Интервью с преподавателями ММФ — Александр Петрович Пожидаев

Пожидаев.png

Отвечает:

Александр Петрович Пожидаев,
Доктор физико-математических наук, профессор Кафедры алгебры и математической логики ММФ НГУ

Расскажите о своем образовании: Какими были ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на ваш взгляд, не хватило?

Начал обучение в одной из школ Казахстана, потом - ФМШ при НГУ [ныне — СУНЦ НГУ], затем в 1989–1995 учился на ММФ НГУ, после продолжил образование в аспирантуре ММФ НГУ (1995–1998). После защиты кандидатской диссертации 2 года провёл в Университете Сан Паyло (Бразилия) в рамках программы постдокторантуры. Одно из самых ценных — образование в ФМШ, которое, правда, несколько расслабило в первом семестре первого курса, но первая сессия показала — пора браться за учёбу всерьёз, что я и сделал.

Может вы помните, как прошёл ваш первый студенческий день?

Помню только, что на первых лекциях было много исторического введения в предмет, и хотелось побыстрее это пропустить и перейти к самому предмету.

Как у вас было с математикой в школе?

Именно с математикой было лучше всего, хоть и пришел в ФМШ по физике. Но к концу школы понял, что красота построения математической теории меня пленяет гораздо более.

Помните свою первую пару в роли преподавателя?

Структура семинарских занятий была мне чётко ясна благодаря моему обучению в НГУ и поддержке кафедры АиЛ. Тревогу вызывал только процесс взаимодействия со студентами на семинаре, но с первого же занятия проблем с этим не возникло.

Каким должен быть преподаватель вуза?

Это очень напоминает мне классический вопрос из курсов повышения квалификации. Поэтому отвечу кратко: любящим свой предмет и пытающимся донести эту любовь до студентов.

Что для вас значит работа в НГУ? Каким вы видите наш университет через 10 лет?

Работа в НГУ для меня, это передача знаний и умений студентам — процесс интересный и взаимно полезный. Каким будет университет — это сильно зависит от государства; но, в целом, я не думаю, что в университете будут значительные изменения.

Чем вы занимаетесь помимо преподавательской деятельности? Как проводите свободное время?

Основной работой — алгеброй, точнее — неассоциативными супералгебрами. Свободное время уделяю музыке и поэзии.

Чему вам самому пришлось научиться и что преодолеть, чтобы стать тем, кем вы стали?

Преодолевать приходится нерешенные для себя проблемы, главное — не бояться выбирать задачи немного выше своего уровня.

Как эффективно организовать жизнь современному студенту? Чему учиться и к чему себя готовить?

Помимо занятий в НГУ, которые рекомендую пропускать только по уважительным причинам, уделять ежедневно достаточно времени домашним и дополнительным заданиям. Про отдых и спорт, конечно, тоже нельзя забывать. Учиться надо всему, а к чему конкретно себя готовить — это определяется ко времени специализации.

Как вы повышаете интерес и мотивацию своих учеников?

Интерес решить новую задачу предполагается изначально. Мотивация повышается льготами к экзамену для успевающих студентов.

На какие возможности, существующие в нашем университете, стоит обратить особое внимание студентам?

Тут я могу говорить только о математической стороне вопроса, где стоит обратить особое внимание на различные спецсеминары и спецкурсы, которые лучше посещать, начиная с первого курса, чтобы к третьему курсу уже понимать, кому какая кафедра наиболее привлекательна.

Ваш совет/пожелание первокурсникам.

Все основные советы и пожелания были выше. Остаётся только пожелать удачи!