международных мероприятиях».

Последняя редакция: 22.11.2014 23:31