Истории успеха выпускников

Валентин Портных

Валентин Портных окончил Гуманитарный факультет по направлению «История» в 2008 г. Годом ранее, в 2007 г, окончил магистратуру по специальности «История средних веков» под руководством профессора Николь Бериу в университете Лион-2 во Франции. Одновременно обучался в аспирантуре во Франции и в России. В 2011 г. окончил аспирантуру НГУ с присвоением звания кандидата исторических наук. В 2017 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук.

Историк-медиевист, главный научный сотрудник Лаборатории гуманитарных исследований, доцент Кафедры Всеобщей истории Гуманитарного института. В ненаучных кругах стал известен после того, как первым в мире опубликовал один старинный трактат и перевел его с латыни на французский и русский языки.

— Как у Вас проявилась любовь к истории, что Вы решили заниматься ее профессиональным изучением?
— Я вырос в 90-е годы и хорошо помню, что тогда доходов семьи едва хватало на бытовые нужды. Не удивительно, что я тогда хотел получить профессию, которая принесет существенно больше денег. Думал поступать на экономику, так как считал, что это путь к финансовому успеху. Это уже потом я понял, что для достижения успеха в коммерческой сфере или бизнесе не обязательно быть экономистом.
К сожалению, в школе я был не особо читающим: чтобы что-то существенное читать по истории, такого в средних классах не было. Я больше времени проводил перед телевизором. В те же 90-е на телевидении было много популярной истории, и в зените славы был Леонид Парфенов с проектами «Намедни» и «Российская империя». Да, и это тоже сыграло свою немаловажную роль.
Перед 10-м классом, когда оставалось учиться два года, я подумал, что не хочу оставлять историю просто так. Поэтому я решил так: поступлю на историческое направление, а экономику смогу, если захочу, пройти как дополнительное образование или второе высшее. Я поступал и поступил. Поэтому спасибо Л. Парфенову! Нет, я не шучу. Может быть, ему будет интересно узнать, что есть хотя быть один человек, который поступил на историю не без его вклада, а может быть, и с его решающим участием. И еще этот человек занялся хардкором — тяжелым, древним, где ты лишь изредка читаешь на своем родном языке.

В последние годы школы и на первом курсе мое внимание привлек клуб парламентских дебатов: яркие ребята, которые уверенно и увлекательно спорили на сцене, не могли не вызвать интерес. В то же время, меня не покидало некоторое чувство «ну хорошо, поспорили, а что дальше, и что мы с этого имеем?». Тогда же мне казалось, что я интересуюсь политикой, хотя, положа руку на сердце, все это было очень поверхностно. Но тогда я думал, что специализироваться буду в области политологии или современности. Однако один профессор математики, друг моих родителей, в нужный момент посоветовал мне отказаться от всей этой «публичности» в пользу более фундаментальных задач. В частности, в одном из наших разговоров возникла тема истории средних веков: а почему бы и нет, ведь тогда зародилось очень многое, что мы сейчас имеем. Я благодарен ему за совет и за то, что он вдохновил меня заняться древней историей.

Я ни разу не разочаровался в выборе. А, кроме того, если научишься делать то, что требует кучи разных специализированных навыков, даже если потом твоя специализация меняется, это – на всю жизнь твой козырь. Я долго занимался строго Средними веками, а сейчас я больше исследую перемещения средневековых немецких трофейных рукописей по Советскому Союзу, работаю над сюжетом XX века. С одной стороны, после классической медиевистики значительно легче заниматься исследованием , где многие источники на русском языке, и где публиковаться тоже разумнее на русском. С другой стороны, благодаря базовой подготовке медиевиста, меня не пугает работа с многочисленными документами на немецком и необходимость регулярной переписки с немецкими коллегами. Главное: я могу по необходимости и вникать в суть самих трофейных памятников, если, например, мне нужно идентифицировать трофейную рукопись, определить ее жанр, прикинуть, насколько она ценна, откуда происходит и т.д. А если бы у меня была базовая подготовка только по отечественной истории, этих козырей бы у меня не было.

— Почему в свое время Вы выбрали именно НГУ?
— Я родился и вырос в Академгородке, а, как говорится, в своей деревне надежнее. В то время мы жили очень скромно, и чтобы поехать учиться в Москву или Санкт-Петербург, было необходимо потратить огромные по меркам нашей семьи средства. Вопрос передо мной стоял так: или я учусь в Москве и параллельно работаю в ущерб учебе, или я остаюсь здесь и вкладываю больше времени в учебу. Я выбрал второе. Готовился последние два класса школы. Боялся, волновался, и не считал, что, раз уж я местный, то поступление «в кармане». На подготовительных курсах я увидел подготовку других абитуриентов, и вот тогда я почувствовал большую уверенность: уж очень многие пришли практически без знаний, ну а я более-менее ориентировался хотя бы в школьной программе. В итоге я успешно поступил.

— Чем Вам запомнилась учеба в НГУ?
— Яркими личностями. Я пришел к выводу, что не бывает плохих предметов, бывают скучные преподаватели. У нас в целом хороший факультет, я считаю. Мне запомнились яркие люди. Есть блистательные фигуры. Я думаю, здесь дело именно в людях.

— Когда Вы решили, что после университета Вы пойдете в науку?
— Еще в самом начале обучения в университете. Я интересовался различными историческими периодами и уже на первом курсе (хотя это не было обязательно) пытался выбрать специализацию. Быстро отказался от идеи заниматься современностью, захотел «настоящей» истории – может быть, и не древнего мира, но все же давно минувших дней. Меня привлекало Новое время, поэтому я обратился к профессору Льву Фадеевичу Лиссу, эксперту в этой области. Однако в то время он вел группу только по вопросам истории образования, что не слишком привлекло меня. В итоге, как я уже говорил, именно средневековый материал вызывал у меня особый интерес. Это произошло летом перед вторым курсом.

— Почему не страшно идти в науку? Почему интересно быть ученым?
— Всегда интересно обнаружить что-то, что не заметно на первый взгляд, не очевидно. Есть, конечно, виды работы, где во главе угла не анализ как таковой – например, издание текста(ов) источника(ов) или их переводов. Но ведь и там есть место аналитике: для правильной транскрипции рукописи нужно четко понимать смысл каждой фразы, а перевод – так это вообще интерпретация по умолчанию. Опять же, комментарии разного рода. А если текст источника сохранился во многих списках, это делает необходимым провести анализ истории текста, а это может быть целый детектив. И всегда самое ценное – если ты сможешь вытащить на поверхность то, что не очевидно на первый взгляд.

— Наша рубрика называется «История успеха». Как Вы понимаете слово успех?
— Выбрать дело, в котором ты чувствуешь себя как в своей тарелке, и добиться результата (именно результата, а не просто отчета).

— Какой совет Вы могли бы дать сегодняшним студентам?
— Самое важное — это, так или иначе, довести дело до какого-то существенного результата. В науке оно как в учебе: там, в сухом остатке, поистине важна не оценка, а знание, а здесь – результат, а не отчет. Не лишнее – периодически задаваться вопросами: что ты делаешь, что ты даешь нового, что ты даешь такого, что не очевидно на первый взгляд, какому читателю это адресовано, догадается ли он прочесть тебя в данном издании, и что это ему даст. Если же, в сухом остатке, ты публикуешься ради отчета, денег и регалий, разве ты не паразит, который прячется в имитации науки, лишь бы не делать работы, приносящей пользу народному хозяйству.
Полезная вещь – попытаться сформулировать просто и для непосвященного человека, в чем основной смысл твоей статьи, на чем основаны твои выводы, и что она дает для дальнейшего развития науки.
И, конечно же, я всегда советую ориентироваться на уважаемых вами сильных старших товарищей. Сейчас, тем более, такие возможности, что можно, не выходя из интернета, послушать и почитать московских и петербургских звезд, иностранцев. И не стоит бояться, чтобы сильные люди в вашей области были вашими судьями: поверьте, так лучше для дела. Общайтесь с коллегами, ориентируйтесь на сильных игроков на вашем поле, исследуйте новые горизонты за пределами Новосибирска, участвуйте в различных мероприятиях. Оптимизируйте свое время и вкладывайте его в то дело, которым планируете заниматься. Есть и внеучебная сторона жизни, конечно. У нас отличный кампус, хороший спорткомплекс. Здесь есть все необходимое.

Назад к историям