РАЗГОВОРЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Динамика беседы
Свободная
беседа подразумевает довольно строгие правила. Говорит один, затем через очень
малый перерыв – другой, остальные дожидаются, потом вступает третий или
продолжает первый.
Исследования
показали, что разрывы в разговорах европейцев крайне невелики: обычно не более
1/10 секунды. Пауза полторы секунды уже производит смущение – как будто не о
чем говорить.
Эти правила
– нет перекрытий и нет больших разрывов иногда нарушаются.
Таков измеритель уровня солидарности. При конфликте часто идет перекрытие –
один перекрикивает другого, говорит более громко и быстро, пытаясь переключить
фокус внимания на свою речь.
Это
конфликтное взаимодействие, если повторяется – становится особым ритуалом –
разрушительным для солидарности, но решающим индивидуальные проблемы каждого.
В некоторых
сообществах пауза может большей – несколько секунд.
Говорить сразу здесь считается оскорбительно для высказавшегося.
Обсуждение докладов
Обычный
паттерн после доклада на научной конференции – долгая пауза. У каждого ощущение
– нечего сказать. Затем кто-то задает вопрос – обычно имеющий наиболее высокий
статус. После этого паузы к следующим вопросам постоянно сокращаются. Часто
бывает, что желающих выступить гораздо больше, чем позволяет время.
Интерпретация.
Первая пауза, когда кажется, что нечего сказать –
указывает не на недостаток культурного капитала (последующее обсуждение
показывает, что его вполне достаточно), а на недостаток эмоциональной энергии-
доверия к окружающим относительно того, что среди них можно думать и говорить
определенным образом.
Анализ светских бесед по Гофману:
подтрунивание друг над другом (казалось бы – производятся попытки снизить
репутацию собеседника, но подтрунивание подразумевает ответную реакцию – либо
остроумные замечания, либо согласие посмеяться над собой, что указывает на
центральный сакральный символ в разговоре – самостоятельную критически
мыслящую личность, которая лучше высвечивается именно при шутливых наскоках
на репутацию, эти наскоки безопасны, поскольку они не затрагивают ядра;
То же самое
в распространенной манере светских разговоров – рассказывать о мелочах,
случившихся за день, представляя себя в смешном свете.
ТИПЫ и МОДЕЛИ РАЗГОВОРОВ
Типы:
·
Деловой разговор:
o обсуждение,
обмен информацией,
o приказы и
отчеты,
o сделки
·
Светская беседа, «болтовня»
·
Любовный разговор – «воркование»
·
«Важный разговор» - обсуждение личных проблем,
советы
Каждый тип – особый ритуал со всем комплектом составляющих:
·
Особое пространство, время и место
·
Особые участники (не все допущены)
·
Особый настрой и эмоции
·
Особая «общая реальность»
·
Особые социальные установки – динамика солидарности,
доверия, членства
·
Особые символы – чему поклоняются, не зная об этом
·
Особое воздействие на поведение после разговора –
моральные обязательства
драматическое представление и ролевая игра,, исследования Гофмана:
передняя
сцена (важные публичные пространства, где надо себя представлять в лучшем
свете) и кулисы (среди «своих», где можно «расслабиться»)
Примеры
Гофмана: Как представляют себя
· рабочие перед менеджерами,
· менеджеры перед рабочими,
здесь
общая реальность – организация, нужно представлять себя как соответствующего
своей позиции
· Врачи перед пациентами, продавцы перед
покупателями
Ритуальная
природа ролевых игр,
· успех во взаимном принятии условной
реальности и ролей,
· уровень отчуждения или дистанции от
роли – переменная,
· эффект прилипания маски: долгие репетиции заполняют внутреннюю сферу и преобразуют личность в сторону сближения с ролью
Разговор как торг о признании уровней
престижа участников
«На продажу выставляется» претензия на
репутацию, далее возможны разные стратегии разговора: состязание («нет – это
ерунда, а вот я расскажу»), взаимное принятие («то,
что Вы рассказали потрясающе, но и Вы согласитесь, что моя история тоже
дорогого стоит»), асимметричное красование-восхищение.
Торг, в свою
очередь, имеет природу ритуала. Явный центр внимания –
предмет разговора,
неявный центр: определение ситуации с принятой или отвергнутой претензией на
повышение репутации или престижа.