Итоги первого сезона проекта «Наставничество»: Часть II. Мнения менторов

В первой части подведения итогов программы «Наставничество» трое менти поделились впечатлениями от сезона и рассказали о первых успехах после работы с наставниками. Во второй части говорим о менторах, которые не только помогли студентам найти себя, но и почерпнули что-то полезное для своей профессиональной деятельности.

Взгляд «сверху»: что нового менторы узнали о себе через работу со студентами

«Будучи профессиональным коучем по стандартам ICF, я заходила в проект с целью посмотреть, насколько мои компетенции будут полезны в таком поле, и еще больше развить свои навыки. Своих целей я достигла, дополнительно получив огромное вдохновение для дальнейшей работы»

Преподаватель китайского языка, коуч, лингвокоуч Людмила Разглядная (Гуманитарный институт, 2015)  решила стать ментором, чтобы помочь студентам с самоопределением, а также усовершенствованием качества и эффективности процесса передачи и получения новых знаний и необходимых практических навыков. На протяжении трех месяцев двое менти – студентки ГИ НГУ Дарья Аткина и Екатерина Швалова –  еженедельно встречались с наставницей, работали над формированием маленьких и более глобальных целей, строили карты личного и профессионального развития на ближайшие 3-5 лет.

С Дашей мы в основном работали в формате классического коучинга: исследовали потенциал, искали внутреннюю опору, выявляли и прорабатывали ограничивающие убеждения, находили новые позитивные установки и вписывали все это в дорожную карту. С Катей мы пошли в менторство. В коучинговом формате я помогала ей разобраться в своих интересах, желаниях и возможностях, но вместе с этим делилась своим опытом, полезными контактами, а потом сверяла, что полезного из предложенного она хочет взять и каким образом может применить это в своем развитии. С опорой на свои жизненные ценности, которые ярко проявились уже на первых рабочих сессиях. За время проекта мы все очень выросли благодаря друг другу. И я очень горжусь той работой, которую девочки проделали, — прокомментировала ментор.

По итогам проекта Даша поделилась с Людмилой, что в результате совместной работы стала более осознанно подходить к тому, что происходит в ее жизни. Начала оперировать не эмоциями, а фактами, т.е. воспринимать происходящие события, опираясь на логику и факты, а не только на эмоции, перестала воспринимать неприятные события как трагедию вселенского масштаба. Стала более уверенной в себе, легкой на подъем, хотя раньше не могла представить, что я может начать меняться в этом отношении.

Катя поняла, что ей нужно отдыхать и расставлять приоритеты, чтобы лучше работать. Стала увереннее, меньше тревожиться из-за будущего, т. к. осознала, что даже в случае форс-мажоров всё будет не страшно, и увидела для себя больше вариантов подстраховки на случай, когда захочет осваивать что-то новое и это не сразу начнет приносить доход. Устроилась на подработку в фитнес-клуб, параллельно обучаясь на курсах преподавателей в онлайн-школе, куда ее взяли на новый учебный год. Катя поделилась, что могла бы и сама прийти к таким результатам, но тогда бы она не понимала, что с этим делать дальше, не стоит ли она на месте, а благодаря нашей работе она поняла, что ей это подходит и в настоящем, и в качестве фундамента для будущего.

«Для меня это прекрасный опыт, который помог и мне улучшить навыки менеджмента и менторства. Для себя я подчеркнул специфику работы с молодой аудиторией, которая только заканчивает университет: мотивация, цели, подход»

В рамках программы «Наставничество» руководитель директората лояльности S7 Airlines Иван Иванищенко (Экономический факультет, 2016) и его менти – студент 3 курса ЭФ НГУ Константин Кравцов – сделали больший упор на soft & mental skills, поскольку у менти уже был хороший бэкграунд по пониманию того, куда он хочет развиваться в профессиональной сфере, а также проработали истинные цели и приоритеты. Также Иван поделился профессиональным опытом того, как ведется продуктовая и проектная работа в S7 Airlines.

Для меня это прекрасный опыт, который помог и мне улучшить навыки менеджмента и менторства. У меня коллектив из 16 человек, поэтому любые дополнительные тренировки повышают эффективность взаимодействия и с основной командой. Для себя я подчеркнул специфику работы с молодой аудиторией, которая только заканчивает университет: мотивация, цели, подход. Об успехах Кости говорить рано: мы занимались такими софт инвестициями в будущее, дивиденды которых можно проверить только в долгой перспективе. Мы договорились раз в полгода делать встречи и обсуждать прогресс. Я верю, что у Кости все получится! — поделился ментор.

«Наставник помогает понять, что происходит, в каком направлении двигаться. Но от студентов нужна дисциплина, упорство и сильное желание. Если их нет, независимо от того, какой будет наставник, студенту никто не поможет»

Главный специалист по мобильному тестированию «Банк Санкт-Петербург» Кристина Евдокимова (Институт философии и права, 2017)  как представитель IT-отрасли в большей степени помогала студентам – аспиранту Физического факультета НГУ Владимиру Кошману и студентке ГИ НГУ Анастасии Трофимцевой – строить карьерные планы и разобраться в том, как успешно пройти собеседование. Как отметила ментор, только систематичность в работе, дисциплина и искреннее желание способны привести менти к успеху, поскольку без этих навыков будет довольно сложно быстро и постоянно учиться (а сфера IT развивается буквально каждую секунду), чтобы конкурировать с другими претендентами.

Когда у факультета есть профильные партнеры и компании, студентам проще трудоустроиться после выпуска. Обычно так работают факультеты, на которых готовят IT-специалистов, – ММФ, ФИТ, ФФ. Но ребята и с других факультетов тоже востребованы у работодателей из мира IT, поэтому нужны возможности и для них построить свои карьерные траектории. И проект «Наставничество» – это про взаимодействие студентов как с узкопрофильными специалистами, так и наставниками с широким опытом работы, большим бэкграундом. Это круто, потому что ребята могут больше узнать об интересной сфере из первых рук и получить навыки, которые им пригодятся, чтобы «войти в IT», — рассказала Кристина.

менторство.jpg
наставничество.jpg

Перспективы «Наставничества»: нужна ли программа модернизации и чего ждать от второго сезона

В рамках Конгресса Ассоциации выпускников прошла Стратегическая сессия проекта «Лаборатория наставничества НГУ». На пленарной части студенты выступили с докладами: представили свое видение, как модернизировать рекламную кампанию, взаимосвязь между менти и менторами, обсудили роль организаторов и то, как оценивать мотивацию участников и их результаты. Обратную связь представили и менторы.

Иван Иванищенко, ЭФ’16:

Нужно ли продолжать проект «Наставничество»? Ответ простой: конечно, стоит, и это нужно делать каждый год! Ребята хорошо начали, они сами все прекрасно знают, что нужно сохранить, что доработать, что убрать. Самое главное: ребятам нужно сохранять мотивацию это делать, а университет должен поддерживать их инициативу как морально, так и финансово! Ребята делают большую работу и это очень важный проект для нашего большого сообщества как тех, кто еще учится, так и для тех, кто закончил универ, но хочет продолжать взаимодействие и помогать выпускникам найти себя в этом мире.

Людмила Разглядная, ГИ’15:

Да, проект определенно стоит продолжать. Мне кажется, что в современном мире подобная поддержка важна как никогда, и у проекта точно есть большие перспективы и интересные направления для дальнейшего развития. Судя по анкетам, все менторы – удивительные люди, и хотелось бы, чтобы в рамках проекта удалось выстроить в том числе сообщество менторов для общения, взаимной поддержки и, возможно, каких-то партнерских историй. Думаю, что сообщество было бы полезно студентам, прошедшим программу или только планирующим ее пройти, в общем-то для того же – общения, взаимной поддержки и неожиданных совместных междисциплинарных проектов. 

Кристина Евдокимова, ИФП’17:

Проект обязательно необходимо продолжать, искать больше спонсоров и менторов. В следующем сезоне я немного изменю подход к работе с менти и буду меньше говорить, чтобы ребята не расслаблялись и работали. Также на отчетном созвоне мы говорили про входное задание, чтобы создать конкуренцию. Ребята должны понимать, что это не просто курс, где им бесплатно помогают трудоустроиться, написать диплом. Дать понять, что будет не так просто и от них требуются действия. 

Еще было бы хорошо делать пиковые точки. Например, организовать встречу через месяц после старта, чтобы проговорить, что сделано. А затем решить, с кем прощаемся, а с кем продолжаем работу в проекте. Не хватило и внешнего контроля: встречи с организаторами курса могли бы помочь принимать решение о замене ментора, если по итогам первых недель работы видим, что наставник не подходит и дело не двигается.

Наконец, лично мне не хватило оффлайн-встреч как со всеми наставниками, так и со студентами. Даже если кто-то подключается онлайн, чтобы встречи были обязательно с видео. В IT так принято: во время общих созвонов все подключаются с включенными камерами, чтобы видеть эмоции друг друга, понимать реакцию, да и вообще понимать, с кем именно ты говоришь. Можно провести несколько встреч. Например, в самом начале проекта сделать что-то похожее на линейку 1 сентября, встретиться еще где-то в середине проекта и в конце. Хочется больше общих игр, обсуждения наработок в парах «ментор-менти».

foto-1.jpg
foto-2.jpg
foto-3.jpg
Справка:
Наставничество НГУ – это проект, запущенный Ассоциация выпускников Новосибирского государственного университета «Союз НГУ» при поддержке Фонда президентских грантов в 2021 году. В нем студенты взаимодействуют с выпускниками университета, чтобы проработать планы личностного и карьерного развития. 

Наставник – это эксперт, который хочет делиться знаниями и профессиональным опытом, ответить на вопросы, которые так волнуют студента: как понять, в какой сфере ты хочешь работать; что нужно, чтобы быть успешным; как оформить резюме, пройти собеседование и не слиться на тестовом периоде и т.д. А студент, в свою очередь, помогает ментору поближе познакомиться с особенностями поколения будущих соискателей, улучшить навыки работы с подчиненными, коучинга, преподавания, бизнес-консультирования и др. Поэтому «Наставничество» – это взаимовыгодное сотрудничество выпускников и студентов, необходимое для укрепления и развития местного сообщества.