Администрация Новосибирской области

Новосибирский областной фонд поддержки науки и высшего образования

 

 

 

Макросоциологические основания разработки приоритетов и стратегий развития г. Новосибирска и Новосибирской области

 

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

по договору   ФНЗ-32-03

от “10”октября 2003 г.

 

 

Исполнитель

доктор философских наук, профессор                                                                    Н.С.Розов

 

 

Новосибирск

2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат……………………………………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………………………4

1.Краткое описание релевантных
макросоциологических моделей
……………………………………………………5

Модель геополитической динамики Р.Коллинза ………………………………..5

Модель миросистемного анализа …………………………………………………..6

Теория центрального места в геоэкономике ……………………………………..6

Модель динамической связи экономических сфер А.Стинчкомба ……………7

Геокультурная модель центров престижа ………………………………………8

Модель проектных коалиций Банфилда ……………………………………………8

2. Исходные предпосылки и принципы разработки приоритетов развития Новосибирской области……………………………………………………………….9

3.Стратегии развития города — проблема приоритетов………………………….…10

4. Приоритетные стратегии развития Новосибирской области……………………..16

5. Организационное и финансовое обеспечение
проектов регионального развития
……………………………..……………………18

Заключение: рекомендации для принятия управленческих решений………….20

Список использованных источников………………………………………………..20


РЕФЕРАТ

Отчет  20 стр. Источников: 6.

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

В работе дано краткое описание современных макросоциологических моделей, релевантных вопросам выбора приоритетов социально-экономического развития региона: модель геополитической динамики, миросистемная модель, теория центрального места в геоэкономике, модель динамической связи между экономическими сферами, модель культурных центров как зон престижа.

Обосновывается тезис о необходимости смены парадигмы развития Новосибирской области: ее перспективы связаны прежде всего не с традиционной сельскохозяйственной направленностью, отдельно от развития города Новосибирска, но с ее предназначением стать благоприятной средой (с множеством разнообразных функций и услуг) для развития г.Новосибирска как транспортного узла, торгового, делового и культурного центра общенационального и международного значения. На основе применения макросоциологических моделей к современной местной ситуации выделены основные перспективные направления развития г.Новосибирска (мультимодальный транспортный узел с приоритетным развитием технологий смешения грузов, страхованием грузов, обеспечением высокой скорости и надежности перевозок при низких ценах, развитие страхового и банковского дела, создание деловых центров, поддержка жилищного строительства и создание дочернего автомобилестроения). Намечены соответствующие приоритетные направления развития Новосибирской области: развертывание частного жилищного строительства, тепличных хозяйств в Новосибирском районе, поддержка индустрии туризма выходного дня, создание загородных центров для проведения деловых семинаров, школ и проч., постройка дополнительных речных портов, мостов и транспортных узлов в области с целью освобождения Новосибирска от большегрузных операций (уголь, металл, древесина, жидкие материалы и др.)

Практическое значение результатов заключается в рекомендациях для принятия управленческих решений и для выбора приоритетных направлений развития Новосибирской области.


 

ВВЕДЕНИЕ

Новая ситуация России и Сибири требует кардинального пересмотра традиционных подходов к разработке стратегий и программ регионального развития. Главным фактором является включение всей России, Сибири и, в частности, Новосибирской области, в мировую экономическую систему с всепроникающим характером товарных и денежных потоков. С одной стороны, новая ситуация дает новые весьма широкие возможности развития, с другой стороны, это ситуация жесткой конкуренции, в том числе соревнования между регионами, причем в данное соревнование включены уже не только сибирские и российские города и регионы, но также города, регионы, провинции соседних стран.

Теперь очень многое стало зависеть от фактора времени: кто первый проявит деловую инициативу, кто первый начнет пользоваться появившимися, но еще скрытыми от всех возможностями, кто привлечет к себе внимание, кто замкнет на себе коммуникационные линии и финансовые потоки, тот и вырывается вперед, а далее разрыв имеет тенденцию лишь к увеличению.

В этой ситуации исключительно важное значение обретает видение новых открывающихся возможностей развития. Современным инструментом видения являются модели, а поскольку речь идет о широком (национальном и даже международном) контексте, то ключевое значение получают именно макросоциологические модели (прежде всего, геополитические, геоэкономические и геокультурные).

Настоящая работа направлена на подбор и описание тех моделей, которые представляются наиболее соответствующими задачам выбора приоритетов регионального развития и первичное, эскизное представление открывающихся возможностей. Более точное и обоснованное суждение о возможностях и приоритетах требует внимательного сопоставления имеющихся в области и городе ресурсов с предполагаемыми задачами развития, но это уже другая, самостоятельная работа, включающая анализ больших массивов информации, прежде всего, в социальной, экономической и технологической сферах.

Главная направленность данного исследовательского проекта — попытка смены привычных взглядов и подходов к развитию области, привлечение внимания к новым перспективам регионального развития в условиях процессов глобализации.

Часть 1.Краткое описание релевантных
макросоциологических моделей

 

Рассмотрим макросоциологические модели, адекватные вопросам выбора приоритетов регионального социально-экономического развития. Заметим, что вопросы развития отдельного региона (области, края, провинции) в современных условиях должны решаться с учетом общенациональных интересов и задач развития всей страны, а также с учетом глобальных процессов и тенденций. Соответственно, в перечень адекватных макросоциологических моделей попадают не только модели регионального уровня, но также национального и глобального. Выделим следующие модели:

·                                   Модель геополитической динамики Р.Коллинза,

·                                   Модель миросистемного анализа,

·                                   Теория центрального места в геоэкономике,

·                                   Модель динамической связи экономических сфер А.Стинчкомба,

·                                   Геокультурная модель центров престижа и сетей культурного производства

·                                   Модель проектных коалиций Банфилда

 

Модель геополитической динамики Р.Коллинза

Модель включает набор ключевых переменных (военный успех, размер территории, геополитические ресурсы, логистическая нагрузка, окраинность-центральность, легитимность, уровень могущества на территории и др.), а также пять основных принципов (принцип ресурсного преимущества, принцип окраинного преимущества, принцип фрагментации центральных областей, принцип геополитического упрощения и принцип сверхрасширения, см. детальнее [Коллинз, 2000; Розов, 2002, раздел 4.4.]). На основе этой модели Р.Коллинз в 1980 г. предсказал распад Варшавского блока и СССР. Геополитические приоритеты и стратегии России в контексте данной модели разработаны в ряде публикаций [Розов, 1997]. Основные выводы, прямо касающиеся Новосибирска и Новосибирской области, относятся к особой геополитической значимости снижения логистической нагрузки через развитие транспортных путей и узлов, создания зон долговременного интереса для отдаленных геополитических партнеров (прежде всего, Западная Европа и США).

 

Модель миросистемного анализа

Ключевым понятием в данной модели является мир-экономика — тип исторических систем, организованных структурой длинных товарных цепей, пересекающих множественные политические границы (Wallerstein 1988). Мир-экономики структурированы по оси:

·                      ядро (высший статус; сосредоточение капитала, коммерческой инициативы, передовых технологий, военной мощи, большой средний класс),

·                      полупериферия (срединный статус; опорные пункты эксплуатации ядром периферии, соединение их черт, динамичность развития),

·                      периферия (низший статус; почти то же, что "колония" или "сырьевой придаток", большой разрыв в уровне жизни между слоями населения, авторитарные режимы, склонность к стагнации и/или социальным катаклизмам).

Отношения "патрон-клиент" между странами отражают именно эту иерархию. Как правило, чем выше статус страны в данной иерархии, тем более развита терпимость, слабее ксенофобия, более защищены личные права граждан и права собственности, более развиты демократические институты, более широк средний класс.

Для стран периферии, равно как и для мир-империй, характерно, напротив, большое социальное расслоение, бесправие "низов", авторитарные режимы власти, феномен неразрывной "власти-собственности".

Кто выигрывает в логике мир-экономики?

Главными факторами преимущества в борьбе за повышение статуса в иерархии мир-экономики являются:

а) выгодное геоэкономическое положение (перекресток торговых путей и их безопасность, Бродель 1994);

б) коммерческая инициатива в торговле, транспорте, инвестировании; опорная сеть и кадровый потенциал экономической экспансии (Бродель 1994);

в) величина ресурсов (особенно, финансовых, научно-технических, информационных и интеллектуальных, а также адекватных моральных и правовых традиций), способность их мобилизовать для успешной конкуренции в наиболее прибыльных сферах текущей ситуации;

г) отсутствие чрезмерных трат на национальную безопасность и безопасность международной торговли (Modelski 1987).

При любом раскладе событий России вынуждена будет вести свою игру в логике современной глобальной мир-экономики. Следует учитывать, что перепрыгнуть из периферии в ядро мировой экономики никому никогда не удавалось. Значит, перспектива на ближайшее десятилетие (как минимум) — поиск ниши и укрепление России в "срединчатом" статусе полупериферии. Анализ характеристик России по каждому из факторов а-г показывает, что в каждом случае положение России не из лучших, но опять же нет принципиальных преград для использования шанса и подъема практически по всем указанным параметрам. Геоэкономические стратегии России в свете данной модели детально рассмотрены ранее [Розов, 1997]. Для Новосибирска и Новосибирской области главными выводами из соответствующего анализа являются значимость инициативного включения в мировую систему, прежде всего в роли полупериферии, что означает перспективы создания дочерних фирм, предприятий, филиалов по отношению к странам ядра США, Западная Европа, Япония) с направленностью на экономическую экспансию на соседние области России, а также страны СНГ, Монголию и Китай.

 

Теория центрального места в геоэкономике

Согласно данной концепции наибольшими потенциальными преимуществами в развитии экономики, социальной сферы и культуры являются «центральные места» — точки пересечения торговых путей, миграционных и финансовых потоков. Важно, что сама по себе центральность не гарантирует успеха, но должна сочетаться с адекватной инициативой — использованием открывающихся возможностей. Любопытным моментом является фактор времени. Поскольку в центре имеется не одна точка, но достаточно большая область с множеством населенных пунктов, каждый из которых вначале имеет примерно равные шансы, то выигрывает тот, кто начинает первым. Когда пути прокладываются именно через данный пункт, начинается лавинообразный процесс утверждения его как единственного центра и остальные пункты уже не могут подняться, в лучшем случае они могут служить в качестве вспомогательных опорных пунктов для центра.

Для Новосибирска и  Новосибирской области кардинально важным оказывается определение того, центром пересечения каких других обменивающихся зон они могут стать. Здесь важно преодолеть как региональный (в масштабе Сибири), так и национальный (в масштабе России) пределы. В современную эпоху глобальных связей нужно вести речь о Новосибирской области как о центральном месте по отношению к достаточно отдаленным регионам и странам, куда попадают не только Казахстан, Монголия, Северный Китай, Корея, но также Япония, Германия, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Иран, Турция и США. Разумеется, Новосибирск сейчас — далеко не единственный возможный узел пересечения соответствующих транспортных потоков, но один из потенциальных претендентов (наряду, например, с Екатеринбургом, Омском, Красноярском, Иркутском, Ташкентом). По мере развития глобальных коммуникаций неизбежно произойдет иерархизация таких потенциальных узлов, причем победит именно тот, кто первым проявит инициативу и замкнет на себя транспортные пути, соответствующие деловые связи и инвестиции.

 

Модель динамической связи экономических сфер А.Стинчкомба

Данная модель родилась из простого вопроса: почему на протяжении всей истории банки концентрировались прежде всего в портах (достаточно упомянуть Геную, Венецию, Антверпен, Амстердам, Лондон и Нью-Йорк).  Исключения (Флоренция, Париж, Чикаго) подтверждают правило, поскольку каждый из данных центров в соответствующий исторический период находился в центре транспортных сетей и выполнял основные функции порта: доставку, сортировку (смешение), складирование грузов.

Важным понятием модели является информационная плотность транспортного узла. Грубо говоря, эта плотность тем больше, чем больше приходится операций с грузами, документов, сопровождающих грузы, и чем больше удельная цена перевозимых товаров на единицу веса. Не все, но лишь некоторые порты и другие транспортные узлы обладают высокой информационной плотностью (современные яркие примеры: Нью-Йорк, Лондон, Гамбург, Москва).

Согласно модели Стинчкомба, именно такие узлы стягивают на себя максимальный объем деловой активности, связанной с этими «информационно-нагруженными» транспортными услугами: оптовые сделки, страхование грузов, складирование, кредитование закупок, другие финансовые операции и проч.

Весьма важно, что узлы с высоким потенциалом смешения грузов становятся даже более привлекательными, чем более близкие узлы с меньшим потенциалом, этот факт эмпирически подтвержден. Кроме того, любопытным является огромный объем внутренних перевозок, который даже превосходит сумму привозимых и вывозимых грузов за фиксированный период времени (такие результаты получены для внутрипортовых перевозок Нью-Йорка).

Естественным образом возникающая концентрация деловой активности ведет к росту банковской деятельности и концентрации капитала. Капитал же всегда ищет каналы инвестирования и оборота, причем ближайшие вложения оказываются более предпочтительными, поскольку облегчается контроль за их использованием и возвратом. Соответственно, концентрация капитала ведет к росту в том же месте различных (наиболее надежных и/или прибыльных) сфер индустрии и сервиса.

Применение данной модели позволяет определить прежде всего приоритеты развития Новосибирска как транспортного узла с потенциалом роста банковской активности, но опосредованно дает ориентиры и для развития области.

 

 

 

Геокультурная модель центров престижа и сетей культурного производства

Согласно данной модели цивилизации представляют собой иерархии зон культурного престижа. Культурные центры, подобно магнитам, притягивают новые поколения производителей культуры (ученых, художников, писателей, театральных деятелей и т.д.). В центрах с наибольшей скоростью и эффективностью ассимилируются дальние экзотические культурные образцы, которые далее распространяются уже под маркой этих центров. Цивилизационные центры обычно являются и центрами специальной подготовки. Также центры являются главными источниками миссионерской деятельности (в широком смысле), часто имеют свои формальные и неформальные «представительства» в отдаленных точках своей зоны престижа.

Главной объяснительной моделью несимметричного и неравномерного развития центров на сегодняшний день является интегральная модель культурных сетей, взаимосвязи творческой и ритуальной активности и динамики организационных основ [Коллинз, 2002]. Менее разработаны сложные взаимосвязи между культурным престижем и социальным, экономическим ростом. Очевидно, что экономический рост дает возможность расширения организационных основ культурного производства. С другой стороны, непременно следует учитывать, что в умелых руках культурный престиж некоторого центра (например, Париж или Нью-Йорк как «брэнды») служит исключительно эффективным орудием коммерческой экспансии.

 

Модель проектных коалиций Банфилда

Данная модель является результатом социологического анализа Э.Банфилда и А.Стинчкомба обеспечения крупных проектов в Чикаго, которые успешно были реализованы еще в 1950-60-х гг. [Stinchcombe, 1987]

Были проанализированы властные, организационные и финансовые аспекты осуществления таких проектов как создание выставочного центра (одного из первых в Америке), автотрассы федерального значения, часовой фабрики, сети крупных универмагов и др.

Было показано, что для разного типа проектов необходимой является коалиция разных местных элит, в том числе: городское правление, правление штата, руководители местных банков, бизнес-элиты центральной части города, периферийной части и мелких городов штата, наиболее популярные местные газеты, федеральное правительство.

Проанализирован процесс создания проекта, который, как правило, начинает группа, ожидающая наибольшей пользы для себя от реализации проекта, а затем по мере включения партнеров в коалицию проект трансформируется так, чтобы его реализация дала выгоду (далеко не всегда и не только экономическую) каждому участнику коалиции. Показано, что успех проекта во многом зависит от формирования его «идеологии», которая включает определенные «теории», то есть представления о будущих аспектах осуществления проекта:

1)              теория личной компетенции членов коалиции, согласно которой каждая возникающая проблема при реализации проекта должна попасть в зону компетенции того или иного участника и быть решена;

2)              теория элементов окружения, которые должны быть преобразованы с такими-то результатами, причем это потребует таких-то затрат;

3)              теория распределения и контроля за расходованием средств, поступающих для реализации проекта;

4)              рыночная теория, согласно которой конечные получатели выгоды от реализации проекта (фирмы, потребители, избиратели, подписчики, вкладчики, акционеры и т.п.) обеспечат достаточную отдачу членам проектной коалиции;

5)              Теория сбора, т.е. представление о том, кто и как будет способен собрать поступающую отдачу от получателей выгод, какие есть гарантии достаточных возможностей для сбора, а также того, что никто из участников коалиции не будет обделен.

 

Выявлены также основные функции, которые необходимо выполнять при осуществлении проекта:

1)              Функция предоставления гарантий участникам, согласно которой руководитель проекта ручается перед членами коалиции о том, что коалиция достаточно сильна для реализации проекта и что каждый участник будет выполнять свои обязательства;

2)              Функция обеспечения коммуникации и взаимодействия между участниками проектной коалиции;

3)              Функция убеждения как самих участников, так и внешних партнеров в реализуемости проекта, причем отмечается, что именно такую функцию имеют разнообразные исследования и консультации с экспертами;

4)              Функция активации (или сообщения энергии), поддерживающая постоянную деятельность по реализации проекта.

Далее в разделе 5 будет показано применение данной модели к проблемам организационного и финансового обеспечения развития Новосибирской области.

 

2. Исходные предпосылки и принципы разработки приоритетов развития Новосибирской области

Вначале зафиксируем наиболее существенные характеристики нашего региона, которые следует учитывать при выборе приоритетных направлений развития:

·                   Бедность природных ресурсов, практически отсутствуют полезные ископаемые, область — зона рискованного земледелия, значительную часть территории занимают болота и тайга;

·                   В плане демографии, промышленного, культурного, технологического развития, безусловно, доминирует центр — город Новосибирск, ни один районный центр даже не приближается по значимости к Новосибирску;

·                   Область окружена регионами (Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край), также весьма слабо населенными, кроме того, Новосибирск имеет существенные преимущества в развитии и над центрами соседних регионов;

·                    Ярко выраженные социальные и культурные преимущества центра области над ее периферией ведут к миграции активной части населения и молодежи в центр, что ведет к двояким проблемам: напряженности на рынке труда в Новосибирске и растущей нехваткой кадров в районных центрах и на селе.

Общие принципы, вытекающие из указанных особенностей таковы:

Необходима радикальная смена парадигмы развития области: ее следует рассматривать не как отдельную от Новосибирска зону преимущественно сельскохозяйственного развития, но прежде всего как многофункциональную благоприятную среду развития самого Новосибирска, выигрывающую от обслуживания Новосибирска как делового центра национального значения.

 Соответственно главные стратегии развития области суть стратегии поддержки развития центра — города Новосибирска; с другой стороны, дело развития области как благоприятной среды должно попасть в круг интересов и ответственности руководства и деловых элит самого Новосибирска.

Очевидным ограничителем любых смелых прожектов регионального развития является весьма скудный собственный финансовый потенциал региона, что в полной мере касается и Новосибирской области. Здесь также необходима кардинальная смена взгляда. Обычно учитываются такие главные и традиционные (с советского времени) источники областного бюджета: налоговые сборы от областных производителей и трансферы из Москвы. Если же видеть в области не только и не столько сельскохозяйственный регион (причем в зоне рискованного земледелия), но благоприятную среду развития г. Новосибирска, то нужно сосредоточиться на поиске путей использования финансовых ресурсов Новосибирска в области. Вопрос нужно поставить так: как должна развиваться область, чтобы как можно большая доля финансовых ресурсов, уходящих из Новосибирска, оставалась в области?

Анализ таких потоков на основе статистических данных и выявление возможностей области — особая большая работа. Здесь укажем только на очевидное. Деньги из Новосибирска уходят по трем главным каналам:

·        закупки продовольственных и промышленных товаров для населения,

·        приобретение комплектующих, сырья, энергии для промышленных предприятий Новосибирска;

·        вывоз новосибирцами личных средств для траты в других местах (прежде всего, туризм).

Далее будет показано, что по каждому пункту в самой Новосибирской области есть потенциал для «задерживания» в ней финансовых потоков из Новосибирска.

Отдельная задача — выявление хозяйственных и социальных функций, которые могут быть вынесены за пределы Новосибирска и выполняться в области, отвечая при этом приоритетным стратегиям развития самого Новосибирска.

Если согласиться с этими принципами, то для разработки приоритетов развития области придется предпринять предварительный анализ перспектив развития центра области — города Новосибирска.

 

3.Стратегии развития города — проблема приоритетов

Традиционно в обсуждениях желательных перспектив развития города или региона важным оказывается все, в то время как средств на все никогда не хватает, а в сегодняшней России часто не хватает даже на насущно необходимое. В такой ситуации главным становится вопрос о выборе приоритетных направлений развития. Как правило, они решаются исходя из устоявшихся мнений и традиций, текущих интересов и предпочтений властных элит, инерции прошлого развития. Логика рассуждений здесь примерно такая: были сильными в Новосибирске машиностроение и наука, вот и дальше их надо развивать прежде всего прочего. Попробуем избежать этой накатанной колеи и выяснить, какими должны быть приоритетные стратегии развития нашего города в свете рассмотренных выше современных макросоциологических теорий.

 

Геополитическая перспектива: от опасной центральности  к альянсу с Европой

Новосибирск находится в самом центре России и в относительно спокойной части северной части Азии, однако недавние события (на Балканах, на Кавказе, в Ираке, конфликт с Украиной) напоминают о неисчезающей значимости геополитики.

С точки зрения геополитической теории центральное положение державы (например, России) между сильными в военном плане, относительно богатыми и густонаселенными регионами (например, Западная Европа, страны Ислама, Китай и Япония) весьма уязвимо, поскольку ресурсов на защиту всех потенциально опасных границ не хватает. Главный мирный путь преодоления опасной геополитической центральности — вступление в альянс с тем из наиболее сильных соседей, который при минимуме опасности заселения и захвата территории обеспечит максимум защиты от наиболее опасных в этом отношении остальных соседей.

То, что для современной России таким оптимальным альянсом является долговременный стратегический союз с Западной Европой, обосновано в другой работе [Розов, 1997], поэтому сразу обратимся к практическим выводам для Новосибирска. Присутствие европейцев, например, немцев, французов, итальянцев, шведов, в Новосибирске, обретение ими здесь долговременных экономических интересов, не только допустимо, но крайне желательно. Опасности заселения и экспансии никакой (Новосибирск — это не Калининград и не Псков), зато, чем больше будут иметь европейцы долговременных экономических интересов в Сибири, тем больше можно рассчитывать на их поддержку в случае геополитических неурядиц на наших юго-восточных границах.

Далее речь пойдет в основном о геоэкономике, поэтому разобьем этот большой вопрос на несколько ключевых аспектов.

 

Миросистемная перспектива — укрепиться в срединном статусе

Главное концептуальное завоевание миросистемного анализа (см. выше) в том, что главные причинные факторы развития стран стали видеть не только и не столько внутри них самих, сколько в их месте среди других стран и мировых регионов — в мир-кономике как особой иерархизованной миросистеме.

Напомним, что в этой иерархии "ядро" (наиболее развитые страны) благоденствует и развивается во многом за счет своих связей с "полупериферией" (срединный, передаточный статус) и "периферией" (что обычно называют колониями, отсталыми регионами или сырьевыми придатками).

Здесь важно следующее. Во-первых, "прыгнуть" из периферии сразу в ядро никому никогда не удавалось. Во-вторых, срединный статус "полупериферии" наиболее перспективен для динамичного развития (юго-восточные "драконы" — самое яркое тому подтверждение). В-третьих, для принятия этого статуса нужно не только распространять свою активность среди "клиентов", но самим встать в позицию "клиента" по отношению к некоторому (желательно, перспективному и безопасному) "патрону" — члену ядра миросистемы. Наконец, история миросистем показывает, что главными опасностями для экономического и культурного развития городов являются центры мир-империй (в том числе свои "родные"), которым нужно получить "все и сразу", а не экономические "патроны" (в том числе зарубежные), которые заинтересованы, главным образом, в стабильности своей способности "снимать сливки" и вполне терпимы к тому, что их партнеры богатеют.

Для Новосибирска это означает следующее. Международная экономическая активность города должна быть направлена по двум главным направлениям: поиск "патронов" как инвесторов, поставщиков новейших технологий и инфраструктуры бизнеса, а также создание широких сетей среди потенциальной "периферии" — областей для совместного с "патронами" ресурсного и рыночного освоения. Появился еще один довод теснейшего союза с фирмами Западной Европой уже как с "патронами" и членами "ядра" мир-экономики. Естественной ближайшей "периферией" Новосибирска должны стать другие города и области Западной Сибири (если наши претензии на столичный статус в Сибири не голословны), дальнейшие концентрические круги включают Север, Казахстан и Среднюю Азию, Урал, Восточную Сибирь, Монголию. Если не пытаться вместе с европейцами "осваивать" Китай, то вскоре Китай с помощью тех же европейцев, а также американцев и японцев "освоит" нас самих.

Наконец, в данной перспективе становится более ясным статус Москвы по отношению к остальной России и Новосибирску, в частности. Гиперцентрализация финансовых ресурсов и жесткость экономической экспансии москвичей по отношению к банкам и наиболее прибыльным предприятиям провинции указывают, что Москва по-прежнему функционирует в большей мере как властный и перераспределительный центр мир-империи. Поэтому здесь нужно распрощаться с позицией просителей и прекраснодушием, необходимо готовиться к долгой позиционной борьбе (опираясь, например, на "Сибирское соглашение" и Совет Федерации) и максимально использовать здесь поддержку из "ядра" мир-экономики — Западной Европы.

 

Теория центрального места — реализовать шанс перекрестка торговых путей

Давно известно, что города, культуры и цивилизации расцветали прежде всего на перекрестках мировых торговых путей. Это относится и к Средиземноморью, и к Европе, с древнейших времен пересеченной дорогами, а со Средних веков усеянной ярмарками, и к Киевско-Новгородской Руси (пути "из варяг в греки" и из Северной Европы в Индию) и к нашему Новониколаевску-Новосибирску, фактически выросшему из пересечения Оби с Транссибом.

Экономическая теория центрального места рассматривает именно эти закономерности. Важнейшим фактором здесь является то, что развитие опирается не на собственные богатства, а на устойчивый взаимный интерес экономически разнородных регионов, соединяющие пути между которыми проходят через данную "счастливую" точку. Фактор центральности особенно важен там и тогда, когда традиционные формы экономики себя исчерпали, когда город или регион попали в полосу бедности и кризисов. Суметь привлечь к себе транспортные потоки — вот шанс к развитию и расцвету в такой ситуации.

В современной геоэкономической перспективе Сибирь также следует рассматривать как центральное место между главными экономическими и демографическими гигантами Евразии: прежде всего Европой и Восточной Азией (Японией, Кореей, Китаем). Важно, что Сибирь и Новосибирск — это отнюдь не единственный и даже не главный претендент на использование шансов центрального места. Китай, Турция, Индия и Иран, Средняя Азия весьма активно работают в этом направлении (достаточно вспомнить форум в Баку о возрождении "великого шелкового пути", куда представителей России даже не пригласили).

Вывод отсюда следует весьма жесткий. Если в самое ближайшее время (5-10 лет) не будет предпринято попыток привлечь транзитные грузопотоки (прежде всего, из Китая в Европу) по территории России, то трансконтинентальные дороги пройдут мимо нас, другие города будут расцветать, а Сибирь останется "медвежьим углом" в новой, пронизанной современными торговыми путями Евразии (подробнее об этом [Розов, 1997]).

Практический вывод для Новосибирска таков. Инициировать обсуждение глобального проекта — соединения Европы и Японии-Кореи-Китая "мостом" современных скоростных транспортных линий и коммуникаций, наращивать собственную мощь как главного транспортно-информационного узла Северной Азии.

 

Концепция пространственного тяготения — от "смешения грузов"
 к превращению в финансовый центр

Рассмотрим транспортный узел, который служит не только пунктом транзита, но также смешения грузов. Допустим, приходят в Новосибирск вагоны из Красноярска, Шанхая и Сеула. Но в каждом из этих вагонов есть товары, предназначенные для разных городов, например, Омска, Екатеринбурга, Ростова, Москвы, Минска, Одессы, Варшавы, Берлина и Праги. Теперь вопрос состоит в том, где будет выполняться функция формирования нового "вагона", к примеру, в Прагу. Там ведь должны быть товары и из Шанхая для Праги, и из Сеула для Праги, и из Красноярска для Праги, и из Омска для Праги и т.д. Тот же вопрос стоит и для обратного направления. В Россию из Европы попадают товары не только для европейской части России, но также для Сибири и Дальнего Востока. Вопрос: где происходи смешение грузов и формируется товарный вагон, например, для Иркутска, с товарами из Берлина, Парижа, Стокгольма и Лондона? Сейчас основным таким узлом смешения грузов по-прежнему остается Москва. Совершенно естественна и разумна стратегия освободить Москву от функций смешения грузов, направляемых к Востоку от Урала.

Такая функция смешения грузов выполняется с помощью специальных терминалов, которые должны соединять между собой все местные транспортные линии (в Новосибирске это железная дорога, автоперевозки, речной и воздушный транспорт).

Очень важно, что мощные терминалы по смешению грузов настолько облегчают, ускоряют и удешевляют перевозки, что они начинают "притягивать" грузы, поскольку затраты даже на более долгий путь с лихвой окупаются этими преимуществами. Таким образом, производители, например, Омска, будут отправлять свои грузы не прямо в Европу (что географически ближе), но в Новосибирск для Европы, поскольку благодаря эффекту смешения скорость и цена такого "окольного" пути будут ниже, безопасность выше, страховка надежнее, чем при прямой отправке.

Соответственно, если грузы из Средней Азии, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Монголии и Северного Китая также будут направляться для смешения в терминалах Новосибирска, то рост спроса на такие услуги непременно приведет к росту инвестиций в сам транспортный узел и все сопутствующие службы города.

Согласно модели пространственного тяготения или связи между экономическими сферами (см. выше) именно в портах и городах как транспортных узлах с наиболее мощной функцией смешения грузов закономерно концентрируется банковская, финансовая деятельность. В терминалах, смешивающих грузы, концентрируются не только сами грузы, но также сопутствующая им информация делового и правового характера, активность по принятию решений, страховая деятельность, мощная структура коммуникаций и т.д. Проще говоря, именно в такого рода транспортных узлах появляется больше страховых компаний, больше юридических служб, больше международных фирм; здесь более полная и качественная информация о бизнесе, производстве и деловых связях; здесь лучше развита инфраструктура бизнеса, связь с самыми удаленными уголками, охваченными грузопотоками; сюда быстрее проникают новые информационные технологии и т.д.

Главной функцией банков является принятие эффективных финансовых решений, для чего решающим фактором является как раз близость к местам скопления деловой, правовой информации, возможность использования уже имеющейся мощной структуры коммуникаций как внутри такого центра, так и на дальние расстояния.

Итак, если есть направленность на то, чтобы в Новосибирск пришли большие деньги для последующих инвестиций, например, в промышленность и науку, то город должен стать привлекательным для банков, а чтобы привлечь банки завтра, нужно думать сегодня о такой прозаической вещи как строительство терминалов по смешению грузов.

 

Ресурсы и ниши — место Новосибирска на рынках Евразии

Транспорт, информация и финансы — очевидные приоритеты для Новосибирска, но как же быть с "реальным сектором", как обоснованно выбрать главные направления специализации и характера развития промышленности?

Здесь ставятся обычно два вопроса: "что и из чего мы можем делать?" (аспект наличных ресурсов в широком смысле) и "где и что мы сможем продавать?" (аспект имеющихся и прогнозируемых ниш на мировых рынках).

Правильнее начать со второго вопроса. Если главные "патрон" и "клиент" уже определены (Европа и Китай), то нужно спрогнозировать, как будут развиваться рынки того и другого.

На европейский рынок, как известно, с продукцией нашего машиностроения протолкнуться почти невозможно, а в будущем будет еще труднее. Продолжающийся демографический рост в Китае непременно приведет к росту потребности в рабочих местах, прежде всего — в технологических линиях для трудоемких производств и полуфабрикатах. По-видимому, это направление и должно быть одной из главных перспектив промышленного развития Новосибирска.

Европейские банки и предприятия здесь выступают в качестве "патронов", поставщиков финансов, организации и новейших технологий. Самое главное — заинтересовать их, чтобы станки и технологические линии, производимые в Новосибирске, продавались, например, в Китае, Индии или Средней Азии, и уже готовая продукция, произведенная на этих станках и линиях, также находила себе место на мировых рынках, где европейцы традиционно удерживают весьма сильные позиции, конкурируя с США и Японией.

Ресурсы для такой работы есть — это богатства и Восточной Сибири, и Средней Азии. Промышленный и научный потенциал тоже имеется. Дело в том, чтобы соединить все эти элементы в один работающий комплекс.

 

Передовые отрасли — трамплин в ядро мир-экономики

Хорошо известно, что для проникновения в высший уровень геоэкономической иерархии — в ядро мир-экономики — необходимо "в нужное время заняться нужным делом", т.е. сделать ставку на наиболее перспективные отрасли деятельности и выйти с новой продукцией на уже готовые их воспринять рынки.

Также нет никакого секрета в том, что наука, наукоемкие технологии, информация, коммуникации и образование являются именно такими перспективными областями в течение последних десятилетий. Современное экономическое доминирование Америки во многом связано с тем, что американцы с заметным успехом, сознательно и открыто работают над тем, чтобы сделать свою страну чуть ли не монопольным центром фундаментальной науки, международных образовательных услуг и современных (главным образом, компьютерных) коммуникаций.

В одиночку в этих областях ни Новосибирск, ни вся Сибирь, ни даже Россия с заморским гигантом конкурировать не в состоянии. Зато помочь в такой конкуренции европейцам, в принципе, вполне по силам, особенно после становления Новосибирска как крупнейшего транспортно-информационного и финансового центра с европейской инфраструктурой бизнеса. Здесь речь идет о таком объединении потенциала сибирской и европейской науки, о кооперации вузов Новосибирска с ведущими вузами Европы и Америки, чтобы удовлетворять соответствующие потребности поднимающейся Южной и Восточной Азии.

Геоэкономическая стратегия России, разработанная в соответствии с вышеуказанными концепциями, включает три основных шага: соединение Европы и Китая "великим кроссовочным путем", постройку дочерних европейских предприятий по всей линии этого пути ("Европа до Владивостока") и освоение растущих научно-образовательных рынков Евразии [Розов, 1997]. Соответствующие шаги, но в более детальной проработке могут быть представлены и для Новосибирска.

 

1 шаг, 2004-2010.

Превращение Новосибирска в главный транспортно-информационный узел Северной Азии. Для этого требуется, как минимум, следующее:

·        постройка вначале одного, а затем нескольких взаимосвязанных терминалов с современными технологиями погрузки-разгрузки и смешения грузов; основу терминала должны составлять железнодорожные линии и автотранспорт, но с легким и дешевым доступом к речному порту и авиаперевозкам;

·        поощрение появления в Новосибирске нескольких крупных картелей или синдикатов, каждый из которых объединяет транспортные, складские, информационные, страховые, юридические функции, а также заботится о безопасности своих грузов и перевозок;

·        предоставление городом максимальных удобств, безопасности и информационной открытости для оптовой торговли и транзитных перевозок; жесткая борьба с транспортным рэкетом; сведение к минимуму государственных поборов на дорогах; нахождение путей такого материального поощрения милиции, автоинспекции и т.д., чтобы выгоднее было сохранить свое рабочее место, чем обирать проходящий транспорт; Новосибирск должен стать самым привлекательным узлом для транзита и доставки грузов, а не наоборот;

·        развертывание производства малых грузовых автомобилей (оптимальный путь — дочерние по отношению к европейским предприятия по сборке), поощрение того, чтобы внутригородские перевозки между терминалами и узлами остальных 3-х транспортных линий (железная дорога, река, воздух) были как можно более оперативными и дешевыми; принцип простой — зарабатывать не за счет высокой цены перевозок, а за счет привлечения грузов и увеличения объема услуг;

·         подготовка высококвалифицированных специалистов по международным перевозкам (экономика, технология смешения грузов, правовое обеспечение и страховки, информация и реклама);

·         открытие сети представительств Новосибирского транспортного узла в главных портах и крупнейших промышленных центрах Европы и Азии;

·        инициирование обсуждений по привлечению инвестиций в строительство "моста" современных коммуникаций из Европы в Китай (скоростная железная дорога, автобан с развязками, оптоволоконные кабели, газопровод и т.д.);

·        постройка дочерних европейских заводов по производству "дальнобойных" грузовиков; создание условий для развертывания транспортных фирм международных автоперевозок.

 

2 шаг. 2005-2015.

Превращение Новосибирска в крупнейший финансовый центр Северной Азии и форпост Западной Европы для конкуренции на азиатских рынках технологий. Для этого требуется, как минимум:

·        введение обязательного страхования перевозок, личного транспорта, жилья, дорогостоящего имущества при одновременном строгом контроле за выполнением страховыми компаниями своих обязательств; рост страховой деятельности в городе — это всегда аккумуляция средств, что означает рост города как финансового центра);

·        подготовка и осуществление "жилищного бума" в Новосибирске на основе соединения интересов городской администрации, финансовых центров, земле- и домовладельцев, городского бизнеса, строительных компаний и широких слоев нуждающихся в жилье (см. об этом детальнее [Розов, 1997]).

·        постройка своего "сити" — комплекса высотных домов, связанных между собою переходами (по образцу Миннеаполиса и др.) и снабженных всей современной инфраструктурой бизнеса и услуг;

·        подготовка высококвалифицированных специалистов в области международных финансов и международного экономического права;

·        создание приоритетных условий для тех банков (как местных, так и филиалов московских, зарубежных банков), которые инвестируют в местную промышленность и инфраструктуру;

·        детальное изучение потребностей и перспектив спроса на технологии и полуфабрикаты на рынках Азии (прежде всего, Китая); поиск европейских "патронов" и инвесторов; постройка в Новосибирске дочерних европейских предприятий по переработке среднеазиатских и восточносибирских ресурсов и производству технологических линий, электрических машин, оптики станков и полуфабрикатов для азиатских предприятий, наукоемкого оборудования для атомных станций, систем вооружений и т.д.;

 

4. Приоритетные стратегии развития Новосибирской области

Вернемся к анализу возможностей задерживания финансовых потоков, исходящих из Новосибирска, в области. Выше были указаны три основных потока:

·        закупки продовольственных и промышленных товаров для населения г.Новосибирска,

·        приобретение комплектующих, сырья, энергии для промышленных предприятий Новосибирска;

·        вывоз новосибирцами личных средств для траты в других местах (прежде всего, туризм).

 

Рассмотрим каждый пункт по порядку. Вопрос ставится так: в каких секторах какие есть в области возможности, чтобы предложить товары и услуги Новосибирску не худшего качества, но более дешевые и доступные, чем товары и услуги, предлагаемые извне.

Внимание прежде всего нужно сосредоточить на пользующихся большим и устойчивым спросом импортных товарах, как правило, наиболее дорогих. Во многих сферах соревнование с зарубежными производителями безнадежно и не нужно (например, вина, обувь, одежда). Но есть товары, которые вполне могут производиться в области, особенно, при соединении прежнего опыта, создания дочерних предприятий по отношению к европейским и поддержки со стороны администрации области. Какие именно это сферы производства — вопрос специального исследования. Наибольшие перспективы видятся в производстве всего комплекса товаров для строительства и ремонта жилья: стройматериалов, облицовочных материалов, сантехники, а также в обработке древесины. Если ориентироваться на будущий бум жилищного строительства, то крайне перспективной видится обработка древесины и строительство дочерних (по отношению к европейским) мебельных фабрик.

Рассмотрим вопрос о снабжении новосибирской промышленности комплектующими, сырьем и энергоресурсами. Собственные сырьевые и энергетические ресурсы в Новосибирской области весьма ограничены. Значит, речь должна идти прежде всего о переработке чужого дешевого сырья для поставок в Новосибирск. Развитие Новосибирска как крупнейшего транспортного узла по смешению грузов также открывает возможности перед городами области с промышленным потенциалом (Бердск, Куйбышев, Искитим и др.) для производства и поставки комплектующих для создания грузовых терминалов, строительных материалов и проч.

По третьему пункту (вывоз новосибирцами личных финансовых средств), с первого взгляда рекреационные возможности области малы (холодный климат, короткое лето, гнус и проч.). Однако, есть явно недоиспользованные возможности, связанные именно с малой заселенностью территории, девственностью природы. Следует учитывать также резкий рост владельцев автомобилей в Новосибирске, рост среднего класса. Постепенно сокращается количество огородников, но быстро растет спрос на качественный отдых выходного дня: активный спорт на воде, рыбалка и охота летом, лыжный спорт зимой. Лечебные озера в южной части области представляют возможности создания курортных зон, которые способны привлекать клиентуру из соседних областей.

С учетом главного принципа — создания благоприятной многофункциональной среды для развития г. Новосибирска как крупнейшего транспортного и делового центра северной Азии — развитие Новосибирской области правильнее всего рассматривать в структуре концентрических кругов вокруг Новосибирска и в структуре основных транспортных магистралей (железная дорога и река Обь).

 

Пригороды: Новосибирский район. Здесь перспективы развития однозначно задаются опытом развития мегаполисов: развертывание частного жилищного строительства (куда будут переселяться зажиточные слои), больших супермаркетов на подъездах к городу, а также массовое строительство тепличных хозяйств для круглогодичного обеспечения жителей города свежими овощами. Новосибирский район и сейчас лидирует в сборе овощей, но тепличное производство еще далеко не достаточно развито. Здесь же имеются наибольшие возможности и потребности для промышленного производства свинины и птицы.

 Особое внимание следует уделить поддержке дачных хозяйств (электричество, насосные станции, строительные материалы, строительство дорог, организация охраны).

 

Ближний круг: Искитимский, Черепановский, Сузунский, Ордынский, Колыванский, Мошковский районы. В сельском хозяйстве очевидным приоритетом является мясомолочная промышленность, главным потребителем которой опять-таки является Новосибирск.

Недостаточное внимание до сих пор уделяется рекреационной сфере. Речь идет, во-первых, о планомерном освоении всего побережья Обского водохранилища и реки Обь как курортной зоны. Важно правильно выбрать профиль рекреационных услуг и адресную группу населения. Скорее всего, речь должна идти о достаточно недорогих кемпингах, летних домиках с широким ассортиментом услуг для активного отдыха (серфинги, яхты, рыбалка, сауны) а также о зимних «домиках рыбака». Побережье Обского моря вполне может стать курортным центром не только для области, но и для соседних регионов. Старая советская практика строительства ведомственных баз отдыха себя изжила. Оптимальным является объявление тендеров на освоение курортных зон, гибкая политика в отношении ренты и налогов. Если судить по опыту подобных прибрежных зон, то вполне можно ожидать, что основным источником доходов и стимулов развития для окрестных селений будет именно курортная сфера.

Во-вторых, как было сказано выше, ближний круг регионов следует рассматривать как зону активного отдыха для новосибирцев  в выходные дни. Сейчас такое понимание приходит, но на местах выражается диким образом: через огораживание и взимание мзды за въезд без предоставления каких-либо видимых услуг. В зависимости от характера, отдаленности  и популярности места следует поддерживать развитие курортных зон на трех основных уровнях: 1) стационарные пансионаты круглогодичного использования (с бассейном, саунами и проч.), 2) летние домики и столовые, 3) оборудованные места для кемпингов с уборкой мусора и предоставлением инвентаря для активного отдыха.

Следует учитывать, что курортное хозяйство — весьма доходное дело, нередко ведущее к буму строительства и частной инициативы (наглядный опыт — Алтай в районе озера Айи ,Семинского перевала и др.). Нужно избежать двух крайностей — установления монополии областных или местных властей на эту деятельность, а также утраты какого-либо контроля (особенно в плане цен, налогообложения и экологии). Правильно установить четкие «правила игры» и даже при определенных условиях выдавать кредиты на освоение курортных местечек с последующим контролем выполнения заданных правил.

Если рассчитывать на дальнейшее развитие Новосибирска как крупного делового центра, то следует учитывать и растущую потребность в загородных местах для проведения разного рода деловых встреч, семинаров и т.д. Соответственно здесь речь идет о загородных гостиничных и деловых комплексах с сервисом международного уровня и подведением всех коммуникаций (включая доступ к Интернету). Строительство таких комплексов под силу только крупным и богатым структурам (например, в нефтяной, банковской сферах). Администрация области может только инициировать этот процесс, с небольшим долевым участием, но с использованием влияния и связей для создания необходимых фондов и структур управления строительством.

 

Дальний круг

Для отдаленных районов области встает отдельная задача — выявление хозяйственных и социальных функций, которые могут быть вынесены за пределы Новосибирска и выполняться в области, отвечая при этом приоритетным стратегиям развития самого Новосибирска (см. выше: транспортные технологии и связь, банковское и страховое дело, жилищное строительство; качество жизни горожан, переработка леса и производство мебели, дочернее автомобилестроение, технопарки).

В контексте развития транспортных и коммуникационных технологий следует сопоставить номенклатуру комплектующих (для дорожного строительства, погрузочно-разгрузочных технологий, систем управления грузами, прокладки кабелей, создания центров связи и т.д.) с потенциалом каждого районного центра для распределения заказов на комплектующие и профильного целенаправленного развития соответствующих районных центров (прежде всего в аспекте технологий и профессионального образования).

 

5. Организационное и финансовое обеспечение проектов регионального развития

Прежде всего, следует исходить из того, что для крупных прорывов в региональном развитии собственных бюджетных средств области не достаточно. Бюджет области предназначен для поддержки функционирования жизненно-важных институтов (медицина, образование, теплоснабжение и др.). Рассмотрим альтернативные источники финансирования и политику по отношению к ним.

·                         Крупные банки и предприятия Новосибирска

·                         Мелкие вкладчики Новосибирска и Новосибирской области

·                         Московские банки и предприятия

·                         Финансовые ресурсы центральных ведомств (министерств, комитетов)

·                         Бюджетные субсидии

·                         Западные (европейские и американские) партнеры

В принципе, нужно найти способы привлечения всех источников, но наибольшая осторожность должна быть проявлена к московским партнерам, которые, во-первых, редко заинтересованы в действительном развитии регионов, во-вторых, нередко прибегают к хищнической и даже силовой политике.

Далее, следует найти способы преодоления жесткой границы между финансами города и финансами области, причем для этого вовсе не требуются какие-либо правовые или институциональные новшества, поскольку речь идет в основном не о бюджетах города и области, а о привлеченных средствах.

Суть дела в том, что проекты, под которые собирается финансовая поддержка, должны быть не чисто областными, но включать как интересы крупных учреждений Новосибирска, так и интересы отдельных районных центров и районов области. Кроме этого, в каждом проекте необходимо предусмотреть интерес западных (например, немецких, американских или итальянских вкладчиков) и интерес мелких вкладчиков. О содержании проектов достаточно говорилось выше, здесь рассматривается только организационная сторона обеспечения финансирования. Поэтому будем говорить о проектах без конкретизации, но для простоты можно иметь в виду главный и первоочередной проект: превращение Новосибирска в крупнейший центр смешения, доставки и страхования грузов, создание в области благоприятной многофункциональной среды для этой задачи громадной значимости.

Обычно любые, даже самые перспективные проекты упираются в простое, но «железное» возражение: нет денег. Если учесть модель проектных коалиций Банфилда и Стинчкомба (см. раздел 1), то вопрос о финансировании проекта, хоть и важный, но не первый и не единственный. Успех определяется не деньгами (которые часто «уходят в песок»), но созданием дееспособной и компетентной коалиции элит, прежде всего, властных, коммерческих, обеспечивающих престиж проекта и широкую поддержку со стороны населения.

Если говорить о развитии транспортного узла и терминалов по смешению грузов в Новосибирске, то проект должен начинаться не с постановления мэрии, а с формирования инициативной группы транспортников (например, железнодорожников, понявших перспективу развития международных перевозок), представителей банков и страховых компаний, сделавших ставку на инвестиции в транспорт и страхование грузов. Далее уже определяются разные требования к реализации проекта и привлекаются новые участники, компетенция которых должна быть достаточна. Такая коалиция уже будет иметь средства для вложения в проект, но главное — обладает достаточным весом, статусом, рычагами влияния для получения дополнительных средств (через выпуск акций, субсидирование из федерального и муниципального бюджетов, привлечение зарубежных инвесторов, выделение средств из ведомственных ресурсов и проч.).

Параллельно необходимо формирование «идеологии» проекта, которая включает определенные «теории», то есть представления о будущих аспектах осуществления проекта: теорию личной компетенции членов коалиции, теорию элементов окружения, которые должны быть преобразованы с такими-то результатами, причем это потребует таких-то затрат; теорию распределения и контроля за расходованием средств, поступающих для реализации проекта; рыночную теорию, согласно которой конечные получатели выгоды от реализации проекта (например, отправители и получатели грузов, в том числе зарубежные) обеспечат достаточную отдачу членам проектной коалиции; теорию сбора, т.е. представление о том, кто и как будет способен собрать поступающую отдачу от получателей выгод, какие есть гарантии достаточных возможностей для сбора, а также того, что никто из участников коалиции не будет обделен.

Проектная коалиция, как сказано выше (раздел 1), также должна быть способной выполнять основные функции, которые необходимы при осуществлении проекта: функцию предоставления гарантий участникам, функцию обеспечения коммуникации и взаимодействия между участниками проектной коалиции; функцию убеждения как самих участников, так и внешних партнеров в реализуемости проекта, функцию активации (или сообщения энергии), поддерживающую постоянную деятельность по реализации проекта.

 

 

Заключение: рекомендации для принятия управленческих решений

Предварительное замечание:

Любое управленческое решение эффективно только тогда, когда опирается не только (и не столько) на общие принципы и модели, но на четкое представление о целях и на конкретную информацию о возможностях и средствах достижения этих целей.

С этой точки зрения, результаты данного теоретического исследования имеют существенные ограничения в плане возможности выводить из них конкретные рекомендации. Поскольку речь в исследовательском проекте идет о применении весьма общих макросоциологических моделей к проблематике регионального развития, то и рекомендации на самом деле могут быть даны не для конкретных управленческих решений, а только для выбора общих приоритетов (как оснований для постановки целей) и для расширения видения открывающихся возможностей.

Для формирования конкретных рекомендаций необходимо сопоставление представленных моделей и идей с конкретными данными, что требует отдельной работы и привлечения соответствующих специалистов.

Итак, далее следуют некоторые рекомендации общего характера, касающиеся приоритетов выбора целей и расширения пространства возможностей развития Новосибирска и Новосибирской области.

1.      Главные перспективы Новосибирской области — не в самостоятельном сельскохозяйственном и промышленном развитии, но в том, чтобы стать благоприятной многофункциональной средой для превращения областного центра в крупнейший транспортный, финансовый, деловой и культурный центр северной Азии.

2.      Планы и программы развития Новосибирской области должны строиться, прежде всего, с учетом концентрических кругов вокруг центра; причем для каждого круга — свои оптимальные функции (см. выше).

3.      Особое внимание следует уделить созданию рекреационных зон и загородных центров для выездных деловых семинаров и проч., поскольку это ведет за собой резкое развитие средств и узлов коммуникаций (качества дорог, телефонной и кабельной связи), которые затем станут катализаторами роста.

4.      В сфере промышленного развития области наибольшие перспективы будут иметь дочерние (по отношению к европейским) предприятия по замещению импорта (особенно в материалах для строительства и отделки жилья), по поставке комплектующих для транспортных узлов Новосибирска, по переработке древесины и другого сырья, энергоносителей из других областей Сибири и из Казахстана.

5.      В вопросах финансового обеспечения развития области следует рассчитывать не только и не столько на бюджет области, сколько на создание проектных коалиций с участием городских властных, финансовых и промышленных элит, представителей европейских и московских корпораций, имеющих долговременные интересы в Новосибирске и области.

Список использованных источников

1.      Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.3. Время мира. М.1992.

2.      Коллинз Р. Предсказание в макросоциологии: случай Советского коллапса //Время мира, вып. 1, Новосибирск, 1998, с.234-278.

3.      Розов Н.С. Национальная идея как императив разума: Эскиз геоэкономической и социокультурной стратегии России для XXI века // Вопр. филос., 1997, 10.

4.      Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.

5.      Stinchcombe, Arthur. Conctructing Social Theories. The University of Chicago Press. Chicago and London. 1987.

6.      Wallerstein I. World-Systems Analysis//Social Theory Today. Cambridge,  England,  1988.  Р.  308-313.