Другие публикации

 

ТРЕВОЖНЫЙ ОКЕАН БУДУЩЕГО

 

ТОНИ СТИВЕНСОН                   НИКОЛАЙ РОЗОВ

 

Беседа о глобальных проблемах

и перспективах человечества

 

(Опубликовано в «Экономической газете» в 2000 г.)

 

С генеральным секретарем Всемирной федерации исследования будущего Тони Стивенсоном (Брисбейн, Австралия) беседует доктор философских наук, профессор Н.С.Розов (Новосибирский Академгородок).

Оба участника беседы выражают свои личные взгляды, а не oфициальные позиции представляемых организаций.

 

Всемирная федерация исследования будущего (World Futures Studies Federation - WFSF) - международная неправительственная неполитическая организация, образованная в Париже в 1973 году. Имеет консультативный статус в ЮНЕСКО, является членом Международного Совета общественных наук, опирается на различные международные, национальные и региональные группы и организации ("Человечество 2000", Римский клуб, Гавайский университет и др.).

Тони Стивенсон был избран на пост генерального секретаря Федерации в 1993г., сменив д-ра Джима Датора (США).

Профессор Николай Сергеевич Розов преподает и ведет исследования в Новосибирском гос. университете, автор нескольких книг, в том числе "Структура цивилизации и тенденции мирового развития"(Новосибирск, 1992), "Философия гуманитарного образования" (Москва, 1993), "Ценности в проблемном мире" (Новосибирск, 1998), составитель и редактор Альманаха современных исследований по теоретической истории, макрососциологии, геополитике, анализу мировых систем и циввилизаций "Время мира".

Проф.Н.С.Розов ведет международный электронный Архив философии истории http://www.nsu.ru/filf/pha/, руководит постоянно действующей международной телеконференцией на английском языке по проблемам философии истории, теоретической истории и глобалистики (http://www.nsu.ru/filf/pha/philofhi/).

 

Из журналистики в футурологию

Николай Розов: Тони, если Вы не возражаете, расскажите вначале немного о себе. Что и почему привело Вас в Федерацию исследования будущего?

Тони Стивенсон: Я начал с карьеры журналиста. Поэтому меня особенно интересовали исследования коммуникаций. Уже в университете я занялся этими проблемами и познакомился с Джимом Датором - одним из ведущих современных футурологов. Он оказал большое влияние на мою жизнь. Поэтому я соединил свой анализ коммуникаций с исследованиями будущего.

Я работал радиожурналистом, затем репортером на телевидении и в различных журналах в Австралии, в Канаде. После этого я стал консультантом различных правительственных и деловых организаций. В 1975 году уже в середине моей карьеры я вернулся к моему последипломному исследованию по коммуникациям и с тех пор обратился к более академической работе, прежде всего в структуре нашей Федерации исследований будущего.

Н.Р.: Имя Джима Датора напомнило мне его любопытную метафору. Будущее несется на нас в виде огромных разрушительных волн - цунами, а большинство из нас ведет себя как люди устроившие пикник на берегу океана и сидящие спиной к нему. Наши мысли заняты прошлым и мелкими текущими заботами: кто забыл принести курицу, как избавиться от песка в бутербродах. На надвигающуюся со стороны океана опасность мы не обращаем никакого внимания.

Реальны ли эти опасности и что беспокоит Вас больше всего в глобальном будущем?

Т.С.: Во время моей работы журналистом я много наблюдал за политической практикой в моей стране. Консультирование политических деятелей позволило довольно детально ознакомиться с реальными механизмами и "коридорами" политической власти. Меня очень глубоко беспокоило, что политики в моей стране и, я уверен, в большинстве стран, гораздо больше заботятся о себе и совершенно недостаточно о людях, которым они, казалось бы, должны служить.

Я считаю, что мы должны найти или изобрести новые структуры политического управления. Идея исследования будущего помогает здесь, она дает определенную методологию.

 

Федерация исследований будущего

Н.Р.: Что Вы понимаете под "исследованием будущего"? Мы привыкли считать, что исследовать можно только существующее или существовавшее когда-либо. Как можно изучать будущее?

Т.С.: Вы правы, конечно. Исследования будущего действительно проблематичны, потому что нет данных о будущем и в некотором смысле исследование будущего является скорее поиском чем собственно исследованием. Мы и щ е м возможные или вероятные данные, а не изучаем существующие.

Наука сейчас движется к признанию роли субъективности к признанию определенного "равноправия" объекта и субъекта, факта и ценности. Нет причин, почему наши исследования не могут "зайти" за факты, выйти к тому, что могло бы произойти. Таким образом мы можем развить некоторые видения будущего и затем вернуться к настоящему. Это позволяет расширить возможности анализа и критики, начать очень важный диалог для принятия решений относительно сегодняшних действий.

Например, если мы считаем, что одно из видений будущего состоит в самоуправлении, и мы говорим об образе самоуправляемого сообщества через 20 лет, то это позволяет вернуться в сегодняшний день и спросить, что мы должны сделать сегодня и через 5 лет, чтобы прийти к этому самоуправлению.

Н.Р.: Все это трогательно напоминает методологию социалистического планирования. Видимо, романтические идеи строительства светлого будущего никогда не оставят человечество. Важно, в каком направлении и за счет чего и кого двигаться.

Если вернуться к метафоре цунами, сам Датор призывает не бежать стремглав от цунами будущего, а изучить характер надвигающихся волн, взобраться на них на доске серфинга и использовать силу волн для собственного свободного движения. Впрочем, это уже сверхромантическая идея.

Как устроена и как действует Ваша Федерация? В чем ее отличие от такой известной и уважаемой организации как Римский клуб?

Т.С.: Наша Федерация является независимой неправительственной организацией объединяющей отдельных исследователей и различные институты. В ней нет руководства, она просто облегчает общение и развитие исследований будущего.

В Федерации нет отделений, есть только коллеги. Это построение не империи, а сети, состоящей из людей, которые профессионально заинтересованы или прямо занимаются мышлением, ориентированным на будущее.

Римский клуб отличается от нашей Федерации в следующем. Во первых, членство в Римском клубе ограничено, кажется, по пять человек от каждой нации или около того, а у нас нет этого ограничения.

Римский клуб привлекает солидных ученых из самых разных областей знания. Мы же прежде всего заинтересованы в участниках, самостоятельно ведущих серьезные исследования, относящиеся к будущему. Пока еще мы не ведем общих исследовательских проектов, но мы думаем об этом.

Н.Р.: Расскажите немного подробнее: что мешает начать большие исследовательские проекты по проблемам глобального будущего?

Т.С.: Проблема таких проектов состоит в неизбежности их связи с политикой. У нас есть принципиальная позиция свободы от какой-либо однозначной политической линии. Так, до прошлого года одним из членов федерации был один из видных политических деятелей Сербии. У него были резкие политические разногласия со многими из членов Федерации. Однако мы по-прежнему уважали его право быть иметь свою позицию. Хотя многие не согласны с его политикой в Сербии, мы хотим продолжать диалог с ним, потому что мы уважаем различия, уважаем саму значимость того, что люди с разными убеждениями общаются и обмениваются идеями.

Итак мы стараемся держаться в стороне от политически зависимых проектов, скорее мы соединяем группы людей со сходными интересами для совместных или скоординированных исследований.

У нас есть несколько проектов о будущем культуры в южной Америке и в Азии. У нас также есть проекты о будущем окружающей среды в Европе. Мы сейчас рассматриваем возможность новых проектов по Африке, по проблемам миграции из сельской местности в города.

 

Метафоры будущего

 Н.Р.: Давайте немного поговорим о теоретических моделях будущего, хотя бы на языке метафор. Слайтер в своей книге "Орудия и технологии будущего" приводит следующие типичные образы мышления о будущем:

- "игральные кости", т.е. полная случайность;

- "сплав по реке", когда можно немного менять направление, но в рамках берегов (ограниченный выбор);

- "американские горки", когда выбора нет;

- "океан", т.е. полная свобода возможностей.

Известны также более сложные метафоры: - "поезд", который идет строго по рельсам, но иногда встречается

с развилками (этот образ, кстати, любит использовать Егор Гайдар); - "летящие клином гуси", когда первый участник (например, Япония)

облегчает движение последователям (например, новым "драконам" Юго-Восточной Азии).

Есть ли среди этих метафор наиболее близкая Вам, Тони?

Т.С.: Пожалуй, мне ближе образ океана. Будущее - это пространство, где отсутствуют структуры, но, к несчастью, мы слишком часто переносим наши старые структуры в это будущее. Может быть, мы можем подумать о других структурах. А Вы как считаете?

 

Мегатенденции мирового развития

Н.С.: Если позволите, я, прежде чем отдать предпочтение той или иной метафоре, скажу немного о своем теоретическом подходе. В своих книгах я пытаюсь преодолеть сложность современной глобальной проблематики с помощью концепции системных мегатенденций: каждая мегатенденция включает устойчивый комплекс взаимоусиливающих тенденций из разных сфер жизни цивилизации. Такой комплекс положительной обратной связи между технологическими, экономическими, социальными, культурными тенденциями оказывается мощнейшим механизмом, переводящим одни исторические эпохи в другие. Мегатенденции действуют как в рамках цивилизации (например, западной), в рамках национальных и многонациональных государств (например, в современной России), так и в масштабе всего человечества.

Т.С.: Подход кажется очень перспективным. Какие же мегатенденции обнаруживаются в глобальном масштабе?

Н.Р.: В результате предварительного анализа довольно четко выявляются три следующих Мегатенденции (подробное описание есть в моей книге "Структура цивилизации и тенденции мирового развития"):

Мегатенденция 1 - "Инерция техноэкономического роста и глобальная вестернизация", включающая также растворение культурного разнообразия "в едином котле" массовой культуры; распространение ориентации на материальный успех и высокий уровень потребления, рост социальной и международной напряженности в связи с объективной невозможностью обеспечения этого уровня за пределами современных развитых стран;

Мегатенденция 2 - "Изоляционизм и внутренние репрессии", куда входят также тенденции роста религиозного и национального фундаментализма: роста оборонного сознания и идеологий, характерных для "закрытого общества";

Мегатенденция 3 - "Техноэкономическая переориентация и многополюсное партнерство", но к этой "позитивной" Мегатенденции мы, пожалуй вернемся попозже.

Т.С.: Я думаю что основной негативный сценарий будущего во многом связан со стандартизацией культуры, это то, что Вы называете тотальной ассимиляцией и вестернизацией. Позитивный сценарий, который я называю коммуникативным, напротив, связан с разнообразием, диверсификацией культуры. Эта та самая многополюсность, о которой Вы говорите.

Что касается Мегатенденций 1 и 2 (тотальной ассимиляции и, напротив, тотальной изоляции), то я думаю так. Действительно, одно из напряжений в современном мире определяется противостоянием, с одной стороны, процессов глобализации и централизации, с другой стороны, процессов локализации и децентрализации. Это противостояние весьма сложно. Либо они действуют друг против друга в одном режиме, либо действуют в разных логических уровнях - это надо исследовать. Например, в организациях руководство старается централизовать управление деньгами, но децентрализовать решения, касающиеся производства. В правительствах стараются централизовать регистрацию голосования, но децентрализовать определенные административные службы. Так что может быть эти напряжения не действуют на одном уровне, вероятно, они имеют место на разных социальных и логических уровнях.

Н.Р.: Мой анализ показал зловещую опасность того, что я бы назвал нездоровым симбиозом или даже преступным сожительством Мегатенденций 1 и 2 (ассимиляции и изоляции).

Главный нерв современной мировой экономики, а, значит, и политики - доступ к природным, особенно энергетическим ресурсам. Хорошо известно, что для свободных и богатых стран выкачивать эти ресурсы гораздо удобнее не у себя и не у таких же развитых стран, а у стран бедных, намертво связанных долговыми обязательствами.

Видимость глобальной борьбы Запада за экономическую свободу и права человека камуфлирует весьма простое обстоятельство: для богатых развитых стран и компаний гораздо легче вступить в сговор о широком экспорте природных ресурсов с компрадорскими верхушками закрытых, репрессивных обществ, чем терпеть общественный контроль за этим обескровливающим экспортом в условиях свободы слова и многопартийной демократии в самих экспортирующих ресурсы странах.

Получается, что Западу (в широком смысле) отнюдь невыгодны свобода, демократия и открытость в странах - донорах ресурсов. Опасный симбиоз свободных развитых стран и компрадорской элиты закрытых репрессивных обществ уже сейчас приводит к жесткому и устойчивому кастовому расслоению между народами планеты.

Т.С.: Это как раз подтверждает мое критическое замечание относительно современных политиков, которое я сделал в начале беседы.

 

Враги

 Н.Р.: Несколько лет назад здесь в Академгородке я обсуждал эти проблемы с д-ром Александром Кингом, который, как Вы знаете, был ближайшим сподвижником Аурелио Печчеи по созданию Римского клуба. Д-р Кинг и был как раз в время нашей встречи президентом Клуба.

Это был период разгара перестройки, когда у нас шла волна освобождения от "образа врага". Каково же было мое удивление, когда д-р Кинг стал рассказывать мне о многих и могущественных врагах Римского клуба, которые всеми путями препятствуют его деятельности, тормозят работу над проектами, публикации и переводы докладов и т.д. Как я понимаю, речь шла именно о той мировой экономической элите, которой крайне мешают тревожные сигналы, подаваемые Римским клубом относительно экологии и бедственного положения нищих и голодающих, демографически "распухающих" континентов.

В связи с этой темой хочу спросить Вас, есть ли враги у Вашей федерации исследования будущего, а если нет, то, может быть, с ней что-то не в порядке?

Т.С. (смеется): Наверное, что-то не так с нашей Федерацией. Нам не известны какие-либо явные враги, однако, мы интеллектуально опасны для людей, которые хотят сохранить во что бы то ни стало сегодняшние институты.

Исследования будущего в каком-то смысле являются подрывной деятельностью, потому что предлагают пересмотреть некоторые устоявшиеся социальные структуры. Это серьезно угрожает людям, которые сейчас стоят у власти.

 

Устойчивое развитие

 Н.Р.: Давайте обратимся к идеям и программам, которые можно противопоставить опасным тенденциям и тем, кто привык извлекать из них выгоду. Одно из последних модных словосочетаний в глобалистике и футурологии - устойчивое развитие. Особенно громко оно прозвучало на Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь 1992г.). Каково Ваше отношение к самой концепции устойчивого развития?

Т.С.: Я думаю, что концепция устойчивого развития очень респектабельная и интересная, но что беспокоит меня, так это вопрос - что такое развитие?

Если мы имеем в виду увеличение человеческого потенциала, расширение симбиотических отношений между людьми, то я не против устойчивого развития. Если же под развитием понимается строительство новых экономических монументов и индустриальных сооружений, а мы стараемся сделать их устойчивыми внутри экологии, то на мой взгляд мы изменяем самому человеческому духу.

Н.Р.: Продолжая Вашу мысль я хочу вернуться к содержанию Мегатенденции 3. Она подразумевает переориентацию социальных функций производства от прибыли и роста любым путем на построение социотехноприродных симбиозов, (равновесных и безотходных циклов производственных и природных процессов, обеспечивающих стабильность условий человеческого существования для нынешнего и всех последующих поколений). Но кроме этого она включает появление, целенаправленное выращивание и саморазвитие новых полюсов политико-культурного и техноэкономического влияния за пределами нынешних полюсов - развитых западных стран и Японии.

Если Мегатенденция 1 "Ассимиляция" связана с распространением либертарианской и индивидуалистической идеологии (laisser fair - все дозволено), Мегатенденция 2 "Изоляция" - с религиозным фундаментализмом и охранительными, националистическими идеологиями, то Мегатенденция 3 "Многополюсное партнерство" требует совершенно нового духовного обеспечения.

Т.С.: Какого же?

Н.Р.: Мои исследования в этике показали, что такой основой должно стать "ценностное сознание" как широкая рациональная платформа коммуникаций разнообразных мировоззрений (в том числе религий, идеологий, моральных систем) при твердой защите круга общезначимых ценностей - ценностей жизни, здоровья, неприкосновенности личности, способности к экономическому самообеспечению, а также политико-правовых и социально-экономических гарантий для этих ценностей (подробнее в моей книге "Философия гуманитарного образования" и только что законченной книге "Ценности в проблемном мире", которая, надеюсь, скоро выйдет здесь в Новосибирске*).

 __________________

* Н.С.Розов. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, НГУ, 1998.

 

Т.С.: Безусловно, мы должны включить в устойчивое развитие нечто большее, чем вопросы экономики и экологии. Конечно, это должны быть человеческие ценности, духовность.

 

Идея устойчивого развития в России

Н.Р.: Давайте обратим теперь наши взоры к России. Чтобы связаться с обсужденными вопросами я хотел бы отметить любопытную судьбу идеи устойчивого развития у нас. Нужно признать, что Конференция в Рио (куда, кстати представителем от России ездил Руцкой в тогдашнем ранге вице-президента) была в целом замолчана и отчасти охаяна нашей прессой. Очень показательна краткая и откровенно издевательская статья американского автора в "подвале" "Известий". Это отнюдь не удивительно, поскольку США заняли весьма скандальную позицию в Рио и, по-видимому, как могли, препятствовали широкому и заинтересованному обсуждению результатов этого форума, в том числе его обсуждению в России.

Т.С.: Получается, что об идее устойчивого развития В России не знают.

Н.Р.: Вовсе нет, "свято место пусто не бывает": идею устойчивого развития стала усиленно муссировать наша непримиримая коммуно-патриотическая оппозиция. Достаточно сказать, что новая программа наиболее известной и массовой коммунистической партии России (КПРФ под водительством г-на Зюганова) называется "От кризиса к устойчивому развитию" или очень близко к этой формулировке. Недавно, в апреле 1994 года в нашем Академгородке был смотр научных сил - конференция, специально посвященная проблемам устойчивого развития.

Т.С.: Что же там было интересного?

Н.Р.: Подавляющее большинство докладчиков просто ностальгически призывали социализм, лучше на весь мир, но хотя бы на Россию. Генеральная идея такова: в Рио-де-Жанейро была показана полная бесперспективность развития мира по современному, то есть капиталистическому пути. Оказывается, мировому прогрессу и спасению человечества мешает принцип частной собственности. Мир, дескать, уже отказывается от капитализма, а мы "споткнулись на пороге ХХI века" по выражению вдохновителя и главного организатора нашей конференции академика В.А.Коптюга. Он также сказал в своем вступительном докладе, что Запад "дарит" нам принцип частной собственности и рыночной экономики в виде "троянского коня", после чего Россия будет разрушена изнутри и полностью подчинена экономически и политически.

Т.С.: И что же, не было альтернативных точек зрения?

Н.Р.: Кажется, более отъявленных "отщепенцев", чем я, на этой конференции не было, либо они молчали.

Интереснейший доклад представил наш известный историк академик Н.Н.Покровский. Он скромно ссылался на свою некомпетентность при прямых вопросах о настоящем и будущем, но сам его доклад о колониальном и хищническом отношении российской центральной бюрократии к Сибири еще со времен Московской Руси приводит к весьма любопытным выводам.

Кстати, как Вы относитесь к открытию и демонополизации внешней экономики России, не приведет ли это к превращению ее в колонию и сырьевой придаток развитых стран?

 

Проблема открытости

Т.С.: Я думаю, что каждое общество должно быть вовлечено в глобализацию, потому что это неизбежно. Локальные дела испытывают влияние глобальных процессов и наоборот.

Меня очень тревожит концепция удерживания страны внутри границ. Я думаю что национальные границы начнут разрушаться, уже начали разрушаться. Например, финансовые взаимодействия имеют место без какого-то управления со стороны национальных государств. Экологическое загрязнение пересекает границы, оно вовсе не уважает их. Таким образом, через государственные границы хорошие и плохие вещи проходят свободно.

Правительство Китая пыталось прекратить телевизионные передачи через Тихий океан из Европы и из Соединенных Штатов, но не сумело, потому что спутники также не обращают внимание на государственные границы.

Я надеюсь, что следующее поколение будет более ответственно и это позволит осуществлять общественный контроль. Нужно очень серьезно отнестись к вымыванию из России материальных благ, людей и капиталов, но это не должно вредить глобальному мышлению и глобальным контактам.

А в чем состоит Ваша позиция?

Н.Р.: На мой взгляд, бояться нам нужно не внешнего "империализма", который, конечно же, блюдет свою выгоду, в том числе и относительно богатой ресурсами России. Бояться нужно монополии распоряжения национальными богатствами и бесконтрольности наших же российских властей, которые всегда бесчинно выгребали из России и из Сибири в особенности все, что пользуется внешним спросом. (В прошлом это была пушнина, сейчас - нефть, газ, металлы, лес.) Таков главный вывод, который я вынес из доклада академика Покровского, потом уже в личной беседе он согласился в этом со мной.

 

Бойтесь данайцев...

 Т.С.: А как же насчет частной собственности и капитализма, встают ли они на пути прогресса по Вашему?

Н.Р.: Конечно же, рынок не панацея, а в частной собственности нет ничего святого. Эти двигатели производительной активности людей действуют цивилизованно лишь в рамках гуманистически ориентированного права, за которым стоит сильное государство и высокое массовое правосознание. Только эти последние условия и могут оградить наши ресурсы от ограбления, сохранить их для наших детей, внуков и потомков, поставить Россию на рельсы устойчивого развития.

Возврат к социализму, к любым формам коммунистического режима вновь заменит право полнотой политической и экономической власти, перед которой и народ, и предназначенные для наших потомков ресурсы совершенно беспомощны.

Т.С: Но Вы-то сказали об этом участникам конференции?

Н.Р.: Пытался сказать, во всяком случае. Одну мысль я выразил очень четко, во всяком случае, она была хорошо услышана. Откликаясь на образ "троянского коня", я в конце своего доклада напомнил пословицу "Бойтесь данайцев, дары приносящих". Затем предложил такую модификацию: "Бойтесь коммунистов, зовущих к устойчивому развитию!". Коммунисты могут привести только в коммунизм. Овладев полнотой власти, они выбросят все мешающие этому полновластию идеи, включая и лозунг устойчивого развития.

Т.С.: Какова же была реакция?

Н.Р.: Крайне бурная. Коммунисты, как ученые, так и "научные", были смертельно перепуганы, что их могут отодвинуть от золотоносной тематики устойчивого развития. Даже на следующий день почти каждое выступление начиналось с праведного гнева и негодования по поводу заявленной мною позиции. Это стало каким-то своеобразным заклинанием. Один мой коллега заметил, что люди включаются в тематику устойчивого развития через своеобразный "обряд инициации" - поношение профессора Розова.

Но мне хотелось бы сейчас прояснить Вашу позицию относительно будущего России. Судя по вашим выступлениям, она весьма оптимистична.

 

В Россию можно только верить?

Т.С.: Я должен отметить, что не являюсь экспертом в российских вопросах, поэтому мои мнения чисто интуитивны. Они основаны на контактах с русскими людьми и на моих весьма ограниченных знаниях о вашей стране.

В связи с Вашим вопросом я хотел бы поразмыслить о человеческой природе. Я очень верю в человеческую природу, в самообновление и самоорганизацию. Вы имеете все возможности в России для этого, вот что дает мне, скорее не оптимизм, а надежду относительно России. Достаточно хотя бы в малой степени знать историю, чтобы понять интеллектуальную и культурную мощь вашей страны. Для меня очевидно, что какими бы ни были беды России, русские люди имеют достаточно духовных сил и интеллекта, чтобы найти выход.

Н.Р.: Всего много, это верно - и сил, и интеллекта, и ресурсов. Беда в том, что этот потенциал никак не может получить в истории эффективной, гуманистически направленной организации.

Т.С.: Я не знаю, как Вы относитесь к теории хаоса. Я думаю, она имеет некоторую полезность, хотя и ограничения тоже. Эта теория предполагает, что нужен кризис для изменения. Ваш народ как раз переживает сейчас кризис, вот почему люди изменятся. Вопрос в том, какое изменение?

Моя надежда и мои ненаучные ценности, а я верю в способности человеческого духа и интеллекта, говорят мне, что вы сейчас в лучшей позиции, чем люди, которых ничто не заставляет измениться.

Н.Р.: Учитываете ли Вы, что нас буквально захлестывает преступность, что весь частный бизнес вынужден платить дань "крышам" организованного рэкета? Кроме того, величина налогов превращает само государство в главного рэкетира, с той только разницей, что его не боятся и налогов почти не платят. Это уже не кризис как исторический переход, а признаки новой стабильности, причем весьма зловещей.

Т.С.: Я учитываю эти вещи, и они меня очень удручают. Я думаю, что организованная преступность - ужасное явление. Я считаю, что бюрократия может приобретать отталкивающие формы, но большинство стран имеют то же самое - организованную преступность и коррупцию в политике. Но вот что я вижу в России, так это то, что люди начинают узнавать и с возмущением говорить об этом, в то время как в других обществах, терпящих те же неприятности, это становится опасной повседневностью. Люди свыкаются с этой коррупцией и бюрократией.

 

Океан будущего - тревожный мир

Н.Р.: В этой связи я хотел бы вернуться к выбранной Вами метафоре океана, где все пути открыты. Пожалуй, можно согласиться, что будущее - это океан, но с существенными поправками. Мы не стоим у руля надежного океанского лайнера. Образ серфинга на волне цунами красив, но тоже слишком утопичен.

Скорее, нужно представить целый флот кораблей-стран, жестко скрепленных стальными тросами, причем многие из кораблей дают течь. Это существенно затрудняет свободу выбора направления, а тонущий корабль может увлечь за собой другие. (Кстати, российский корабль имеет ту специфику, что иногда в капитанской рубке вспыхивает перестрелка.)

Сам океан будущего - это отнюдь не гладь лазурной воды, а полная опасностей стихия. Этот сложный мир может включать и случайность, и мощные течения, и необходимость выбора в развилке путей, и следование за флагманом. Получается, что в разных ситуациях могут работать все образы ("игральные кости", "река", "поезд", "летящие гуси"), о которых мы говорили в начале беседы. Нужно признать также, что этот тревожный океан будущего нам почти неведом. Никто не снабдил человечество мореходными лоциями.

Т.С.: Какая же стратегия поведения оптимальна в этой сложности?

Н.Р.: Пожалуй, нам пора заканчивать беседу, поэтому коротко я отвечу так. Конечно же, главное - это выбор ориентиров, куда плыть. Здесь основаниями могут служить идеи ценностного сознания, о которых мы говорили выше. Причем цели движения должны не только быть привлекательны для вырвавшихся вперед флагманов, но и для остальной "флотилии", трюмы которой, между прочим, заполнены сотнями миллионов голодающих.

Второе - учет закономерностей общего движения и наиболее мощных течений - это то, что я пытался раскрыть через модели мегатенденций мирового развития.

Может быть, теперь Вы скажете несколько последних слов специально для наших будущих читателей.

Т.С.: Образ океана мне кажется очень плодотворным. Главное - увидеть открывающиеся просторы будущего. Может быть, я с несколько с большим оптимизмом смотрю в будущее. Я верю в человеческий дух и интеллект. Я считаю, что мышление о будущем может помочь нам высвободиться из определенных ментальных тюрем, в которых мы сейчас находимся и это позволит нам полностью обновить, переизобрести потенциал человека.

 

Другие публикации