Аннотации:
Методика организации научно-исследовательской работы – научная дисциплина, в которой специально уделено повышенное внимание проблемам, аспектам, законам, принципам, тенденциям, методам, необходимым для проведений научных проектов и разработок в сфере истории и археологии. Цель изучения данной учебной дисциплины состоит в овладении знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управлении научными исследованиями. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности магистров. В ходе учебного курса студенты должны научиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете.
Структура курса состоит из трех разделов. В первом, теоретическом, основное внимание уделяется методологии и методам научного исследования. Рассматриваются вопросы о методическом замысле исследования и ранжировании его основных этапов, об общей логической схеме хода научного исследования и ее структурных элементах о методах организации научного поиска, методах поиска источников, содержащих научно-техническую информацию по теме исследования и по своей специальности и др. особое внимание обращается на умение формулировать актуальность и новизну исследования. Во втором разделе основное внимание уделено оформлению результата в письменном или устном виде, поскольку этот этап выступает как необходимый элемент научной деятельности. Рассматриваются нормы, правила, требования по оформлению текстовых научных работ, которые являются общими, независимо от вида научной работы. Речь идет об оформлении структурных частей научных работ, элементов текста (рубрикация, написание формул, оформление таблиц, написание чисел и физических величин, оформление иллюстраций и т. д.), расположении в тексте различных знаков, общие требования к научным работам, изложению и стилю текста и т. д. В третьем разделе основное внимание уделяется особенностям таких видов научно-квалификационных работ как курсовая, дипломная и магистерская диссертация. Особе внимание уделено этапу подготовки заявок на исследовательские гранты в различные фонды. Учебно-методические и учебные материалы отражают современный уровень развития науки, а также авторское видение содержания и направленности подготовки магистров к написанию диссертации. При изложении учебного материала предусматривается использование необходимых современных информационно-технических средств обеспечения учебного процесса, позволяющих студентам на более высоком уровне осваивать учебный материал. Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития НИУ НГУ на 2009-2018 годы.