Университет ШОС

Содержание


НГУ — базовый вуз Университета Шанхайской организации сотрудничества

Концепция Университета Шанхайской организации сотрудничества

Университет должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия, Индия, Иран, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц Организации (энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии).

Цели создания Университета ШОС определены в рамках ШОС многосторонними нормативно-правовыми актами, принятыми государствами-членами ШОС, и состоят в:

  • укреплении взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС;
  • развитии интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
  • придании нового импульса к расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
  • расширении возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых — развивать научные контакты;
  • содействии эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.

В настоящий момент создание полноформатного Университета ШОС представляется преждевременным по ряду факторов:

  • отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС;
  • частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов ШОС;
  • отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных сред обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;
  • сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.

В этой связи первоочередные мероприятия по созданию Университета ШОС должны быть направлены на решение следующие основных и дополнительных задач:

Основные задачи:

  • расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
  • увеличение научно-академического сотрудничества;
  • внедрение современных образовательных методик и технологий;
  • создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом.

Дополнительные задачи:

  • проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС;
  • подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций;
  • создание сети языковых (русский и китайский) и страноведческих курсов.

Взаимодействие между государствами-участниками в области создания и функционирования университета ШОС идет на уровне образовательных ведомств стран с привлечением ими ведущих образовательных учреждений.

Модель Университета ШОС

Подготовка кадров высшей квалификации должна осуществляться по следующим видам образовательных программ:

  • подготовительные языковые курсы
  • бакалавриат (4 года);
  • магистратура (2 года);
  • аспирантура (3 года), предусмотренная двусторонними соглашениями;
  • докторантура (3 года);
  • программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.

Основными языками обучения в рамках Университета ШОС будут государственный язык страны местонахождения и/или официальные языки ШОС — русский и китайский. Общая схема взаимодействия, управления и принятия решений в рамках Университета ШОС должна соответствовать механизмам, действующим в ШОС.

Модель Университета ШОС должна основываться на взаимодействии университетов государств-членов ШОС, являющихся базовыми (головными) вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране.

Университет ШОС должен стать своеобразным «зонтиком», под эгидой и при поддержке которого будет осуществляться образовательная и научная кооперация.

Задача головных вузов заключается в поэтапном согласовании программ аспирантов, магистров и бакалавров, реализуемых в рамках образовательных стандартов своих стран, с целью создания единых учебных программ Университета ШОС по соответствующим областям подготовки.

Сотрудничество вузов в рамках Университета ШОС целесообразно начать с создания совместных аспирантских программ, которые являются наименее формализованными.

Следующим элементом совместного образовательного пространства должны стать совместные магистратуры, доля вузовской составляющей у которых больше, чем в бакалаврских программах.

Обучаясь в бакалавриате, студент будет иметь возможность на должном уровне получить языковую подготовку для дальнейшего обучения в магистратуре Университета ШОС без потери времени, выделенного для изучения языка.

Работу по согласованию программ подготовки магистров и бакалавров Университета ШОС необходимо начать с первого этапа реализации проекта и внедрять по мере взаимного согласования разделов. Деятельность в рамках Университета ШОС следует начать с работы по нескольким приоритетным направлениям в области естественных и гуманитарных наук и, отрабатывая методологию, расширять на другие области подготовки.

Университет ШОС должен быть открыт для новых вузов и создания новых совместных программ подготовки.

Исходя из интересов государств-членов ШОС целесообразно на первом этапе становления университета ввести следующие направления подготовки: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии. В дальнейшем по согласованию образовательных ведомств государств-участников будут введены другие направления и уточнен набор специальностей.

Схема обучения в Университете ШОС

Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует данную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничивается.

Студент обязан пройти обучение в иностранном вузе-партнере сроком не менее 1-го семестра. Набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС.

Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств-членов ШОС в бюджете Университета. Такие квоты определяются странами ежегодно и применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС.

Вторая группа студентов — это студенты, обучающиеся на контрактной основе и самостоятельно покрывающие расходы на свое обучение.

Количество студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между базовыми вузами.

Предварительное согласование необходимо, прежде всего, для планирования и регулирования последующих потоков академической мобильности.

По итогам обучения, студент получает диплом вуза, в котором начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени) и на начальном этапе создания Университета ШОС — сертификат Университета ШОС, а в последствии — единый диплом Университета ШОС.

Система управления Университетом ШОС

В соответствии с механизмами управления, существующими в ШОС, система управления Университетом ШОС включает несколько ступеней:

  • Координационный (исполнительный) совет, в который входят по одному представителю от страны из органа, отвечающего за образовательное сотрудничество. Является целесообразным совместить представительство в Координационном совете Университета ШОС и в Экспертной рабочей группе государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. При невозможности такого совмещения представитель в Координационный совет Университета ШОС назначается по согласованию с представителем Экспертной рабочей группы государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. Руководство Координационном советом осуществляется на ротационной основе. Координационный совет обеспечивает координацию деятельности Университета ШОС на уровне соответствующих министерств и руководящих органов ШОС и вносит предложения по обеспечению нормативно-правовой деятельности Университета ШОС.
  • Попечительский совет. Обеспечивает формирование положительного имиджа Университета ШОС в странах-участницах Организации и мировом образовательном сообществе, привлечение бизнес-структур для совместной подготовки специалистов и содействие в трудоустройстве выпускников. Способствует привлечению финансовых средств для развития Университета ШОС. Продвигает интересы Университета ШОС в различных государственных и негосударственных структурах, фондах и организациях.
  • Секретариат (ректорат) Университета ШОС. Осуществляет управление текущей деятельностью Университета ШОС, в том числе информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение деятельности Университета ШОС, ведение текущих дел и документации.
  • Экспертные группы по каждой области подготовки включают по одному представителю от каждого базового вуза по каждой области подготовки. Осуществляют поддержку учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в конкретной области подготовки.

Финансовые основы функционирования Университета ШОС

Финансовой основой деятельности Университета ШОС является его бюджет, который должен обеспечивать:

  • функционирование координационного (исполнительного) совета, секретариата и экспертных групп Университета ШОС;
  • разработку согласованных учебных программ;
  • проведение рабочих встреч по проблемам развития Университета ШОС;
  • стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС;
  • покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов по программам Университета ШОС.

Бюджет Университета ШОС формируется из различных источников:

  • средств соответствующих министерств государств-членов ШОС или целевых программ;
  • взносов стран-участниц Организации в рамках развития структур ШОС;
  • внебюджетных (контрактных) средств обучения студентов;
  • прочих источников.

Основные этапы создания Университета ШОС

  • согласование намерений и понимания стран участниц;
  • выработка схемы функционирования;
  • подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
  • определение головных вузов стран и начало согласования программ;
  • выработка Устава Университета ШОС;
  • подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами государств-членов ШОС.

Мероприятия по организации Университета ШОС могут быть реализованы в следующие сроки:

  1. Краткосрочная перспектива (в течение 2008-2009 г):
    1. выяснение позиций и потенциалов стран-участниц Организации по вопросу создания Университета ШОС;
    2. разработка концепции развития университета ШОС для обсуждения со странами-участницами проекта;
    3. подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
    4. анализ нормативной базы для совместного дипломирования и сертификации и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
    5. согласование группы университетов, участвующих в проекте и определение университетов, курирующих определенные направления подготовки в рамках Университета ШОС;
    6. согласование нескольких магистерских программ совместного обучения на базе уже существующих образовательных связей в качестве «опытного поля»;
    7. разработка проектов и систем обеспечения качества магистерских программ по согласованным специальностям- поддержка существующих в государствах-членах ШОС центров русского и китайского языка и «конвертация» их в языковые центры ШОС (по одному от страны), разработка на их базе курсов языковых специалистов для органов ШОС с соответствующей сертификацией.
  2. Среднесрочная перспектива (2009-2010 гг.):
    1. подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами стран ШОС;
    2. согласование нормативной базы выдачи документов об образовании университета ШОС и их форм, полученных по согласованных программам обучения и курсам;
    3. создание и ввод в действие учебных, управляющих и административных структур Университета ШОС;
    4. запуск совместных докторантур (аспирантур) (предусматривается уже существующими двусторонними соглашениями), проведение совместных скоординированных научных исследований;
    5. согласование магистерских и бакалаврских программ подготовки, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
    6. согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках университета ШОС.
  3. Долгосрочная перспектива (2010-12 гг.)
    1. запуск подготовки по системе «бакалавр плюс магистр» по тем направлениям подготовки, которые осуществлялись на базе магистратуры;
    2. создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования Университета;
    3. расширение списка направлений и специальностей подготовки;
    4. издание собственных научных вестников и других изданий университета;
    5. проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, а также на международную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности Университета.

Последняя редакция: 13.01.2015 18:17