Новосибирские ученые усовершенствовали исследования в области тестирования противогриппозных лекарственных препаратов и вакцин

В новом исследовании команда ученых при участии выпускников Факультета естественных наук НГУ показала более широкий спектр возможного применения полученного ранее адаптированного варианта вируса гриппа B. Этот вариант вируса применили в качестве дополнительного инструмента для прогнозирования эффективности вакцины против циркулирующих штаммов и оценки лекарственной эффективности против гриппа. Результаты продолжения исследования были опубликованы в журнале Viruses.

В рамках работы ученые продемонстрировали продуктивную гриппозную инфекцию с клинически выраженными признаками заболевания у мышей, инфицированных адаптированным штаммом вируса гриппа В. По словам исследователей, такая животная модель удобна для оценки противогриппозных препаратов и защитной эффективности гриппозных вакцин in vitro и in vivo.

— Мы продолжили изучать разработанный нами штамм адаптированного варианта гриппа В. Новая статья отражает фактическое применение штамма при тестировании противогриппозных лекарственных препаратов и вакцин. В этой работе мы тестировали отечественные препараты — противогриппозный препарат (осельтамивир этоксисукцинат, ИПХЭТ, Бийск) и противогриппозную вакцину (Ультрикс®, ФГУП СПбНИИВС ФМБА России, Санкт-Петербург) — в сравнении с зарубежными аналогами в экспериментах in vitro и in vivo, — рассказала доцент кафедры фундаментальной медицины Института медицины и психологии В. Зельмана, старший научный сотрудник лаборатории молекулярной патологии НГУ и ФИЦ ФТМ кандидат биологических наук Елена Прокопьева. Результаты исследования показали эффективность разрабатываемых российскими учеными лекарств и вакцин и удобство использования экспериментальной модели, которая создается при помощи разработанного сибирскими учеными штамма В/Novosibirsk/40/2017-MA.

На сегодняшний день создание и тестирование этого штамма завершено. Далее будут лишь расширять примеры применения штамма в вирусологии, фармакологии и медицине.