История дипломатии

 

Проф. Н.С.Розов

 

Семинарские занятия

 

Организация работы

Каждая учебная группа делится на 2 или 3 малые группы (обычно по 5-8 чел), каждая с постоянным составом и избранным капитаном.

Капитан организует и координирует работу группы (в том числе поиск и обмен материалами во время домашней подготовки), сам ведет обсуждение, либо назначает сменных ведущих, несет моральную ответственность за уровень подготовки всей группы, при этом преподаватель может консультироваться с капитаном относительно вклада каждого члена группы и оценок за семинар.

Студентам рекомендуется собираться малыми группами (далее, просто группами) для самостоятельной подготовки к семинарам. Каждая группа готовит все задания к семинару.

Каждый студент в специальной тетради переписывает формулировки заданий к семинару, и там же в письменном видепредставляет краткие структурированные ответы на вопросы и конспекты основных материалов, возможно, наглядные схемы. За отсутствие письменного выполнения задания, как правило, выставляется отрицательная оценка. Кроме того, за устный ответ студенты без выполненного письменного задания редко получают оценку, более высокую, чем «удовлетворительно».

 В начале каждого семинара преподаватель распределяет задания между группами. Как правило, дается 20-30 минут для работы в группах. Затем каждая группа представляет свой краткий доклад с выполнением задания. Если задание включает 2-3 и более пунктов, то обсуждение ведется «послойно»: доклады каждой группы по первому вопросу, затем – опять доклады каждой группы по второму вопросу и т.д.

Преподаватель на каждом семинаре оценивает как работу каждой группы в целом и каждого студента по 5-балльной системе, при этом более слабо подготовившиеся студенты получают на 1 балл ниже общей оценки, а более сильно – на 1 балл выше.  (Иногда капитану дается право поставить половине или трети группы более высокую оценку, оставшимся – более низкую). Работа в группах направлена на формирование не только индивидуальной, но также общей групповой ответственности — иными словами, следует стремиться «подтягивать» отстающих и не «отставать» самому (самой), чтобы не подводить группу, не снижать общую оценку работы товарищей.

Средние оценки, обобщающие оценки за письменные домашние задания и участие в обсуждениях и докладах групп, учитываются как в контрольных неделях, так и при зачете. Как правило, «отличникам» дается  возможность выбрать 1 вопрос из 3-х в вытянутом билете, «хорошистам» — 2, остальные отвечают по всем вопросам.

Т.н. «партизаны» (систематически не посещающие лекции и семинары, не готовящие домашние задания в письменном виде и бездельничающие на семинарах), кроме того, должны быть готовы на зачете отвечать на дополнительные вопросы по всему курсу.

 

Схема анализа ситуации

1.    Ситуация взаимодействия: основные участники, внешние участники, уровень дипломатических отношений, интересы участников. Самое важное в контексте: географическое положение, ресурсы сторон, возможности и ограничения в создании коалиций, влияние прошлых событий, религии, идеологии и т.д. (очень коротко)

2.    Спрос и предложение порядка. Какие фазы цикла гегемонии, в чем специфика или несоответствие схеме Джодельски.

3.    Вызов для наиболее уязвимой страны и тип ответа: компенсирующий, нейтрализующий, неадекватный или перспективный. Кратко обосновать.

4.    Успех или провал дипломатии каждой стороны. Причины: объективные (соотношение сил и проч.) и субъективные (ошибки политики и дипломатии). Схема: успех/провал дипломатии и мирные/военные практики. Обозначить в этом пространстве основные события с датами, соединить стрелками в хронологическом порядке

5.    Аспект полит. реализма: гегемония или провал по параметру  государственного успеха. Аспект либерализма-идеализма: лидерство или прекраснодушие. Схема: могущество/распад и осуществление/нарушение ценностей. Обозначить в этом пространстве основные события с датами, соединить стрелками в хронологическом порядке

6.    Общее заключение о политике и дипломатии сторон. В чем главный урок для дипломатии.

 

Типичные ошибки в подготовке к семинарам

1.    Ничего дома не делать («как-нибудь выкручусь»)

2.    Скопировать тексты из Интернета и прочитать, пересказать их.

3.    Отдельно пересказать эти тексты и отдельно по схеме анализа («а тут мы ничего не поняли»)

4.    Подготовиться,  но ничего не записать («у меня все в голове»)

 

Задания к семинарам

  1. Пелопоннесская война. Союзная конференция в Спарте и Никиев мир
  2. Заключение Вестфальского мира.
  3. Война за испанское наследство.
  4. Война за польское наследство.
  5. Дипломатия Семилетней войны.
  6. Раздел Польши в 1795 г.  и англо-русско-австрийский союз.
  7. Тильзитский договор.
  8. Веронский конгресс. Ситуация в Испании и Латинской Америке.
  9. Венгерское восстание 1849 г., последствия для Австрии и России.
  10. Противоречия великих держав в восточном вопросе. Греческая революция. Дипломатия Николая I.
  11.   Причины и дипломатические аспекты Крымской войны.  Парижский договор после Крымской войны.
  12. Основные этапы объединения Германии. Внешняя политика и дипломатия Бисмарка.
  13. Дипломатические аспекты Русско-Турецкой войны 1877-1978 г. Берлинский конгресс. Роль Бисмарка.
  14. Союз трех императоров и Европейский концерт. Причины распада союзов.
  15.   Причины и дипломатические аспекты Первой мировой войны.
  16.  Германский нацизм и распад Версальского порядка. «Мюнхенский сговор».
  17. Арабско-израильские войны и Кемп-Дэвидский договор. Роль Г.Киссинджера и суть «челночной дипломатии». Современное состояние арабо-израильского конфликта.

 

Вопросы к экзамену и литература