Розов Н. С. Идеи и интеллектуалы в потоке истории: макросоциология философии, науки и образования.

Новосибирск: Манускрипт, 2016. 340 с. Скачать книгу PDF. FB2

 

Новая книга проф. Н.С.Розова включает очерки с широким тематическим разнообразием: платонизм и социологизм в онтологии научного знания, роль идей в социально-историческом развитии, механизмы эволюции интеллектуальных институтов, причины стагнации философии и история попыток «отмены философии», философский анализ феномена мечты, драма отношений философии и политики в истории России, роль интеллектуалов в периоды реакции и трудности этического выбора, обвинения и оправдания геополитики как науки, академическая реформа и ценности науки, будущее университетов, преподавание отечественной истории, будущее мировой философии, размышление о смысле истории как о перманентном испытании, преодоление дилеммы «провинциализма» и «туземства» в российской философии и социальном познании.

Пестрые темы объединяет сочетание философского и макросоциологического подходов: при рассмотрении каждой проблемы выявляются глубинные основания высказываний, проводится рассуждение на отвлеченном, принципиальном уровне, которое дополняется анализом исторических трендов и закономерностей развития, проясняющих суть дела.

В книге используются и развиваются идеи прежних работ проф. Н. С. Розова, от построения концептуального аппарата социальных наук, выявления глобальных мегатенденций мирового развития («Структура цивилизации и тенденции мирового развития» 1992), ценностных оснований разрешения глобальных проблем, международных конфликтов, образования («Философия гуманитарного образования» 1993; «Ценности в проблемном мире» 1998) до концепций онтологии и структуры истории, методологии макросоциологического анализа («Философия и теория истории. Пролегомены» 2002, «Историческая макросоциология: методология и методы» 2009; «Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке» 2011).  

Книга предназначена для интеллектуалов, прежде всего, для философов, социологов, политологов, историков, для исследователей и преподавателей, для аспирантов и студентов, для всех заинтересованных в рациональном анализе исторических закономерностей и перспектив развития важнейших интеллектуальных институтов — философии, науки и образования — в наступившей тревожной эпохе турбулентности

 

Скачать книгу PDF. FB2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  

Часть I. ОНТОЛОГИЯ МЫСЛИ И АКСИОЛОГИЯ ИСТОРИИ Глава 1. Онтология научного знания: Можно ли пройти между Сциллой платонизма  и Харибдой социологизма?..

Глава 2. Роль идей в социально-историческом развитии: онтология и аксиология механизмов модернизации 

Глава 3. Эволюция интеллектуальных институтов и причины стагнации философской мысли

Глава 4. Социологическая «отмена философии» — новый этап давней традиции   

Глава 5. Философия мечты

 

  Часть II. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ТРАЕКТОРИИ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

Глава 6. Философия и политика в россии: драма отношений в контексте циклической динамики

 Глава 7. Основания поступков интеллектуала в период «заморозков»

 Глава 8. (неыслящая россия: антитеоретический консенсус как фактор интеллектуальной стагнации

 Глава 9. Российская геополитика как наука: отменить нельзя развивать

 Глава 10. Критика реформы РАН учеными и базовые ценности российской науки

 Глава 11. Судьба университетов в эпоху глобальной турбулентности

 

  Часть III. БУДУЩЕЕ МЫШЛЕНИЯ  КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ

Глава 12. От дисциплинарного империализма — к Обществознанию Без Границ 

 Глава 13. Альтернативный подход к преподаванию отечественной истории

 Глава 14. Будущее мировой философии: дальнейшая маргинализация или новый золотой век?

Глава 15. Смысл истории как испытание человеческого рода: философский взгляд

 Глава 16. Российская философия: вырваться из интеллектуальной периферии

 Глава 17. «Провинциализм», «туземство» и факторы интеллектуальной «столичности» в социальном познании 

 

  Приложения 1. «Социология философий» Рэндалла Коллинза — новый этап самосознания интеллектуалов в мировой истории

2. Семь смешных философских грехов

3. Интервью о состоянии философии в России Литература

 

Скачать книгу PDF. FB2

 

 Аналитическое содержание 

 

Часть I. ОНТОЛОГИЯ МЫСЛИ И АКСИОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Глава 1. Онтология научного знания: Можно ли пройти между

Сциллой платонизма и Харибдой социологизма? — 6

Исходное противоречие — 6. Аргументы социологизма — 7. Аргументы

платонизма — 9. Обобщение и преодоление предпосылок —10. Задача о

пропавшем долларе —12. Четырехчастная онтология — 13. Определение и

обоснование чистых онтологических сфер — 14. Понятие гибридных

онтологических сфер — 18. Арифметика как концептуальная онтология — 19.

Какова природа «онтологического упрямства» научных истин? — 23.

Значимость и онтологический статус идеальных объектов — 26.

Глава 2. Роль  идей  в социально-историческом  развитии:

онтология и аксиология механизмов модернизации — 30

Social imaginary — новая ипостась «роли идей в истории» — 30.

Четырехчастная онтология и природа социальной воображаемости — 31.

Модернизация — конструктивная трактовка — 32. Бюрократизация: от

вельможных хозяйств к государственным ведомствам — 33. Секуляризация:

от духовного доминирования церкви к светскому образованию, литературе,

искусству и масс-медиа — 35. Капиталистическая индустриализация: от

ремесленных цехов и ярмарок — к фабрикам и фондовым рынкам — 37.

Демократизация: от единой и наследственной власти знатных — к

разделенной и сменяемой власти избранных — 39. Взаимоусиление процессов

модернизации, связь идей и структурных условий — 40. Творческое

социальное воображение: механизмы активации и институционального

воплощения — 41.

Глава 3. Эволюция интеллектуальных институтов и причины

стагнации философской мысли — 43

Базовые понятия — 43. Интеллектуальная динамика и институты мышления

  44.  История  философии  как  эволюция  конфликта    46.

Институциональные причины стагнации философской мысли — 48.

Глава 4. Социологическая «отмена философии» — новый этап

давней традиции — 51

Два пути преодоления философии — 51. Интеллектуалистская отмена

философии: пунктирный обзор — 52. Социологизация философии — неявный

вызов  философскому  сообществу    54.  Сравнительная  социология

наблюдателей — 57. Отношения и вариации вместо сущностей и

принципиальных дилемм — 58. «Как социологизировать молотом» — 60.

Направления контрудара — 62. Смысл истории: пример оправдания

неразрешимой философской проблемы — 64.Предельные основания суждений

и осмысленный образ мира — 66.

Глава 5. Философия мечты —69

Трудность вопроса -69. Феноменология мечты: главные типы мечтаний -71.

Определение мечты -72. Онтология мечты: ее природа и роль в человеческих

испытаниях — 73. .Аксиология мечты: критерии оправданности — 76..

Гносеология мечты: вопросы об условиях осуществимости — 77. Этика

мечты: смысл жизни индивида и идеал семьи — 78. Организационная

философия мечты: идеальный институт — 82. Урбанистическая философия

мечты: идеал города — 82. Политическая философия мечты: национальная

идея — 83. Приоритет права и судов в мировом сообществе — глобальная

мечта — 85. Вечная жизнь человечества? Историософия мечты и космос — 87.

 

Часть II. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:

ТРАЕКТОРИИ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

Глава 6. Философия и политика в России: драма отношений

в контексте циклической динамики — 90

Структурная специфика российской философии — 90. Философия и

государственная власть в России: напряженная драма отношений — 91.

Двушаговый механизм социальной причинности — 92. Философия и циклы

социально-политической  динамики    94.  Объяснение  особенностей

российской философии — 98.

Глава 7. Основания поступков интеллектуала в период

«заморозков» — 103

Что происходит? — 103. Положение философии в колее российских циклов —

104. Конфликтующие идентичности интеллектуалов — 106. Ригоризм и

компромиссы — 108. Недопустимость лжи — обоснование на основе

принципа достоинства — 110. Поведение интеллектуала в конфликте:

полярные паттерны и императив — 112. Философия и подготовка к

«перевалу» — 114. Роль интеллектуалов в каузальной атрибуции кризиса —

116.

Глава 8. (Неыслящая Россия: антитеоретический консенсус как

фактор интеллектуальной стагнации — 120

Интеллигенты и интеллектуалы — 120. Дефицит творческого научного

мышления    121.  Причины  интеллектуальной  стагнации    124.

Антитеоретический консенсус — апология лености мысли — 126. Заменители:

«радость узнавания» и «разоблачение неадекватности» — 127. Метафора не

заменяет теорию — 128. Успешная теоретизация как счастливое сочетание

обстоятельств и практик — 130. Почему требуемые ингредиенты отсутствуют

— 131.

Глава 9. Российская геополитика как наука: отменить нельзя

развивать — 136

Насколько оправдана дискредитация геополитики? — 136. Смешение

значений    138.  Могущество  на  территориях 

неизбывная и меняющаяся реальность — 139. Разделение значений и

упорядочение имен — 140. . Геополитика как реальность — 141. Геополитика

как учение и как идеология — 142. Геополитика как чистая (фундаментальная)

наука — 142. Геополитика (геостратегия) как прикладная наука и технология

— 144. Главная дилемма геостратегии: гегемония или лидерство? — 144.

Геополитика в контексте макросоциологии — 146. Что делать с «провалами»

геополитики — 147. Геополитика и российский контекст — 150. Теория

геополитической динамики как основа анализа — 151. Мудрость геополитики

— эффективность геостратегии — 154.

Глава 10. Критика реформы РАН учеными и базовые ценности

российской науки — 157

Ученые против бюрократизации — 157. Научное творчество не терпит

принуждения — 159. Критика постулирования «приоритетов» — 160.

«Структуризация» и «конкурсность» как прикрытие «оптимизации» — 161.

Альтернативные предложения: дебютный радикализм — 162. Меры борьбы с

бюрократизацией и отношение к конкурсам — 163. Как проводить реформы —

164. Кто вообще должен управлять наукой? — 165. Лейтмотивы отношения к

реформам — 166. Базовые ценности и предназначение науки — 166.

Идеальный  образ  национальной  науки  как  проблема  социального

проектирования — 169. Тактика и стратегия научного сообщества в условиях

реформирования — 172.

Глава 11. Судьба  университетов  в эпоху  глобальной

турбулентности — 174

Ведомственный гнет «стандартов» и отчетности — 174. Аспекты анализа —

175. Базовые ценности образования и меняющийся контекст — 176.

Образование и колея российских циклов — 179. Альтернативные модели

университетов — 179. Актуальная роль и оптимальная модель университетов

— 181. Фатальна ли консервативность университетских профессоров? — 182.

Польза  внутренней  конкуренции    183.  Кадровое  обеспечение

образовательных новаций — 184. Вечная проблема (недоинансирования —

184. Кому ранжировать вузы — 185. Образование и политэкономия:

направления коэволюции — 187. Факторы успеха и новые формы интеграции

образования и науки — 187. Университеты как движители социальных реформ

— 189.

 

Часть III. БУДУЩЕЕ МЫШЛЕНИЯ

КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ

Глава 12. От  дисциплинарного  империализма    к

Обществознанию Без Границ — 192

Очень  краткая  история  дисциплинарных  «империализмов»    192.

Дисциплинарная экспансия в науке — от метафоры к геополитической модели

— 194. Корень профессиональной ревности — вопрос контроля над ресурсами

— 196. В чем сила экономического империализма — 198. Уязвимость

«прогрессорства» — 200. Геокультурная экспансия как соблазн качеством —

202. Стирание перегородок — шенгенский принцип в обществознании — 203.

Пример  преодоления  междисциплинарной  несоизмеримости    204.

Насколько утопично Обществознание Без Границ? — 206.

Глава 13. Альтернативный подход к преподаванию отечественной

истории — 208

Актуальность альтернатив — 208. Порывы модернизации и их последствия —

208. Циклическая динамика государственного успеха и свободы граждан —

209. Ряд самоиспытаний в социально-эволюционном контексте — 210. Связь

парадигм модернизаций, цикличности и исторических испытаний — 212.

Какая история служит воспитанию гражданина? — 212. Макросоциальные

процессы и личные истории — 214. Разные учебники при единстве базовых

требований — 215.

Глава 14. Будущее  мировой  философии:  дальнейшая

маргинализация или новый золотой век? — 217

Историческая динамика успеха и престижа философии — 217. Кризис,

стагнация или расцвет? — 218. Признаки затянувшейся стагнации — 218.

Новый философский золотой век? — 221. Взаимосвязь содержания философии

и ее роли в обществе — 223. Эпоха турбулентности — 224. Возможности

науки — 228. Возможности религии и идеологии — 229. Возможности

философии — 230. Направления философского прорыва — 232. Новые

требования к философскому образованию — 234. Миссия философии — 234.

Глава 15. Смысл истории как испытание человеческого рода:

философский взгляд — 235

Подход к проблеме смысла истории — 235. Поиск понятийной формы — 236.

Будущее открыто, но только отчасти — 237. Процессы «естественного»

складывания — 238. Процессы «искусственного» конструирования — 238.

Испытания — третья фундаментальная сфера жизни и человеческого бытия —

239. Действительный конец истории как мысленный эксперимент — 241.

Проблема оценки результатов испытаний — 245. Проблема гуманистического

критерия успешности испытаний в истории — 246. Свобода как

универсальная ценность — 247. Компоненты счастья и благополучия — 248.

Политические ценности как социальные условия полноценной жизни — 249.

Ближние и дальние условия — 250.

Глава 16. Российская философия: вырваться из интеллектуальной

периферии — 253

Философия в современной России: сложный образ — 253. Российская

философия и мировая: только ли проповедовать свое или догонять чужое? —

254. Разнообразие позиций — 255. Растерянность, амбиции и ростки

понимания — 257. Ориентиры развития философского сообщества — 259. К

автономии организационных основ философии — 260. Спор как путь к

интеграции поля интеллектуального внимания — 261. Как преодолевают

периферийность — 262. Философия, бросающая вызов — 265.

Глава 17. «Провинциализм»,  «туземство»  и  факторы

интеллектуальной  «столичности»  в социальном

познании — 267

Мировая иерархия в науке: кто кого слышит — 267. Привлекательность места

и типы комфорта — 268. Что обеспечивает признание в науке? — 269.

Факторы духовного комфорта ученого — 270. Радость узнавания и

разоблачение  неадекватности    271.  Условия  продвижения  к

интеллектуальной «столичности» — ?. Опыт Чикагской школы — факторы

блестящего успеха — 272. Была ли Чикагская школа социологии «туземной»?

— 276. Антитеоретический консенсус — общая платформа «туземства» и

«провинциализма» — 278. Теоретические перспективы социального познания:

на пути к «машинерии быстрых открытий» — 279. Синтез методологий — 281.

Построения и проверки теорий в исторической макросоциологии — 282.

Разрыв в стилях мышления — 284. Политика интеллектуального успеха. как

искусство возможного — 285.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. «Социология философий» Рэндалла Коллинза — новый

этап самосознания интеллектуалов в мировой истории —

289.

2. Семь смешных философских грехов — 311

1. Грех невежественной и доморощенной «гениальности»

— 311.

2. Грех сервилизма — 312.

3. Грех перманентного соскальзывания — 313.

4. Грех невнятности — 314.

5. Грех догматизма — 314.

6. Грех вымороченности (пустой схоластики) — 315.

7. Грех аутизма (эзотеризм, «слоновокостность») — 316.

3. Интервью о состоянии философии в России — 317.

ЛИТЕРАТУРА — 326.

Скачать книгу PDF. FB2