Спецкурсы кафедры истории, культуры и искусств во втором семестре

«Научный дискурс и методология исследования» (для старших курсов) 

Преп. Берендеева Мария Сергеевна, канд. филол. наук 

— Многообразие научных текстов: жанры и разновидности — от популярных до академических и от реферата до диссертации. 

— Методологическая база исследования: чем объект отличается от предмета, как сформулировать цель и задачи и о чем нужно обязательно написать во введении к дипломной работе. 

— Техника безопасности при работе с информацией: критерии научности, способы поиска и проблема достоверности. 

— Этика научной работы: проблемы авторства и соавторства, плагиат, компиляция и цитирование. 

— Работа над собственным текстом: навыки структурирования материала, редактирования и оформления письменного текста и публичного выступления с докладом. 

Понедельник, 14.30. Ауд. БФА. Первое занятие — 11 февраля. 

«Создание научного текста» (для младших курсов) 

Преп. Берендеева Мария Сергеевна, канд. филол. наук 

— Основные научные жанры, с которыми сталкивается студент во время обучения: как составить план курсовой работы, как написать реферат, что такое тезисы и чем они отличаются от статьи и т. д. 

— Особенности научной картины мира: чем научное мышление отличается от ненаучного, а научный текст — от сочинения или официального документа. 

— Подготовка и презентация собственного научного проекта: где искать информацию и как проверить ее достоверность, по какой схеме строится любой научный текст, как подготовить доклад и успешно выступить с ним и т. д. 

— Формирование речевых навыков, актуальных для дальнейшего успешного обучения, а также участия в научно-исследовательской деятельности. 

Понедельник, 16.20. Мальцевская ауд. Первое занятие — 4 февраля. 

Или: Суббота, 14.30. Ауд. 1155 н. к. Первое занятие — 9 февраля. 

«Англо-американская литература ХХ века» (на англ. яз.) 

Преп. Пермякова Наталья Александровна 

— Наиболее значимые факты, события и тенденции литературного процесса Великобритании и США ХХ столетия, «в которых отразился век и современный человек…». 

— Социальные катаклизмы, экономические потрясения, мировые войны и угроза тотального уничтожения человечества в ядерной войне, стихийные бедствия и надвигающаяся экологическая катастрофа — все эти и многие другие события вызывают у писателей англоязычных стран мысль о грядущем апокалипсисе и помогают понять специфический характер англо-американской литературы ХХ в. 

— Курс читается на английском языке, что позволит слушателям усовершенствовать навыки владения английским языком. Необходимый уровень знания языка — владение разговорным английским на уровне Upper Intermediate и понимание неадаптированных художественных текстов. 

Понедельник, 14.30. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 4 февраля. 

«История изобразительного искусства» 

Преп. Панина Нина Леонидовна, доктор искусствоведения 

— Искусство и наука: место и роль искусства в жизни ученого. 

— Происхождение привычных нам словесных и визуальных форм самовыражения.

— Искусство и стереотипы восприятия. 

— Сходства и различия классики и современности. 

— Актуальность искусства прошедших эпох — чем оно может быть интересно сегодня? 

Суббота, 14.30. Ауд. 313 гл. к. Первое занятие — 9 февраля. 

Или: Понедельник, 14.30. Ауд. 121а. Первое занятие — 4 февраля. 

«История культуры Западной Европы XX—XXI вв.» 

Преп. Панина Нина Леонидовна, доктор искусствоведения 

— Конец XIX — начало XX века и поиски нового языка искусства: почему модернист согласен работать «в стол», а авангардисту нужны сцена и эпатаж? 

— Культура тоталитаризма: почему тираны XX века так любили греческую и римскую классику? 

— От модерна к постмодерну: чем отозвались в европейской культуре две мировые войны? 

— От постмодерна к альтермодерну: какие пути улучшения реальности предлагает современная европейская культура? 

Понедельник, 16.20. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 4 февраля. 

«История мировой культуры» 

Преп. Долгушин Дмитрий Владимирович, канд. филол. наук 

— Вы познакомитесь с историей великих культур древности: Египта, Месопотамии, Греции и Рима. 

— Узнаете о трансформациях европейской культуры на переходе от античности к средневековью и от средневековья к Новому времени. 

— Расширите свои знания о культуре России в ее диалоге с Востоком и Западом. 

— Получите материал для размышлений о путях развития современной культуры, об отношениях традиции и современности, о связи национального и глобального в сегодняшнем мире. 

Суббота, 14.30. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 9 февраля. 

Или: Четверг, 16.20. Ауд. 119а. Первое занятие — 14 февраля. 

«История европейской культуры» 

Преп. Бартош Наталья Юрьевна, канд. филол. наук

— В курсе рассматриваются основные стили и направления европейского искусства от Средневековья до искусства ХХ и XXI веков. 

— Предметом анализа станут не только произведения искусства (фрески, картины, миниатюры, скульптурные композиции) и архитектуры (храмы, дворцы, виллы), но и личности творцов (Джотто, Боттичелли, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Давид, Энгр, Моне и др). 

Среда, 12.40. Ауд. 2328 н. к. Первое занятие — 6 февраля. 

«Эволюция музыкального мышления и стили в музыке» 

Преп. Гусева Елена Семёновна, канд. искусствоведения, музыковед 

— В курсе будут рассматриваться в эволюции основные стилевые направления в академической музыке: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, авангардизм, а также методы создания музыкальных композиций в ХХ в. (додекафония, аллеаторика, пуантилизм, сонористика). 

— Главный посыл: музыкальный язык (в его взаимообусловленности со стилем) способен представлять структуру мышления и определять формы, типы и принципы музыкального мышления (например, полифоническое, гомофонное, мелодическое, тембровое, оркестровое и др.). 

— В музыке композиторов (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Чайковский, Рахманинов, Шенберг, Кейдж, Губайдуллина и др.) внимание будет обращаться: 

на своеобразие стиля мышления композитора, на особенности стилевого мышления композитора (принципы творческого метода). 

Вторник, 18.10. Ауд. 119а. Первое занятие — 12 февраля. 

«Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» 

Преп. Шиловский Михаил Викторович, д-р ист. наук 

— С учетом сложившихся стереотипов, концептуальных положений по отношению к истории Великой Отечественной войны, часто подменяемых дутыми «сенсациями», в данном курсе ставится задача дать реконструкцию основных событий предвоенного периода и военного времени, общее представление о ходе войны, соотношении сил и средств на разных этапах, роли политического руководства, ее внешнеполитическом фоне. 

— Особое внимание обращается на малоизученные и дискуссионные проблемы отечественной истории 1941—1945 гг.: о причинах и ответственности за ее начало, «цене победы» и тех качественных изменениях, которые произошли в CССР за время войны. 

Суббота, 10.50. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 16 февраля.

По всем вопросам: https://vk.com/kafedra_kultura_nsu