Василий Кузин: «15 минут можно потратить с пользой»

Василий Кузин — проректор Новосибирского театрального института, участник и организатор музыкальных фестивалей и конкурсов, музыкальный критик, лектор, ведущий музыкальных программ и творческих мероприятий, экс-министр культуры Новосибирской области. Мы побеседовали о передвижных выставках в детских садах, о русском шансоне, а также о том, как все успевать.

— Василий Иванович, как вам удается совмещать столько видов деятельности? 

— Мне кажется, для человека важно открываться миру разными сторонами, и это одна из моих навязчивых идей, которые я озвучиваю на своих лекциях и которым учу студентов. У любого человека есть внутренний потенциал, который он использует не до конца. Мы специализируемся на какой-то деятельности, ориентируемся только на один образ жизни, а на другое обычно нет времени. До работы в Министерстве культуры я думал, что у меня вообще нет времени, но потом я понял, что такое «нет времени» в действительности. После интенсивной работы начинаешь понимать, что свободные 15 минут — это приличный отрезок времени, который нужно потратить с пользой. Я советую друзьям и студентам составлять список дел, которые можно сделать за 15 минут, чтобы не тратить это время впустую. Давал интервью одному московскому журналу, который в заголовок вынес мою фразу: «У каждого есть 15 минут в день для встречи с искусством». Я всегда стараюсь грамотно распределить свое время, если это делать с умом, можно успеть все.

SJviGnGLjYE.jpg

— Чем вам интересна каждая работа?

— Трудно сказать однозначно. Основных сфер деятельности у меня три: музыкальная, театральная и интеллектуальная. Много лет назад, когда я работал в консерватории и преподавал философию, я сказал студентам: «Если бы за это платили в четыре раза больше, чего можно было бы ещё желать?». Я обожаю читать лекции студентам.

С развитием цифровых технологий у меня появилась возможность играть на фортепиано, когда захочу. Приходя домой к 11 часам, я могу надеть наушники, включить их в электронное пианино и музицировать, никому не мешая. Конечно, сейчас уровень игры уже далёк от профессионального, но дома, для друзей я никогда не отказываюсь от предложения сыграть.

Я с удовольствием читаю для публики не только лекции, но и художественную литературу. В этом году мы делаем цикл концертов, которые назвали «Литература и Музыка».

Я являюсь приверженцем того, что очень важный путь обогащения нашего внутреннего мира — это обогащение нашего языка. Восприятие в огромной степени зависит от того, каков наш багаж – словарный, лексический и стилистический. Уровень владения языком у всех разный, но если мы хотим обогатить и усовершенствовать свой язык, самый короткий путь — это выучивать наизусть лучшие произведения прозы, поэзии, драматургии. Все нужное должно быть под рукой, то есть в вашей памяти.

— Вы выступили на всероссийской научной конференции «Метаморфозы культуры» с докладом «Война культур». Чему было посвящено ваше выступление?

— Общая тема конференции — «Война и культура». Тема сформулирована достаточно широко, но на конференции были доклады, которые стопроцентно соответствуют тематике. Скажем, блестящее выступление Николая Сергеевича Розова было посвящено ритуалам как формам эстетизации и сакрализации войны. Это был прекрасно обоснованный доклад как раз по теме: собственно, война и героика, как пафос войны, как идеология войны фактически утверждается в обществе.

Были доклады, которые имеют отношение к теме немного «по касательной». В частности, мой доклад. Исходно я рассматривал войну в её феноменологическом, буквальном выражении как событие и место, где умирают люди. Война — это форма, в которой происходит актуализация идеи нашей смерти. Мы можем не участвовать в войне, но все, что мы думаем и слышим о ней, актуализирует проблематику смерти. А актуализация этой проблематики, по мнению огромного количества умных людей, в свою очередь важна для жизни. Чтобы человек правильно, или, как говорят философы-экзистенциалисты, «подлинно», прожил жизнь, нужно помнить о том, что каждый человек смертен. Подлинно проживать жизнь – с этого мы начинали наш сегодняшний разговор — значит жить полно, продуктивно и ярко.

Подготавливая этот доклад, я прочел интересную формулировку у одного греческого автора: «Проживи свою жизнь так, чтобы, когда придет смерть, оставить ей только руины сгоревшего замка, чтобы не осталось чего-то, что ты не сделал и не реализовал».

wzFEmh1xMF0.jpg
-NtLBJq2QJo.jpg

— Как вы считаете, в чем важность таких мероприятий, как Международный научный форум «Наследие», в рамках которого проходила конференция?
 

— Важность таких мероприятий, помимо чисто академического общения, заключается в том, что на пленарном заседании присутствовали студенты и аспиранты, это очень здорово. Я уверен, что всем моим коллегам гораздо интереснее доносить свои мысли до студентов, а не просто переговариваться за круглым столом друг с другом, ведь мы могли разослать друг другу тексты своих докладов и ничего не делать. Мне кажется, некоторые мысли, которые я высказывал, получили отклик в юных умах, юных сердцах тех ребят, которые присутствовали на заседании.

— В одном интервью НГС (Министр культуры: «Нельзя утверждать, что шансон плох!») вы высказались по поводу шансона. Расскажите, пожалуйста, по вашему мнению, плох он или хорош? 

– Честно, я не помню, о чем мы говорили с НГС, я скажу, что когда я слышу слово «шансон», я представляю как раз французский шансон, который я очень люблю. Мой любимый автор — Жак Брель, время от времени слушаю Сальваторе Адамо, Эдит Пиаф, Шарля Азнавура.

Что касается шансона русского, то к нему я отношусь очень дифференцировано, в этом жанре есть огромное количество некачественной продукции, но и на нее имеется спрос. Но даже в этом жанре есть шедевры. Я не буду называть имена, но я перескажу мысль Борхеса, что даже у посредственного поэта есть хотя бы одно гениальное четверостишие. Важно только его найти. У шансона, конечно, есть прекрасные образцы. Вопрос в том, надо ли слушать весь этот объем, чтобы добраться до них?

— Как вы считаете, нужно ли увеличивать количество предметов, связанных с культурой и искусством в системе образования?

— На мой взгляд, важность сферы искусства неоспорима. Было бы здорово, если бы наши дети и студенты имели больший художественный опыт. Да, это, несомненно, пошло бы на пользу. Исследования показывают, что при равных условиях дети, которые играют на рояле, и дети, которые не играют на рояле, отличаются своим интеллектуальным развитием. Мы должны прививать ребенку не только вкус, но и способность наслаждаться искусством, тем самым становиться богаче. Я в своих лекциях часто цитирую фрагмент из речи Владимира Ильича Ленина на съезде коммунистических союзов молодежи: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Конечно, невозможно в буквальном смысле обогатить память всем, но получить способность воспринимать богатства всей мировой культуры — вот это важно.

Я почти каждый год работаю в жюри областного конкурса «Лучший учитель года», и на одном из этих конкурсов у меня брали интервью на тему «Какие могут быть перспективы развития начальной школы». У меня есть один ответ — надо не ходить в начальную школу. Я имею в виду, что есть большое количество семей, которые могут заниматься индивидуальным обучением, домашним обучением, которое является, на мой взгляд, чрезвычайно эффективным, если для этого есть условия. Даже для 10 или 20 % детей это было бы здорово. Я сам знаю людей, которые осуществили этот опыт. Если ребенок не будет ходить в школу, он может ходить в школу искусств. Вместо того, чтобы по 6 часов сидеть в начальной школе, лучше посвятить это время развитию эмоциональности, художественной восприимчивости ребенка. Мне кажется, это был бы очень большой вклад в развитие человека.

Есть один опыт, которые проводят наши коллеги из Чебоксар. В среднестатистическом детском саду родители собирают какие-то целевые взносы, а на эти взносы администрация заказывает изготовление высококачественных копий 10-15 картин. Авторы и работы согласованы с искусствоведом, это, как правило, шедевры живописи. Эти картины развешивают в детском саду и ребенок, начиная с трехлетнего возраста, растет в благоприятной визуальной среде. Картины висят несколько месяцев, потом детский сад собирает их, обменивается с другим детским садом, в котором тоже была коллекция картин. А теперь представьте, что, если так сделают 50 детских садов?

В школах я бы ввел обязательные 15-минутные просмотры лучших образцов живописи, архитектуры и скульптуры, под прослушивание лучших образцов классической музыки. Не требуется ничего, мы просто создаем благоприятную зрительную-визуальную и слуховую среду. Сейчас это можно реализовывать в масштабах всей страны. Почему мы этого не делаем? Не знаю. У всех же есть 15 минут.

Беседовал Антон Ниязов

Фото Артемия Матюнина