НГУ и ИЯФ открыли новый радиационный центр

Сегодня в Институте ядерной физики СО РАН открылся новый радиационный центр. Он ориентирован на выполнение прикладных задач, хотя его создатели не исключают и фундаментальное наполнение работ.

– Идей у нас очень много, – рассказывает заведующий лабораторией промышленных ускорителей ИЯФ СО РАН, заведующий радиационным центром Александр Брязгин. – Мы разрабатываем новые радиационно-химические технологии совместно с химическими институтами СО РАН и НГУ. Особенно мне хотелось бы подчеркнуть наши совместные работы с ИХХТМ. Совместно мы разрабатываем технологию для переработки высокотоксичных отходов производства в полезные продукты, например, перерабатывать смолу обжиговых печей в кокс. Есть идея изготавливать машинное масло с присадками. Сейчас такие присадки делают только за рубежом, но на своем оборудовании мы можем облучить в масле метилметакрилат (мономер оргстекла), который в процессе воздействия полимеризуется, и в итоге мы получим готовую субстанцию. Кроме того, у наших ученых есть идеи по облучению продуктов питания (за счет этого сохранится большее количество витаминов и увеличится срок их хранения), однако, пока законодательство РФ такую деятельность запрещает. Но, например, на Западе и в США это распространенная практика.

По словам академика Геннадия Кулипанова, Россия сейчас идет по пути импортозамещения, хотя до сих пор доля закупок иностранных продуктов питания довольно высока. При этом в РФ около 30 % готовой продукции теряет свои товарные свойства, принося убытки производителю. Новые технологии, разработанные в ИЯФе, смогут обеспечить лучшее качество продуктов.

– Казахстан нас поддержал, поэтому в рамках таможенного союза, наверное, такая деятельность начнется, – заключил академик Кулипанов.

По задумке организаторов, радиационный центр будет использоваться в качестве еще одной исследовательской базы для студентов и магистрантов НГУ, обучающихся на ФЕН и ФФ.

– Студенты-физики будут работать на ускорителях, а химики – изучать реакции, которые происходят внутри. Мы больше работаем для прикладных наук, но фундаментальная составляющая работы все равно есть, – рассказывает о будущей работе Александр Брязгин. – Уникальность такой деятельности в том, что с использованием меньших временных и энергетических затрат мы можем проводить обработку полимеров, стерилизацию операционных комплектов, синтезировать новые химические вещества.

После прохождения по конвейерной ленте на облученных предметах остаточной радиации не остается, хотя для стерилизации используется от 15 до 20 кГр, что является смертельной дозой для человека. Безопасность обеспечивается за счет более низкой энергии ускорителя (5 МэВ), тогда как все активационные реакции начинаются при энергии выше 10 МэВ. Ускоритель, установленный в радиационном центре, разработан учеными института. Такую модель уже закупили и зарубежные коллеги: ускорители ИЛУ–10 работают в Казахстане, Польше, Индии и Китае. Два таких ускорителя поставлены в США.

– Мы прошли очень долгий путь до дня открытия. И путь этот был сложным. Мы провели колоссальную работу, и я особо хочу поблагодарить ректора НГУ, который пришел на помощь в тот момент, когда решалась судьба будущего центра, – рассказал Юрий Тихонов, заместитель директора ИЯФ СО РАН, на церемонии открытия.

Ректор НГУ Михаил Федорук отметил, что центр важен не только для университета, Сибирского отделения, но и в целом для страны.

– Те заработанные средства, которые будет получать новый центр, будут расходоваться на усовершенствование существующих радиационных технологий, а также на создание новых, – добавил Михаил Федорук.

Вы находитесь на старом архивном сайте НГУ