Языки

RSS

RSS-материал

О проекте

Доступ к локальным культурам посредством сетевой  инновационной образовательной модели развития и поддержки культурного многообразия

 Проект направлен на усиление роли и расширение возможностей региональных культурных агентов Сибири в распространении знаний о локальных культурах регионов России и за рубежом. Инструмент работы в рамках проекта - образовательные инновации Новосибирского государственного университета в области поддержки и развития культурного многообразия Российской Федерации. В рамках проекта бенефициар совместно с партнерами обеспечит апробацию и внедрение этих наработок на территории  16 крупных регионов Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ.

Ожидаемые результаты.

    - Разработка и внедрение принципиально новой организационной структуры, существенно увеличивающей эффективность образовательных инноваций в области долгосрочной культурной политики. А именно, будет создана транс-региональная сеть Центров образовательной деятельности (ЦОД) по расширению доступа к локальным культурам Республик Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, автономных округов Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, крупных Красноярского и Камчатского края, областей Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Читинской. Каждый из региональных ЦОД будет окружен субрегиональными и локальными звеньями для реализации идей проекта в конкретных населенных пунктах региона, для проведения единой культурной политики по расширению доступа к уникальным и раритетным культурам региона.

   - Новые платформы для деятельности региональных культурных агентов будут созданы в суб-региональных и локальных звеньях ЦОД на территории целевых регионов проекта. Конкретно планируется непосредственное вовлечение в реализацию этого проекта Европейской Комиссии новых и неординарных групп местного населения, имманентные характеристики которых – возраст, этническая принадлежность, особенности профессиональной деятельности – формируют совместно существенное условие и даже «гарантию успеха» в попытках реализовать позитивную трансформацию культурной политики.

       - В ходе деятельности всех элементов транс-региональной сети – региональных, суб-региональных и локальных звеньев - будут созданы, апробированы, внедрены в образовательный процесс инновационные ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в образовании. Инновации будут представлены инструментами расширения возможностей региональных культурных агентов по  обеспечению доступности локальных культур для людей, проживающих как непосредственно в указанных 16 регионах (на региональном уровне), так и на межрегиональном уровне и  - шире – для населения России и мирового сообщества. 

   - Программирование и координация действий региональных культурных агентов будут улучшены в достаточной степени для того, чтобы описать и апробировать подход к решению задачи интеграции культуры в общеобразовательные программы. Выработка такого подхода станет важнейшим средством  повышения национального самосознания представителей малых народов, с одной стороны, и организации  взаимодействия культур и межкультурных коммуникаций населения поликультурных сообществ, с другой стороны.

     - Спектр возможностей доступа к локальным культурам целевых регионов будет обеспечен для англо-говорящего населения Европейского Союза и мирового сообщества в целом.

·     Посредством инновационных ИКТ оперативная информация будет поступать непосредственно на англоязычные страницы сайта.

·     Опыт создания и реализации долговременной межрегиональной программы культурных мероприятий в 16 крупных регионах РФ будет представлен в виде иллюстрированной монографии на английском языке.

·     Фильм «Грани культур народов Севера, Сибири  и Дальнего Востока» будет обеспечен субтитрами на английском языке.

 Таким образом, творческая энергия создателей и участников этого проекта направлена на создание эффективной и устойчивой модели партнерства региональных деятелей и менеджеров культуры в сотрудничестве  с учреждениями образования и культуры, муниципальной власти, властных структур более высокого уровня. Такой подход к задаче продвижения на пути позитивной трансформации культурной политики в крупнейших регионах Российской Федерации в целях развития и поддержки культурного многообразия  России является комплексным и продуктивным; при этом модель партнерства создается в виде долгосрочной мульти-региональной программы. Разработка, апробация и процесс реализации модели, а также результаты проекта будут представлены фильмом и монографией, что обеспечивает возможность тиражирования идей и наработок проекта в других регионах.

 

  Начало: 23 ноября 2008      

 Продолжительность: 48 месяцев    

 Заявитель: Новосибирский государственный университет (РФ)

 

 

ПЕРИОД РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ: Октябрь 2008 - сентябрь 2010.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1. Разработана и внедрена принципиально новая организационная структура, существенно повысившая эффективность образовательных инноваций в области долгосрочной культурной политики: трансрегиональная сеть Центров образовательной деятельности (ЦОД) по расширению доступа к уникальным и раритетным культурам. Сеть охватывает 138 локальных звеньев, сгруппированных по 36 субрегионам на территории 14 крупных регионов РФ (федеральные округа - Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).  Организованы и проведены более 250 локальных и субрегиональных мероприятий по расширению доступа к локальным культурам.  Предприняты 6 крупных межрегиональных и международных акций с одновременным участием звеньев созданной структуры:
1.1.    Межрегиональный установочный семинар для региональных культурных агентов (27-28.02.2009);
1.2.    Международный научно-практический семинар «Традиционная народная культура: региональные проблемы сохранения и поддержки» (23-24.06.2009);
1.3.    Межрегиональная Школа межкультурного обмена и межэтнических коммуникаций для детей и молодежи (25-30.06.2009);
1.4.    Международная научно-практическая конференция «Регионы Сибири для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации» (25-27 марта 2010 г.);
1.5.    Трансрегиональное мероприятие, посвященное Международному Году сближения культур во имя диалога и развития по празднованию Всемирного Дня культурного разнообразия - 21 Мая 2010 г;
1.6.    Трансрегиональное мероприятие по празднованию Международного Дня коренных народов Мира (9 Августа 2010 г.)
     Все проведенные мероприятия свидетельствуют о высоком уровне координации работы звеньев сети на уровне регионов, субрегионов, локальных структур.


 2. Достигнуто существенное повышение  эффективности образовательных инноваций в области долгосрочной культурной политики за счет успешного использования разветвленной и  успешно координируемой сети ЦОД. А именно, было достигнуто
2.1.    радикальное ускорение против запланированных сроков процесса апробации и внедрения инновационных образовательных ИКТ (информационно-коммуникационные технологии),  расширяющие доступ населения к локальным культурам региона.:
2.2.   принципиальные усовершенствования разработанных ИКТ за счет организации взаимо-посещений региональными культурными агентами друг друга и последующего перекрестного обмена опытом, творческого обсуждения достигнутых регионом результатов, творческого вдохновения в процессе коллективного труда;
2.3.    расширение доступности инноваций для других регионов за счет досрочной подготовки к печати и издания двух региональных публикаций пилотных площадок  проекта (Хакасский и Кемеровский ЦОД), а также коллективного труда представителей всех уровней сети ЦОД по опыту разработки и внедрения новых ИКТ для поддержки и развития культурного многообразия регионов «Традиционная народная культура: региональные проблемы сохранения и поддержки».


3. Успешно продвигается формирование новых платформ для деятельности региональных культурных агентов: в ходе мероприятий проекта  выявлены, отмечены сертификатами, грамотами и дипломами  потенциальные лидеры работы по интеграции локальной культуры в образование. Конкретно вовлечены в работу следующие группы населения в нижеследующей структуре:
3.1.    представители коренных малочисленных народов и этнических меньшинств, непосредственно вовлеченные в проектные мероприятия:
-    в Республиках РФ - Алтай (2), Башкирия (3), Мордовия (19), Саха-Якутия (11), Тыва  (7), Удмуртия (1), Хакасия (35),
-    по автономным округам и муниципальным районам РФ - ительмены Камчатки (9), Корякский муниципальный район (17), Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (6), Ханты-Мансийский АО (7), Чукотский АО (29), Ямало-Ненецкий АО (4);
-    в областях РФ - Иркутская (4), Кемеровская (17), Новосибирская (6), Томская (5).
3.2.    когорта учителей-предметников этно-национального компонента образовательных структур на территории целевых регионов:
-     в Республиках РФ - Алтай (24), Башкирия (14), Мордовия (28), Саха-Якутия (2), Тыва  (9), Удмуртия (1), Хакасия (81),
-    по автономным округам и муниципальным районам РФ -  ительмены Камчатки (1),  Корякский муниципальный район (37), Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (19), Ханты-Мансийский АО (15), Чукотский АО (48), Ямало-Ненецкий АО (8);
-    в областях РФ - Иркутская (13), Кемеровская (54), Новосибирская (26), Томская (2).
3.3.   дети и младшие школьники, получающие специальные навыки межкультурного диалога на базе цикла мероприятий (серии бесед, викторины, интеллектуальные эстафеты и марафоны, уроки этнической толерантности в рамках цикла «Образ жизни и традиции моей семьи и моего рода»):
-    в Республиках РФ - Алтай (75), Башкирия (9), Мордовия (219), Саха-Якутия (8), Тыва  (19), Удмуртия (43), Хакасия (435),
-    по автономным округам и муниципальным районам РФ - ительмены Камчатки (8), Корякский муниципальный район (88), Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (195), Ханты-Мансийский АО (89), Чукотский АО (206), Ямало-Ненецкий АО (151;
-     области РФ - Иркутская (161), Кемеровская (324), Новосибирская (412), Томская (9).
3.4.    учащаяся молодежь, постоянно проживающая в местах компактного поселения коренных народов Сибири и прошедшая специальные образовательные тренинги по презентации уникальных традиционных культур региона.
-    в Республиках РФ - Алтай (6), Башкирия (8), Мордовия (11), Саха-Якутия (11), Тыва  (9), Удмуртия (11), Хакасия (33),
-    по автономным округам и муниципальным районам РФ - ительмены Камчатки (7), Корякский муниципальный район (22), Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (25), Ханты-Мансийский АО (12), Чукотский АО (57), Ямало-Ненецкий АО (12);
-    области РФ - Иркутская (14), Кемеровская (10), Новосибирская (28), Томская (7).
Итого за период реализации проекта на базе сетевых региональных ЦОД созданы        4 новые платформы для работы региональных культурных агентов  - неординарные группы населения региона в составе 3161 человек, участие которых в проекте является своеобразным гарантом успеха самой идеи расширения доступа к локальным культурам.


4. Определены общие контуры работы по созданию долгосрочной трансрегиональной программы интеграции локальных культур регионов в общеобразовательные дисциплины Министерства образования РФ, а также сформирована возможность апробировать идеи проекта ЕС/НГУ на базе трех пилотных площадок:
4.1.    Разработана общая схема модели национально-регионального образования, Схема обсуждена в региональных ЦОД, затем принята к апробации в трех регионах - сформированы пилотные площадки на базе Кемеровского, Новосибирского, Хакасского ЦОДов.
4.2.    Кемеровский ЦОД получил административную и финансовую поддержку пилотной работы властью одного из регионов (Управление образования Таштагольского района). Сформирован и утвержден Главой района В.Н. Макута комплексный план работы образовательных учреждений субрегиона на 2008-2010 гг,, предусматривающий интеграцию локальной культуры в формальное образование для всех общеобразовательных учреждений региона. План успешно реализуется, при поддержке власти проект получил дополнительное развитие - сверх запланированного созданы две новые образовательные структуры 1): Центр национальных культур в Таштаголе (июнь 2010) - выделено помещение, начато и успешно продвигается официальное лицензирование,; 2) Центр языков и культур народов Сибири в Новокузнецке (официальное подразделение Кузбасской государственной педагогической академии, создано приказом ректора КузГПА).
4.3.    В Новосибирском ЦОД области работа сконцентрирована на проблемах интеграции локальных культур в дополнительное образование. Получена поддержка проекта со стороны Департамента образования Новосибирской области. Перепрофилирована работа МОУ ДОД «Калейдоскоп», утверждены рабочие планы, ориентированные на поддержку и развитие культурного многообразия региона. Созданы молодежные «землячества» (объединения студентов новосибирских вузов из Республики Тыва, Саха, Хакасия, Алтай для пропаганды родной культуры в молодежной среде и для населения в целом). Логическим продолжением этого начинания стали дистанционные центры расширения доступа к родной культуре: ЦОД Саха (Якутия) и Тувинский ЦОД. Удаленные формирования новосибирского ЦОД были поддержаны на республиканском уровне обеими Республиками, ныне оба успешно функционируют как источники знаний о тувинской культуре (Тувинский ЦОД - молодежное студенческое общество «Идегел», объединившее студентов новосибирских вузов - представителей тувинского народа) и якутской культуре (ЦОД Саха (Якутия) - Община якутян, экопроект «Олонхо»).
4.4.    Хакасский ЦОД получил организационную и финансовую поддержку властных структур на уровне Республики для реализации идеи «смешанного изучения» - предложения Европейского партнера по совмещению сегментов обязательного и дополнительного образования в общей стратегии интеграции локальной культуры в образование (июнь 2009). Накоплен значительный опыт продвижения модели национально-регионального образования инструментарием «смешанного обучении». Опыт обсужден в рамках специального семинара на Чукотке (местный партнер), затем представлен к более широкому обсуждению в виде публикации Хакасского ЦОД (презентован на конференции, распространен в регионах). С учетом замечаний презентован в виде наработок Хакасского ЦОД в материалах международной конференции.
4.5.    Образовательные инновации проекта и достижения на основе их внедрения были распространены чукотским партнером бенефициара в звеньях Дальневосточных регионов: Чукотский ЦОД, Корякский ЦОД, Ительменский (Камчатский) ЦОД. Результаты представлены чукотским партнером и лидером Ительменского ЦОД в двуязычных статьях (на русском и на английском языке) в материалах международной конференции «Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов РФ» (Новосибирск, 25-27 марта 2010 г.).
4.6.    Алтайский, Башкирский, Иркутский, Мордовский, Таймырский, Томский, Удмуртский, Ханты-Мансийский ЦОДы успешно применяют наработки пилотных регионов на протяжении 2009-2010 гг. Результаты этой работы были представлены на двух секциях вышеназванной международной конференции. А именно, на секции 3 «Дилемма родного языка: коренные народы Сибири в полиязыковом образовательном пространстве» (ЦОД Республик Алтай и Башкирия, Иркутской области, Ханты-Мансийского АО) и секция 4 «Народное творчество: прошлое, настоящее, будущее» (ЦОД Республик Алтай, Башкирия, Мордовия и Удмуртия, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Таймырского муниципального района Красноярского края, Томской области).   


5.        Существенная и исключительно важная поддержка была оказана проекту Бюро ЮНЕСКО в Москве. Эта поддержка содействовала ускорению процесса интеграции в региональную политику названных регионов межкультурного диалога и принципов культурного разнообразия, увеличив тем самым вклад сегмента культуры в устойчивое развитие регионов за счет продвижения как нематериального культурного наследия, так и традиционных промыслов целевых регионов в международном аспекте. Конкретно были достигнуты следующие результаты.
5.1.    Во всех звеньях сети были проведены исследования, которые представлены на русском и выборочно - английском языках.
5.2.    Результаты исследований подготовлены к публикации, далее изданы тиражом 500 экземпляров в виде материалов конференции «Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов РФ».
5.3.    Издание была распространено среди ключевых участников и представителей социального партнерства НГУ по реализации данного проекта.
5.4.    В рамках мероприятий Международного Года сближения культур в целевых регионах проекта были проведены две крупные презентации издания. Презентации были посвящены двум знаковым событиям Года: 1) Международному Дню культурного разнообразия (21 Мая 2010 г.); 2) Международному Дню коренных народов Мира ((9 Августа 2010 г.).  Мероприятия были организованы и проведены Медународной кафедрой ЮНЕСКО по устойчивому развитию, наукм об окружающей среде и социальных проблемам при Новосибирском государственном университете и получили международный резонанс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 


    Разноплановый опыт реализации проекта бенефициаром Европейского Союза  совместно с партнерами (образовательные учреждения Финляндии и Чукотки) имеет большое значение для формирования долгосрочной стратегии культурной политики в регионах. Уже реализованные разделы проекта безусловно демонстрируют богатейшие возможности устойчивого духовного развития России на основе сохранения и поддержки многонациональной палитры культур в целевых регионах проекта. Опыт реализации позволяет также предложить широкий спектр возможностей интеграции культуры в образование. Эта работа будет продолжена в аспекте более широкого распространения позитивного опыта в остальные регионы, обобщения накопленного опыта в виде монографии и фильма, дальнейшего тиражирования наработок.
    Конечной целью этой работы  является посильный вклад в решение задачи интеграции локальной культуры во все сферы образования  на территории РФ в целом, целевых регионов проекта в частности.