Другие публикации

ПЯТЬ ШАГОВ НА ПЕРЕВАЛ

к новой логике исторического развития страны

 

д.филос.н., проф. Н.С.Розов

www.nsu.ru/filf/rozov/

 

В статье «Плохой сценарий»[1] Дмитрий Фурман удачно вывел разговор об актуальных политических проблемах на уровень широких исторических обобщений. Теперь уже в пространстве публицистики происходящее сегодня в России осмысляется в контексте циклической динамики отечественной истории. Пресловутые «тоска» и «тошнота» - эмоциональные признаки такта «Стагнация», неминуемо соскальзывающего в такт «Кризис».

Чего-чего, а политических кризисов в истории России было множество. Практически все исходы укладываются в три направления: к реакции, «закручиванию гаек» (такт «Авторитарный откат»), к сокращению, ослаблению институтов и практик принуждения, «реформам», «оттепелям» и «перестройкам» (такт «Либерализация» в форме «дарованных свобод сверху» и/или нарастания «вольницы снизу»), либо же кризис достигал такой глубины, что следовал такт «Государственный распад» (Смута начала XVII века, Революция и Гражданская война 1917-1918 гг., распад СССР в 1991 г.)[2].

Неслучайно соответствующие сценарии и находятся в центре внимания нынешней общественной дискуссии, мерами возгорающейся и мерами угасающей. Дм.Фурман вполне резонно предостерегает от «плохого» — насильственного революционного сценария, поскольку он непременно возвращает в колею циклов, причем, вне зависимости от того, какая именно сила одержит победу и установит новый режим. При всем почтении к попираемой властями 31-й статье Конституции РФ, при сочувствии мужеству участников акций, следует отметить, что наметившаяся эскалация насилия, взаимного отчуждения и ненависти между оппозиционерами и властью, поляризации среди самой оппозиции (за участие/против участия) никак не способствует чаемой демократизации, скорее наоборот. Требуется перенаправление внимания, усилий, политических действий. Но какое?

Предлагаемый Дм.Фурманом «хороший сценарий» (поддержка переизбрания Дм.Медведева на второй срок с надеждой на то, что он будет «готовить страну к честным и альтернативным президентским выборам в 2018 году» [3]), мягко говоря, крайне сомнителен, на что уже было указано оппозиционными аналитиками[4]. В той же логике исторических циклов Дм.Фурман выражает типовую наивную надежду «западников» на «Либерализацию сверху» — приход «мудрого просвещенного царя», который дарует народу теперь уже не Конституцию, а честные и свободные выборы.

Что же с другими сценариями? Дельных позитивных предложений, кроме благонамеренных призывов. крайне мало, зато в ходу привычные «страшилки». Угроза хаоса и распада страны стала популярным риторическим оружием,[5] причем, как со стороны оппозиции, так и со стороны официальных идеологов.[6] Звучат упования на очередную «подморозку России» (такт «Авторитарный откат») со стороны одного края политико-идеологического спектра и соответствующие опасения — со стороны другого. Как видим, мысли аналитиков и публицистов жестко привязаны к ходам в рамках все в той же колеи исторических циклов.

Что требуется для ее преодоления, пусть вначале в мысленном пространстве? Построение долговременных сценариев — это не более, чем произвольная игра ума. Необходим выбор выверенного направления движения, а также сосредоточение внимания общества на ближайших шагах и вехах — составление повестки дня на обозримое будущее. Дальняя цель — выход из колеи циклов (Стагнация-Кризис-Либерализация-Откат-Мобилизация-Стагнация) и перевал к новой логике исторического развития, не натужному принудительному, а самоподдерживающемуся экономическому, социальному и культурному росту.

Какие требования к первым шагам? Они должны открывать новые возможности устойчивого подъема в стране современной конкурентной экономики, роста эффективности государственных институтов (в пользу не себя любимых, а общества), кардинального улучшения качества и ответственности чиновничества, законодателей, судей и правителей, что только и может создать условия обществу для такого роста. Начальные шаги должны открывать путь к последующим шагам, создавать для них субъектов и ресурсы, блокировать неизбежные поползновения к «Авторитарному откату», быть абсолютно легитимными в правовом и нравственном отношении, помогать широким слоям в решении реальных жизненных проблем, иметь потенциал поддержки  среди населения, бизнеса и хотя бы части государственного класса.

Первый шагпрофилактика неправового государственного насилия против личности и собственности: чтобы не разгоняли и не «винтили» мирных демонстрантов, чтобы владельцы фирм не боялись прихода «маски-шоу», и «предложений, от которых нельзя отказаться», чтобы прокуратура, следственные органы и суды не использовались для захвата бизнеса, властного передела собственности, чтобы бизнесмены не боялись поддерживать любые партии, движения, газеты, Интернет-издания, действующие в рамках Конституции и права и т.д. Надежная защищенность от страха перед репрессиями — вот что активизирует общественную и политическую активность.

Второй шаг — активизация малых инициативных групп, сообществ, в дальнейшем — сетей, связывающих группы из разных регионов, широких общественных движений, направленных на решение насущных проблем в отношениях граждан с государством, защиты конституционных прав, неприятие коррупции, нахождение институциональных решений (справки, лицензии, налоговые проверки, служба в армии, «крышевание», организация независимых профсоюзов и право на забастовки, защита прав работников, «мигалки» на дорогах, законы и решения, ущемляющие права, повсеместная возможность мирных собраний – «гайд-парков» и т.п.).[7] «В борьбе обретешь ты право свое» - говорилось сто лет назад в России. Теперь актуальна формула более прозаическая, но и более конструктивная: только в мирной борьбе за свои интересы и права граждане обретают субъектность и ответственность за происходящее в стране.

Третий шагвывод судов из-под зависимости от центральной и местных исполнительных властей, установление порядка «самоочищения» судейского корпуса от тех, кто неоднократно выносит несправедливые приговоры, введение и расширение практики судебных процессов по искам работников и профсоюзов к руководителям и владельцам предприятий, по искам граждан и юридических лиц против органов государственного управления, в том числе, и по поводам незаконных отказов в регистрации кандидатов и партий, фальсификации при подсчете голосов на выборах и т.д. При любых реформах возникает множество разногласий и конфликтов. Твердую опору для продвижения даст только действующая система независимого и справедливого суда.

Четвертый шаг обеспечение местного самоуправления через радикальное перенаправление налоговых потоков от центра на места, общественную поддержку, повышение роли выборных руководителей и региональных, городских законодательных собраний с мерами повышения заинтересованности местных властей в развитии бизнеса и конкуренции на вверенных территориях. Перенаправление гражданской активности и потенциала солидарности (шаг 2) с опорой на справедливые суды (шаг 3) на обеспечение справедливости выборов на местном уровне, последующее заинтересованное участие в местных реформах, направленных на  защиту интересов граждан и подъем местного бизнеса.

Пятый шаг — образование новых партий, уже не только и не столько инициативами из Москвы, а на основе широких сетевых связей местных движений и групп, отражающих спектр основных интересов, сил и идей. Широкая общественная кампания за честные выборы и на местном и на центральном уровнях. В состязании партийных программ и лидеров фокусировка общественного внимания не на популистских лозунгах, а на предложение  реализуемых путей выполнения все тех же выше обозначенных общенациональных целей: устойчивого подъема в стране современной конкурентной экономики, роста эффективности государственных институтов, кардинального улучшения качества и ответственности чиновничества, законодателей, судей и правителей.  Обсуждение альтернативных путей к этим целям, разъяснение обществу преимуществ парламентского принципа формирования правительства (за негодную работу последнего выигравшая партия расплачивается проигрышем на следующих выборах).

Многие справедливо указывают, что сложившийся в России режим не способен эволюционировать, а только загнивать, разрушаться, при наличии же у власти ресурсов — на время «подмораживаться». При отсутствии действий со стороны общества и сохранении достаточно высоких цен на нефть такой «консервативный» сценарий после 2012 г. может протянуться еще на 7, а то и на 14 лет. Правда, процессы деградации станут вовсе необратимыми, соседи и конкуренты теперь уже в Азии станут еще более успешны и могучи, а неизбежный кризис в России — глубже и разрушительнее. Каков же приемлемый выход?

 Кровавые революции обществом отвергаются, и правильно. Альтернативой для двух зол является мирная институциональная революция через гражданскую самоорганизацию. Представленные выше пять шагов – это стратегии, выверенные на основе серьезных макросоциологических теорий и результатов исследований[8], здесь оставшихся за кадром.

Почему первоочередными являются именно эти шаги? как их осуществить? кто их может и должен осуществлять? откуда брать недостающие ресурсы? как преодолевать неизбежное и жесткое сопротивление правящей группы и всех тех, кто заинтересован в сохранении режима? как заинтересовать пока анонимную и прячущуюся, но вполне либерально настроенную «элиту развития»[9] — все это отдельные большие вопросы, не для короткой статьи.

Важно сосредоточить внимание на необходимости внятной повестки дня — общей программы действий политических и гражданских движений, направленных на действительную модернизацию государства и экономики. Без этого России из колеи болезненных циклов не вырваться. Россия при всех своих исторических мытарствах — великая страна, и перспектива перевала к здоровому и свободному развитию, будем надеяться, полностью не исчезнет. А вот скатиться вновь от него по привычной колее, когда инертность и прострация сменяются спазмами насилия, или приблизиться к этому перевалу, к «российскому чуду» — это во многом зависит от нашей способности размышлять, договариваться и действовать сообща.

Другие публикации



[1] Фурман Д.Е. Плохой сценарий. Революции у нас оказывались механизмом возвращения к авторитаризму и задержки движения к демократии. Электронный ресурс: http://www.ng.ru/ideas/2010-06-09/5_revolution.html.

[2] Подробнее см.: Розов Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь: возможно ли выздоровление? // ПОЛИС. 2006. №3. С. 8-29. Электронный ресурс: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/cycles1.htm.

[3] Фурман Д.Е. Хороший сценарий. Как мы можем стать демократической страной в 2018 году // Независимая газета, 04.05.2010. Электронный ресурс: http://www.ng.ru/ideas/2010-04-05/9_2018.html

[4] См., например: Пионтковский А.А. Хороший сценарий при плохой игре //Грани.Ру. Электронный ресурс: http://www.grani.ru/opinion/piontkovsky/m.177124.html. По той же теме «надежд на просвещенного царя» см. убедительную статью И.Павловой «Ху из мистер Медведев?» //Грани.Ру. Электронный ресурс: http://www.grani.ru/Politics/Russia/Cabinet/m.151585.html, недавнее интервью Владимира Гельмана http://www.svobodanews.ru/content/article/2076036.html.

[5] См. обзор: Маслов О.Ю. Распад России в начале ХХI века в высказываниях современников //Независимое аналитическое обозрение. Электронный ресурс: http://www.polit.nnov.ru/2009/05/11/disintegrationRu/.

[6] Азар И. Сурков навсегда // Газета.Ру. Электронный ресурс: http://www.gazeta.ru/politics/2010/04/15_a_3352177.shtml

[7] См. Памятку гражданскому и политическому активисту (Декалог неравнодушных):  http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/pam.htm.

[8] Детально эти вопросы рассмотрены в новой книге: Розов Н.С. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегия России в XXI веке (в печати), см. http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/kol-per.htm. Соответствующая политическая программа представлена здесь: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/april.htm.

[9] Российская элита: запрос на новый курс //Либерал.Ру. Электронный ресурс: 28.10.2008 http://liberal.ru/articles/1454.