Сибирский историк рассказывает о том, как сходить в крестовый поход

Ноябрь 1095 года. Небольшой город на юге центральной части Франции — Клермон. Церковный собор, оставивший след в веках. Глава католический церкви Урбан II выступает с зажигательной речью о том, куда на самом деле нужно направить усилия истинно верующих христиан. Звучат слова «Гроб Господень», «Святая земля», «освобождение от неверных». Слушатели — духовенство и светская знать — с энтузиазмом внимают страстной проповеди. Представим, что и мы находимся там же, и нас в числе прочих зовут принять участие в Крестовом походе.

1835_Папа Урбан II пропов первый крест поход на площ Клермона (Pope Urban II Preaching the First Crusade in the Square of Clermont)_157 х 235_х.,м._Милан, Фонд Карипло.jpg


Куда, зачем и когда? 

На первые два вопроса ответы простые и ясные: в Палестину, отвоевывать Иерусалим и христианские реликвии. Когда? — уже более сложно. Как известно, Крестовые походы продолжались практически два века. Первый, на который нас и вдохновлял Урбан II в Клермоне, был очень результативен — крестоносцы завоевали плацдарм, территории, включавшие в себя и Иерусалим, и держали его двести лет, до 1291 года, когда мусульмане окончательно изгнали оттуда завоевателей. «Однако это не означает, что идея пропала навсегда, были планы и попытки взять реванш, но когда всё доходило до дела, экспедиции не организовывались, всегда находились какие-то причины», — комментирует заведующий лабораторией Древнего мира и Средних веков Гуманитарного института Новосибирского государственного университета доктор исторических наук Валентин Леонидович Портных. 
 
Кроме того, по словам ученого, с идеей священной войны, за которую предоставляется индульгенция, была связана не только с палестинским направлением, ее переняли для сражений на других фронтах. Еще не закончились походы в Иерусалим, а папа уже благословлял воинов на борьбу с еретиками в Южной Франции и на территории Европы в целом — с политическими оппонентами: например, был провозглашена священная война против императора Фридриха II Гогенштауфена. «Также осенялось благословением направление боевых действий в отношении язычников Прибалтики, насильственное крещение жителей областей сегодняшних Прибалтийских республик и нынешней Калининградской области. Впоследствии, в XIV веке — войны против турок-османов: это, сами понимаете, святое. В XV — сражения с гуситами», — перечисляет Валентин Портных. 
 
…Но мы с вами все же выберем самый настоящий, самый Первый крестовый поход!
 
От идеи до воплощения
 
Конечно, мы добрые христиане, послушные своему пастырю. Кроме того, и воспитаны надлежащим образом — нам не нужно долго и подробно объяснять значимость и Палестины, и находящихся в руках язычников священных реликвий. Однако всё равно интересно — а как, собственно, появилась сама идея крестового похода?+
 
«Есть целый ряд соображений по поводу разных факторов, — комментирует Валентин Портных. — Мне кажется правдоподобным, что у церкви могла быть следующая мотивация. Дело в том, что со второй половины XI века церковь стала активно повышать свой авторитет в европейском обществе, укреплять внутреннюю вертикаль власти, утверждать свою позицию по отношению к светским правителям. Если в первом тысячелетии должность папы скорее была почетной, то во второй половине XI века и в XII веке римский понтифик становится реально влиятельной фигурой. Развивается институт папских легатов, через которых проводятся решения, принятые на крупных соборах под председательством папы. Собственно, эта борьба церкви за утверждение авторитета могла иметь абсолютно логичное продолжение — в виде захвата самых значимых для христианства территорий в виде Святой земли, которая связана с теми или иными событиями Ветхого и Нового Заветов». 

Читать продолжение