РАЗГОВОРЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Динамика беседы

Свободная беседа подразумевает довольно строгие правила. Говорит один, затем через очень малый перерыв – другой, остальные дожидаются, потом вступает третий или продолжает первый.

Исследования показали, что разрывы в разговорах европейцев крайне невелики: обычно не более 1/10 секунды. Пауза полторы секунды уже производит смущение – как будто не о чем говорить.

Эти правила – нет перекрытий и нет больших разрывов иногда нарушаются. Таков измеритель уровня солидарности. При конфликте часто идет перекрытие – один перекрикивает другого, говорит более громко и быстро, пытаясь переключить фокус внимания на свою речь.

Это конфликтное взаимодействие, если повторяется – становится особым ритуалом – разрушительным для солидарности, но решающим индивидуальные проблемы каждого.

В некоторых сообществах пауза может большей – несколько секунд. Говорить сразу здесь считается оскорбительно для высказавшегося.

 

Обсуждение докладов

Обычный паттерн после доклада на научной конференции – долгая пауза. У каждого ощущение – нечего сказать. Затем кто-то задает вопрос – обычно имеющий наиболее высокий статус. После этого паузы к следующим вопросам постоянно сокращаются. Часто бывает, что желающих выступить гораздо больше, чем позволяет время.

Интерпретация. Первая пауза, когда кажется, что нечего сказать – указывает не на недостаток культурного капитала (последующее обсуждение показывает, что его вполне достаточно), а на недостаток эмоциональной энергии- доверия к окружающим относительно того, что среди них можно думать и говорить определенным образом.

 

Анализ светских бесед по Гофману:

подтрунивание друг над другом (казалось бы – производятся попытки снизить репутацию собеседника, но подтрунивание подразумевает ответную реакцию – либо остроумные замечания, либо согласие посмеяться над собой, что указывает на центральный сакральный символ в разговоре – самостоятельную критически мыслящую личность, которая лучше высвечивается именно при шутливых наскоках на репутацию, эти наскоки безопасны, поскольку они не затрагивают ядра;

То же самое в распространенной манере светских разговоров – рассказывать о мелочах, случившихся за день, представляя себя в смешном свете.

 

ТИПЫ и МОДЕЛИ РАЗГОВОРОВ

Типы:

·       Деловой разговор:

o      обсуждение, обмен информацией,

o      приказы и отчеты,

o      сделки

·       Светская беседа, «болтовня»

·       Любовный разговор – «воркование»

·       «Важный разговор» - обсуждение личных проблем, советы

Каждый тип – особый ритуал со всем комплектом составляющих:

·       Особое пространство, время и место

·       Особые участники (не все допущены)

·       Особый настрой и эмоции

·       Особая «общая реальность»

·       Особые социальные установки – динамика солидарности, доверия, членства

·       Особые символы – чему поклоняются, не зная об этом

·       Особое воздействие на поведение после разговора – моральные обязательства

 

драматическое представление и  ролевая игра,, исследования Гофмана:

передняя сцена (важные публичные пространства, где надо себя представлять в лучшем свете) и кулисы (среди «своих», где можно «расслабиться»)

Примеры Гофмана: Как представляют себя

·       рабочие перед менеджерами,

·       менеджеры перед рабочими,

здесь общая реальность – организация, нужно представлять себя как соответствующего своей позиции

·       Врачи перед пациентами, продавцы перед покупателями

Ритуальная природа ролевых игр,

·       успех во взаимном принятии условной реальности и ролей,

·       уровень отчуждения или дистанции от роли – переменная,

·       эффект прилипания маски: долгие репетиции заполняют внутреннюю сферу и преобразуют личность в сторону сближения с ролью

 

Разговор как торг о признании уровней престижа участников

 «На продажу выставляется» претензия на репутацию, далее возможны разные стратегии разговора: состязание («нет – это ерунда, а вот я расскажу»), взаимное принятие («то, что Вы рассказали потрясающе, но и Вы согласитесь, что моя история тоже дорогого стоит»), асимметричное красование-восхищение.

Торг, в свою очередь, имеет природу ритуала. Явный центр внимания –

предмет разговора, неявный центр: определение ситуации с принятой или отвергнутой претензией на повышение репутации или престижа.