Об одном концерте в осажденном Дамаске

На минувшей неделе в рамках международного научного форума «Наследие» в НГУ прошла научная конференция «Метаморфозы культуры: Inter arma non silent Musae». Второй день открыла секция «Inter arma non silent Musae». Это стало лейтмотивом всей конференции: «Когда говорят пушки, музы не молчат». Организаторы задают вопрос: «Если война — зло, то почему она испокон веков занимала важнейшее место в мировой культуре?». Разговор на эту тему начался с доклада доктора искусствоведения, профессора Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки Марины Николаевны Дрожжиной «Концерт в осажденном Дамаске».

09.jpg

Доклад посвящен концерту, состоявшемуся в августе 2013 года в столице Сирии — Дамаске, в необычных для концертной практики конспиративно-стихийных условиях. Несмотря на тяжелейшее для сирийского народа время, концерт был экстренно организован и проведен для делегации российских женщин, прибывших по приглашению Правительства САР и Союза женщин Сирии, возглавляемого женой президента Асмой аль-Асад.

В докладе Марина Николаевна подчеркивает сходство менталитета народов наших стран, «отчетливо явленное в мужественном сопротивлении захватчикам в этой отнюдь не гражданской войне». Сходство подкреплено музыкальным примером: песней советского композитора Льва Книппера «Полюшко-поле» в переинтонированном на арабский лад виде, но сохранившей семантику — тему защиты Родины. По словам докладчика, песня «Полюшко-поле» очень давно была исполнена арабской певицей Фейруз, побывавшей 1970-х годах в СССР и превратилась в народную. Под неё танцевали свой мужественный танец беженцы, ее исполнил арабский музыкант на уде — струнном щипковом инструменте.

Конспиративность условий (точная дата, время и место стали известны буквально за несколько часов до начала концерта) была обусловлена опасениями за безопасность присутствующих: Дамаск, окруженный с трех сторон, постоянно подвергался минометным обстрелам. Несмотря на это, зал был полон, слушателями стали в основном деятели культуры и представители сирийской интеллигенции. Основу программы составила женская группа Ханнан — студентки и преподаватели факультета восточной музыки консерватории Дамаска, выступление которых свидетельствует о высоком уровне сирийского музыкального образования, — отметила Марина Дрожжина.

Кроме того, отмечена значимость стихийно возникшего после концерта «круглого стола», где участники (среди которых были преподаватели и студенты консерватории Дамаска) и автор доклада поделились сведениями о процессе обучения музыкантов. Девушки-исполнительницы подчеркивали, что цель их группы — представить подлинную восточную музыку и доказать, что сирийские женщины выступают за мир и могут влиять на общественное сознание. Они не скрывали, что опыт жизни в условиях войны трудный, но музыка дает силы, позволяющие игнорировать чувство страха. Музыка живительна, она стимулирует положительные процессы в обществе.

— В этом мужество и сила духа сирийцев, которые своим искусством демонстрируют волю народа к мирной жизни, невозможной без победы в навязанном извне противостоянии, — завершила свое выступление М. Дрожжина.

Затем на секции выступили доцент кафедры истории, культуры и искусств ГИ Лидия Воробцова с докладом «Николаевские предприниматели в годы Первой мировой и гражданской войны», профессор кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ Олег Донских («Экономическая жизнь в восприятии русских поэтов XVIII-XIX вв.»), Юрий Шатин («Стансы: от мотива к жанру»), профессор кафедры философии НГУЭУ Лев Штуден («Свеча в ледяном доме»), старший преподаватель кафедры истории, культуры и искусств ГИ Елена Гусева («Мир и мiр: видеть – навидеть – любить (опыт чтения «Дневников Льва Толстого» В. Бибихин»), заведующий кафедрой всемирной литературы МПГУ Марина Никола («Традиции Платона  "Повести о Платоне" Питера Акройда»), аспирант НГК им. М.И. Глинки Ситора Довлатова («Суийская тема  сюите "Разговор птиц" Т. Шахиди: поиск смысла жизни и борьба с собой»).

Антон Ниязов

Фото с сайта НГК им. М.И. Глинки