«Вестник Европы»: из 1802 в 2018

Покрышки компании Michelin, рояли фортепианной фабрики Карла Шредера, кожаные футбольные мячи. Может показаться, что перечисленные объекты никак не связаны друг с другом, однако, это не так. Именно с этой продукцией, чьи объявления располагались на страницах журнала «Вестник Европы», связано становление печатной рекламы в России. Ни один из предшествующих «Вестнику» отечественных сборников не мог удивить читателя таким изобилием пестрых и красочных предложений. 20 ноября в новом корпусе Новосибирского государственного университета открылась выставка с редкими библиографическими изданиями этого журнала.

«Вестник Европы» — наименование, под которым в разные годы издавалось сразу два журнала. Первый — московский, открытый под редакцией историка Николая Карамзина, просуществовал с 1802 по 1830 год. В журнале публиковались как переводы статей из лучших изданий Англии, Франции и Германии, так и материалы отечественных авторов. Эти редкие тиражи, выпущенные два века назад, сейчас находятся в университете, рассказ именно об этих экземплярах открывает выставку.

Y18Xm7bsps0.jpg
FXoxH8Cuyfo (1).jpg

Помимо выпусков с уникальным для того времени разделом политики, на стенде можно разглядеть по-настоящему раритетное издание, датируемое 1814 годом. Именно здесь впервые было опубликовано стихотворение тогда еще лицеиста Александра Пушкина — «К другу стихотворцу». В нем пятнадцатилетний поэт обращается к своему приятелю — Вильгельму Кюхельбекеру, чья работа тоже была опубликована в журнале выпуском ранее.

Спустя сорок шесть лет после закрытия московского «Вестника», петербургский историк и публицист М.М. Стасюлевич принял решение возродить журнал. Выпуски петербургского «Вестника Европы», активная деятельность которого пришлась на 1866—1918 годы, составляют основную часть экспозиции выставки. Всего за десять лет под редакцией Стасюлевича «Вестник Европы» стал одним из наиболее популярных русскоязычных журналов (особенно на волне после закрытия «Колокола» и «Современника» в 1866 и 1870 году, соответственно).

Помимо опубликованных в журнале произведений И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, несколько стендов отведены под отдел рекламных объявлений, аналогов которому не было ни в одном из существовавших на тот момент печатных изданий. Помимо размещения традиционных для периодических изданий сообщений о новых выпусках и подписках, в XX веке «Вестник Европы» начинает сотрудничать с крупными компаниями-производителями товаров и публиковать соответствующие объявления. Гамаки, футбольные мячи, мужское и женское белье, «американские плавательные крылья» — разнообразие встречающейся на страницах журнала рекламы просто поражает.

fCLj0KyQI9Q.jpg

В рядовом выпуске на развороте можно было найти объявление о поставке в столицу первых патефонов, или, например, увидеть маскота компании «Michelin», с довольным видом потягивающего сигару. К слову, реклама с участием состоящего из белых машинных покрышек антропоморфного существа, или, как его принято называть, Бибендума (от устоявшегося выражения древнегреческого поэта Горация — «Nunc est bibendum» — в переводе «Теперь выпьем»), чаще других встречалась на страницах журнала в последние годы его существования. В 1907 году, после открытия российского завода «Michelin», «Вестник Европы» подписал с компанией рекламный договор, согласно которому Бибендум на постоянной основе появлялся на страницах издания, спокойно уживаясь там с бунинскими рассказами и серьезной публицистикой.

Один из организаторов выставки — преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков Инна Шилова признается:

— В «Вестнике Европы», помимо невероятно красиво оформленных рекламных объявлений, поражают новости, удивительно перекликающиеся с современностью. Например, читаешь статью с заголовком «Чехарда губернаторов» или «Проблемы с образованием в России», и диву даешься, будто бы ничего и не изменилось. Мы надеемся, такого рода актуальность сквозь время сможет вызвать интерес и отклик у современной аудитории и поможет узнать чуть больше о действительно достойном этого журнале.

Илья Губин