Концепция "Культурные образцы" (К)

Из книги

Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, НГУ, 1992.

Глава II. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Образцы принадлежат миру сознания и поведения, и данная концепция могла бы строиться как внутренняя развертка соответствующей части концепции П. Однако образцы, во-первых, имеют чрезвычайную значимость, поскольку служат основой всех процессов сознания и поведения, во-вторых, образцы явно выходят за пределы индивидуального сознания и поведения, то есть носят интерперсональный характер10. Поэтому контекстом для них служит сознание и поведение в рамках социальных структур и отношений. Наконец, в-третьих, образцы выходят даже за пределы социального, существуя в историческом времени и культуре. Все эти факторы дают основание строить концепцию образцов, автономную относительно концепции сознания и поведения. Благодаря этому концепция образцов напрямую может быть синтезирована с концепцией социальных структур или с концепциями воспроизводства и развития. Сознание и поведение при этом выпадают из поля зрения, считаясь внутренними реализационными механизмами значимых социальных и культурных процессов. При этом всегда сохраняется возможность включить сознание и поведение в рассмотрение, если значимы "субстратные" характеристики реализационных механизмов.

Образцом считается объект любой природы, с которым человек (индивид, совокупность индивидов) сообразует какие-либо элементы своего сознания и (или) поведения. В данном определении наиболее проблематичным является термин "сообразует". Для его уточнения сразу введем типы образцов "по использованию".

Шаблон — образец, сообразование с которым состоит в продуцировании подобных этому образцу объектов, в распознавании их и управлении ими. Слово, графический образ, число, натуральный ряд, понятие, схема и прочие подобные объекты обычно выступают как шаблоны.

Ограничение — образец, сообразование с которым состоит в ненарушении заданных значений признаков (собственно границ). Ограничения могут быть выражены как правила-запреты, правила-разрешения, правила-предписания и т.п. Моральные и правовые нормы обычно являются ограничениями, позиционные нормы (см. концепцию С) могут быть как ограничениями, так и шаблонами.

Способ — образец, сообразование с которым состоит в уподоблении процессов сознания и (или) поведения при выполнении заданных условий. Способ сходен с шаблоном, но отличается от него в следующих моментах: шаблон применяется к выходам и входам процессов, а способ — к самому процессу с его процедурами. Кроме того, для копирования шаблона анализ наличной ситуации не нужен, поскольку вся информация задана в самом шаблоне. Способ же, как и ограничение, требует учета ситуации: имеются ли условия, нужные для применения всего способа, и условия для составляющих способ процедур; в некотором смысле способ — это последовательность шаблонов операций в ограничениях.

Символ11 — образец, сообразовываться с которым — значит приводить элементы сознания и поведения в некоторое интуитивное соответствие с ним. Расплывчатость данного определения обусловлена мягким, во многом иррациональным и бессознательным характером символической регуляции. Наиболее распространенными символами являются мифологические, религиозные, литературные и художественные образы, они вполне могут выполнять функцию шаблонов ("делать жизнь с кого", "Христос страдал, и мы страдать должны" и т.п.). Однако основное влияние этих образов на сознание и поведение является более глубоким, многосторонним и гибким. Человек, освоивший русскую классическую литературу, воспринимает мир и ведет себя в нем иначе, чем человек, не знакомый с ней. Это влияние в меньшей мере состоит в приобретении конкретных шаблонов восприятия и действий, норм или способов поведения (по типу: "Андрей Болконский так не поступил бы"), а в большей мере — в общем интуитивном воздействии на все мировоззрение и жизнедеятельность. Забегая вперед, скажем, что именно символы образуют ядро таких целостно стей, как "христианская культура", "русская культура", "европейская культура", "культура ислама" "индийская культура", "японская культура" и т.п.

Ценность-— образец, сообразовываться с которым — значит учитывать в сознании и поведении задачи поддержания или осуществления определенной абстракции. Иначе говоря, ценность есть предельное рациональное основание процессов сознания и поведения, выраженное через абстрактное понятие (конструкцию). Ценности, по-видимому, не являются неотъемлемыми составляющими культуры в отличие от шаблонов, ограничений, способов и символов. Возможно, ценности как образцы появляются лишь на определенной стадии развития рационального понятийного мышления. Однако не следует исключать перспективу изучения и реконструкции скрытых, имманентных ценностей, которые являются действительными основаниями сознания и поведения, но не имеют пока в данной культуре явной понятийной фиксации.

Выделим элементарные образцы и конструктивные образцы как продукты комплексирования элементарных. Примеры: картина может быть шаблоном для репродукций и обучения живописи, быть предметом эстетической ценности, включать символы. Правовая норма (статья уголовного кодекса) представляет собой ограничение, а также шаблон и способ вынесения приговора.

Другое важнейшее отношение между образцами — "лежать в основе" или "фундировать". Образцы, не фундируемые другими образцами, но сами фундирующие их, называются ядерными. Ядерные образцы фундируют периферийные образцы. Образец фундирует образец, когда одновременно выполняются следующие условия:

1) текущее использование периферийного образца проводится по подобию ядерного образца;

2) при утере периферийного образца, но сохранении ядерного периферийный образец легко восстанавливается;

3) при утере ядерного образца периферийный образец либо разрушается (исчезает), либо приобретает иной ядерный образец и преобразуется по его подобию.

Трудно исключить, что в некоторых сферах периферийные образцы сами могут фундировать другие периферийные образцы. Концепция допускает развертывание в этом направлении и построение понятий кругов и рангов периферии. Однако для наших задач достаточно учитывать три концентрических круга объектов: ядерные образцы, фундируемые ими периферийные образцы, объекты реализации образцов.

Сложен вопрос с симметричностью и циклами отношения фундирования. Пожалуй, в общем случае он должен быть решен положительно. При фундировании образцами друг друга имеет место специфическое выполнение условий 1—3, благодаря чему возрастает устойчивость обоих образцов. Так, события Нового Завета фундируются пророчествами Ветхого Завета, но и наоборот. Культурные образцы не обязаны подчиняться логическим правилам. Устойчивый комплекс образцов с перекрестным фундированием будем называть ядром.

По-видимому, в своем большинстве ядерные образцы являются элементарными, то есть неразложимыми шаблонами, ограничениями, способами, символами и ценностями. Однако существуют и конструктивные ядерные образцы, особенно в таких рационализированных областях, как наука. Натуральный ряд, силлогизм, аксиоматическая теория, логическое понятие языка суть ядерные конструктивные образцы.

Периферийные образцы равным образом могут быть элементарными и конструктивными.

Каждый образец существует в эмпирических данных носителях. Выделяются следующие типы носителей: вещи, тексты, поведения, сознания, отношения. Один образец может быть представлен носителями разных типов. Соответствующие аспекты образца называются его модусами. Имеются вещные, текстовые, поведенческие, психические и структурные модусы. Каждый образец может быть описан через набор (возможно, неполный) таких модусов.

Через понятие носителя можно выделять различные уровни распространения образца. Простейшая шкала включает три уровня. Образец имеет единичное проявление в некотором модусе, если имеется один его носитель соответствующего типа. Образец имеет частичное распространение, если есть группы носителей. Наконец, образец имеет повсеместное распространение, если каждый объект соответствующего модуса является его носителем. Разумеется, в каждом случае имеются в виду фиксированные границы рассмотрения. Наибольший интерес представляют повсеместные образцы, поскольку с их помощью можно выделить ядерные образцы, значимые для всего данного социума. Для характеристики социальных групп, отношений, механизмов важны частично распространенные образцы, но конкретизация распространения возможна только при соответствующем синтезе концепций. Единичные проявления значимы с точки зрения изучения порождения образцов и взаимовлияния культур.

Так же, через понятие носителя, определяются процессы появления, расширения распространения, сужения распространения, исчезновения, замещения образцов и т.д. Следует отметить, что эти процессы необязательно жестко связаны в разных модусах. Образец может остаться в сознании, но исчезнуть из поведения и наоборот. Поскольку сохраняются тексты, то сохраняются и текстовые образцы, однако распространение их в слой психических или поведенческих образцов подразумевает выполнение специальной социальной функции освоения. Таким образом, намечаются ходы последующих синтезов концепций.

Синтез концепций даст основания для более детальных классификаций образцов и их модусов. К примеру, при синтезе концепций П и К можно говорить о таких модусах образцов сознания, как знаковый, мыслительный, чувственный. Так же можно выделить целевые, инструментальные, процедурные и прочие образцы поведения.

Выделение состава и структуры образцов, модусов и носителей назовем культурным анализом. В качестве примера возьмем "подкову". Самый поверхностный культурный анализ позволяет выделить следующие образцы: подкова как шаблон — металлическое приспособление для защиты копыт домашних животных, и подкова как символ удачи и благополучия. Ясно, что имеется целое разнообразие подков-шаблонов в одной культуре и в разных культурах. В соответствии с различными типами носителей можно выделить следующие модусы подковы как образца- шаблона:

1) вещный модус — собственно металлическое изделие;

2) текстовый модус — описания подков, различные контексты, фиксирование в книгах, журналах, справочниках и т.п.;

3) психический модус, который может быть разложен (после синтеза концепций П и К) на составляющие:

а) знаковый модус — слово "подкова",

б) чувственный модус — зрительный образ подковы,

в) мыслительный модус — совокупность рациональных (энциклопедических) сведений о подкове;

4) поведенческий модус — включает способы ковки и подковывания.

Носители образца "подкова" — это единичные вещи, экземпляры книг, в которых описываются или упоминаются подковы, речевые высказывания, возникающие в сознании конкретного индивида образы и мысли.

Очевидно, что модусы образца живут как бы в разных мирах, где есть свои системы связей и законов: физических, языковых, литературных, психических, логических, праксеологических. Поэтому выделяем модусные слои как совокупности однородных модусов с системами отношений на них. Тогда можно говорить о внутрислойных и межслойных отношениях, структурах, механизмах.

Если модусы одного образца имеют относительную автономию, то закономерен вопрос: какой модус в ядерном образце отвечает за функции фундирования? Соответственно философским предпочтениям можно отвечать по-разному. Собственно, в истории идей зафиксированы практически все альтернативы: вещный модус (механицизм Лапласа), языковый модус (теория языковой относительности Сепира-Уорфа), психический модус (теория архетипов К. Юнга), мыслительный модус (панлогизм Гегеля) и т.д. По-видимому, любой однозначный ответ суживает реальность. Во-первых, в разных образцах ведущую роль в фундировании играют разные модусы. Если подкова — это прежде всего шаблон, то крест — символ. Для подковы ядерным является вещный модус — по образцу материальной подковы можно выковать такую же. Для креста ядерным является скорее текстовый модус, поскольку все вопросы, связанные с крестом, решаются на основе обращения к каноническим текстам, догматам и толкованиям. Кроме того, в разных культурах разные модусные слои могут иметь преимущественное фундирование. Так, можно выделить чувственно-поведенческие культуры, текстовые (традиционалистские), рационально-вещные (прогрессистские) культуры. Разумеется, любая классификация такого рода сильно упрощает реальность, поскольку в каждой культуре есть большое разнообразие способов фундирования.

 

Концепция "Диахрония" (Д)

 

Исходные понятия: периоды, объекты. Под периодами понимаются исторически значимые отрезки времени. При интерпретации выбор длительности периода зависит от характера задачи. Для удобства дальнейшего восприятия можно подразумевать под периодом время появления нового поколения: 20—30 лет. Происходящее внутри периода существует как бы в некоторой одновременности — синхронии. Происходящее в двух и более периодах существует уже в истории — в диахронии. Второе понятие "объекты" задано как предельная абстракция, поскольку мы собираемся получать требуемое концептуальное разнообразие через отношения, уже готовые системные конструкции (прежде всего понятие "процесс"), а также синтез с понятиями вышеизложенных концепций.

Исходное отношение: носитель-структура. Иначе говоря, некоторые объекты представляются для нас как структуры, а другие объекты — как их носители. Значимость этого отношения определяется тривиальной формулой диахронии: носители сменяются, а структуры остаются. Можно было бы увязать носителей с людьми и вещами, а структуры — с социальными структурами и образцами.

Однако более рационально сохранить здесь свободу для дальнейшего синтеза. Ведь образцы могут также сменяться при сохранении социальных структур, а социальные структуры могут сменяться при сохранении социальных функций. Поэтому оставляем подвижность отношения "носитель-структура" относительно понятий других концепций.

Из теории систем берем понятие процесс12, которое является конструкцией отношений на множестве объектов. Объекты могут быть входами, выходами или промежуточными состояниями процесса. Каждый процесс имеет набор необходимых и достаточных входов. Если эти входы существуют, то процесс приводит к появлению выходов. Выходы одних процессов служат входами других.

Укажем на одно из вспомогательных отношений: "объект существует в периоде". Остальные вспомогательные отношения должны быть обнаружены и зафиксированы только при дальнейшем уточнении концепции.

Синхронные процессы — процессы, входы и выходы которых существуют в одном периоде. Диахронные процессы — процессы, входы которых существуют в одних периодах, а выходы — в других (последующих) периодах.

Рассмотрим вначале диахроино-значимые синхронные процессы, выходы которых являются входами или промежуточными состояниями диахронных процессов.

Процессы хранения оставляют на выходе ту же структуру с теми же носителями. Процессы переноса оставляют на выходе ту же структуру при разовой смене ее носителей. Процессы поддержки оставляют на выходе ту же структуру при постепенной смене ее носителей. В процессах производства по одной структуре создаются множества носителей. Воспроизводство определим как поддержку производства.

Приведем поясняющие примеры. Хранятся музейные экспонаты и памятники архитектуры. Трансляция образцов-шаблонов (прежде всего текстов) есть чрезвычайно важный тип переноса структуры на новый материальный носитель. Поддерживаются разнообразные социальные организации: школа, церковь, суд, университет. Производство и воспроизводство близки к стандартному пониманию.

Все эти процессы, сохраняющие структуру, назовем синхронными преемственными процессами13. Они реализуют диахронные преемственные процессы, то есть образуют для последних цепь промежуточных процедур и состояний, а также входы и выходы. Соответственно выделяем диахронное хранение, диахронный перенос, диахронную поддержку и диахронное воспроизводство. Издание книги может рассматриваться как трансляция или производство. Переиздания Библии или Гомера — пример диахронной трансляции, долговременное существование издательской фирмы — пример диахронной поддержки, а смена в течение нескольких периодов печатных станков и технологий — пример диахронного воспроизводства.

Процессы использования структуры — это синхронные массовые процессы, где входами или выходами являются носители этой структуры. Таковы процессы потребления и производства. В эти понятия здесь вкладывается смысл более широкий, чем общеупотребительный экономический. К примеру, слово или моральная норма могут считаться структурами. Носителями этих структур будут, соответственно, разовое употребление слова (в тексте или живой речи) и поступок, использующий данную моральную норму в ситуации. Тогда процессы использования этих структур таковы. Речь и написание текстов с употреблением данного слова считаются производством. Слушание и чтение — потреблением. Совершение поступков с использованием данной моральной нормы — производство. Претерпевание и восприятие этих поступков окружающими — потребление.

Все указанные синхронные процессы могут давать постоянные повторения синхронии без каких-либо структурных изменений в плане диахронии. Но в диахронии, наряду с преемственностью и ростом, нас интересует развитие — качественное изменение структур. Механизмам и процессам развития посвящена следующая концепция.

 

Предыдущий раздел                                                                                      Следующий раздел