Русский  English
Русский  English
последнее обновление
10.12.2009
Алеуты
Алтайцы
Буряты
Долганы
Ительмены
Кереки
Кеты
Коряки
Манси
Нанайцы
Нганасаны
Негидальцы
Ненцы
Нивхи
Ороки
Орочи
Селькупы
Сибирские Татары
Телеуты
Тофалары
Тувинцы
Удэгейцы
Ульчи
Хакасы
Ханты
Чуванцы
Чукчи
Чулымцы
Шорцы
Эвенки
Эвены
Энцы
Эскимосы
Юкагиры
Якуты
 

ЭВЕНЫ
Историческая справка
Хозяйство и быт
Духовная культура

Эвены, эвен (самоназв.), устар. рус. - ламуты ("приморские жители", от эвенк, ламу - "море") - народ в Российской Федерации. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. чел.) - Эвенском национальном округе, Магаданской обл. (3,77 тыс. чел.), Чукотском (1,34 тыс. чел.) и Корякском АО (713 чел.), Камчатской обл. (1,49 тыс. чел.) и Охотском р-не Хабаровского края (1,92 тыс. чел.). Общая численность - 17,2 тыс. чел., из них 27,4% считают его родным. 52,5% эвенов свободно владеют русским языком.

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи. В эту группу входят также эвенкийский, негидальский и солонский языки. Наибольшую степень близости эвенский язык обнаруживает с эвенкийским языком. Эвенский язык имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и западное. В 1931 была создана письменность на основе латиницы, в 1936 - на основе русского алфавита. За основу литературного был взят ольский говор восточного наречия. Между говорами восточного наречия, с одной стороны, и говорами западного наречия, с другой, существуют значительные фонетические и лексические различия, препятствующие использованию этнического языка в роли средства общения представителей разных территориальных групп эвенов. Эти же обстоятельства явились серьезным препятствием на пути развития единого письменного языка эвенов.

Эвенский язык используется в устной форме как средство бытового общения у лиц старшего поколения и, наряду с русским языком, в общении лиц среднего поколения. Знание эвенского языка у детей наблюдается главным образом в многодетных семьях, проживающих в национальных селах или постоянно находящихся в оленеводческих бригадах. Эвенский язык в письменной форме применяется в обучении родному языку в дошкольных учреждениях, в начальной школе, в отдельных районах - в средней школе. Повсеместно он выступает как предмет преподавания в начальной школе, в средней - как обязательный предмет до 11 класса в Библинском р-не Чукотского АО, как факультатив до 9 класса в Быстринском районе Камчатской обл., Северо-Эвенском р-не Магаданской обл. и в ряде р-нов Республики Саха (Якутия). Тем не менее он не является языком обучения даже в дошкольных учреждениях. Ведётся преподавание эвенского языка также в среднеспециальных учебных заведениях: Анадырском высшем педагогическом училище, Якутском педагогическом училище, в колледже пос. Черский Нижнеколымского улуса Якутии, в ВУЗах - Якутском гос. университете им. М. К. Аммосова, Северном международном университете (г. Магадан), Хабаровском педагогическом институте, Российском гос. педагогическом университете им. А. И. Герцена (Институт народов Севера). Изучают эвенский язык в Якутском филиале СО РАН.

За период 1926 - 1995 гг. было издано более 70 учебников по эвенсому языку для начальной школы, в 1991 г. был выпущен учебник эвенского языка для педучилищ. Учебные пособия для средней школы отсутствуют: первый экспериментальный учебник для 9 класса издан в Якутске в 1998 г.

На эвенском языке имеется как оригинальная, так и переводная литература общим количеством более 120 книг. образцы общественно-политической литературы в переводах весьма немногочисленны. На эвенском языке издаются полосы и страницы в региональных газетах улусов Якутии, в Быстринском р-не Камчатской обл. выходит газета "Айдит" с параллельными текстами на русском и эвенском языках. А также ведутся радио- и (Якутск, Анадырь) и телепередачи (Анадырь).

Историческая справка  

Расселение тунгусских племён (предков эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири до Якутии, Чукотки и Камчатки началось в 1-м тыс. н. э. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров и коряков, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в XVII в. эвены испытали их сильное влияние. С 20-х гг. ХХ в. большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию.

У эвенов существовали патрилинейиые экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла нссколько родственных и неродственных семей. Был распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу. Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многоженство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, по предпочтение отдавалось роду матери.

Хозяйство и быт  

Традиционное хозяйство эвенов внутренних континентальных областей Сибири (донрэткэн - букв. "глубинные, внутренние") - оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы эвенов - наматкан (букв. "приморские жители") кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью - обратно.

Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. - мэ-нэ, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

В XVIII в. у якутских и камчатских эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.

Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10-15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк.

Было известно также круппотабунное оленеводство мясо-шкурного направления.

В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской обл. - дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах - кайсар и подклеенных мехом - мэ-рэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки.

Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. ХХ в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних пародов.

Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др.

Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины - обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов, позднее - у русских.

Жилище. У эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум - дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндроконическое каркасное жилище чорама-дю.

Оседлые эвены до XVIII в. жили в землянках (утаи) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран).

Хозяйств, постройки - свайные амбары, невысокие помосты и др.

Одежда и обувь. Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя - из ровдуги. Традиционная мужская одежда вытесняется в тундровых районах чукотской, в лесных - якутской, женская сохраняется более устойчиво.

Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами.

Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

Пища. Традиционная пища эвенов - оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Духовная культура  

Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII - XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты.

Был распространен культ солнца, которому в жертву приносили оленей. поводом для жертвоприношения обычно была болезнь кого-либо из членов общины. Жертвоприношение совершалось всеми общинниками, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирали с помощью гадания.

Устраивался также Медвежий праздник (культ медведя). Охотник должен был поздороваться с убитым медведем и поблагодарить его за то, что он к ним пришел. Мясо медведя съедалось коллективно. Мясо головы и передней части туши считалось священным, его запрещалось есть женщинам. Кости медведя складывались в анатомическом порядке на свайном помосте. Иногда череп вешали на вершине лиственницы.

Фольклор включает былины о богатырях, исторические предания, сказки, песни загадки и поговорки. Распространены также русские сказки. Былины частично поются.

Из музыкальных инструменов распространен варган, из танцев - круговой хоровод.

Женщины вышивали, делали аппликации, очень распространены были вышивание бисером и бисероплетение. Мужчины резали по дереву, изготавливали медные, латунные ажурные подвески к нагрудникам с изображениями животных, солярных символов. Было развито также кузнечное ремесло.

В настоящее время есть эвенские писатели и поэты (Н. С. Тарабукин, А. А. Черканов и др.), пишущие на родном языке. Возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

новости сайта | о проекте | мероприятия | CDC | антенны | публикации | гостиная | карта сайта | FAQ
Все права защищены © 2003—2005

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0