Лекция о древнекитайском искусстве 11 октября

НОКЦ "Институт Конфуция" НГУ приглашает на открытую лекцию *

Чжу Чжижун лекция ред.jpg

* В дизайне использована идея сотрудников Института Конфуция Уральского федерального университета


11 октября в 16:20 в НГУ пройдет лекция профессора Восточно-Китайскoго педагогическoго университета, приглашенного профессора программы «Ученые Янцзы» Чжу Чжижуна.
Встреча состоится в рамках лекционного тура профессора по институтам Конфуция по инициативе Штаб-квартиры институтов Конфуция (Пекин) и пройдет на китайском языке с переводом. Приглашаются студенты, слушатели курсов китайского языка, специалисты в области искусства.

Не имеющим пропуск НГУ следует сообщить о намерении посетить лекцию до 16:00 10 октября по адресу kk_ngu@mail.ru (сообщить полное имя и место учебы/работы) для оформления разрешения на проход в НГУ, с собой иметь удостоверяющий личность документ 


Чжу Чжижун.jpg

Чжу Чижун 朱志荣
родился в 1961 г., в городе Тяньчан провинции Аньхуэй.
Приглашенный профессор академической программы «Ученые Янцзы» министерства образования КНР с 2016 г. 
Профессор факультета китайского языка Восточно-китайского педагогического университета, руководитель докторантов. 
Член постоянного комитета Ученого общества китайского художественного искусства, заместитель председателя Шанхайского ученого общества художественного искусства. 
Имеет более 160 научных публикаций в китайских изданиях «Литературная критика», «Изучение литературы и искусства», «Научный ежемесячник», «Вестник Фуданьского университета», часть работ опубликована в «Новый Китай: извлечения», материалах Народного университета и т.д. Автор свыше 10 монографий, в т.ч. «Философия китайского искусства», «Изучение эстетики Канта», «Теория китайской эстетики», «Исследования эстетики времен династий Ся, Шан и Чжоу». Из них «Философия китайского искусства» переведена на английский, немецкий, русский и корейский языки, «Теория китайской эстетики» скоро выйдет в свет на английском языке. 
Руководитель обычных, ключевых и макрогрантовых проектов Китайской академии социальных наук, лауреат премии VI межвузовского конкурса исследовательских работ, премии г. Шанхая в области философии и общественных наук.

朱志荣,安徽天长人,1961年生,2016年教育部长江学者特聘教授,华东师范大学中文系教授,博士生导师,兼任中华美学学会常务理事,上海市美学学会副会长等。先后在《文学评论》《文艺研究》《学术月刊》《复旦学报》等刊物发表学术论文160余篇,部分论文曾经被《新华文摘》、人大复印报刊资料转载。先后出版过《中国艺术哲学》《康德美学思想研究》《中国审美理论》《夏商周美学思想研究》等专著10余部,其中《中国艺术哲学》被翻译成英语、德语、俄语和韩语,《中国审美理论》被翻译成英语,即将出版。先后主持过国家社会科学基金一般项目、重点项目和重大项目,获得过第六届高等学校科学研究优秀成果奖、上海市哲学社会科学奖等奖项。.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
1. Определение понятия "художественные изображения людей и духов времен династии Хань"
"Ханьские художественные изображения людей и духов" – условный перевод термина 汉画像, служащего для общего наименования для изображений разных художественных видов, представленных на каменных барельефах храмов, гробниц и усыпальниц, каменных барельефах, фресках, на шелке, лаковых и нефритовых изделиях, из них определяющее место занимают гравюры по камню. Это вид погребального искусства, связанный с культом предков, его произведения сохранились преимущественно в гробницах и храмах предков.
2. Содержание ханьских изображений людей и духов
Изображения связаны с мирами духов и небожителей, наземным миром и миром духов умерших. Они показывают жизнь людей того времени и отражают их тревожные размышления о жизни после смерти, их страх перед неизвестным миром после земной жизни, поэтому в произведениях этого времени мы видим диких зверей и погребальные статуэтки, призванных преследовать зло и отгонять нечисть, охранять души, и не только нести функции охраны, но и призывать души умерших.
3. Техническая сторона искусства ханьских изображений людей и духов
Квинтэссенцией этого вида изображений ханьской эпохи являются барельефы, называемые «дивным цветком» древнекитайского искусства и обладающие ценностью с точки зрения как искусства, так эстетики. Ханьские портреты и орнаменты воплощают в себе единение культуры земледельцев и кочевых народов. Ранние портреты грубы и наивны, поздние – детальнее и сложнее. Они стали пиком ханьского искусства, и сыграли в китайском изобразительном искусстве роль открытия нового с сохранением всего лучшего, заключенного в прошлом. 

讲座摘要

一、什么是汉画像: 汉画像是汉朝的画像石、画像砖、壁画、帛画、漆画、玉器等各类艺术形式上的图像的总称,其中尤以画像石、画像砖为主。汉画像艺术是一种祭祀性丧葬艺术,主要保存在墓室、祠堂中。

二、汉画像的内容:汉画像中包含着神、仙、现时生活和鬼魂生活。汉画像中包含着人们对现实世界的呈现,对死后进入另一个世界的焦虑,甚至恐惧不安,所以需要兽和俑来驱恶辟邪,守护灵魂。不仅要守护,还要招魂。

三、汉画像的艺术技巧:汉画像石是汉代艺术的精华,也是中国古代艺术的一朵“奇葩”,具有重要的艺术价值和审美价值。汉画像的图像和纹饰体现了农耕文化与游牧文化的统一。早期更偏向于粗深稚拙,后期精细复杂。它们是汉代艺术的巅峰之作,在中国造型艺术中起到了承前启后的作用。