Ученые НГУ изучили кости древней овцы и обнаружили ее физическое превосходство над современной

Лаборатория палеогеномики НГУ, входящая в САЕ «Синтетическая биология», исследовала кости древней овцы, обитавшей на территории Сибири, — изученные останки продемонстрировали хорошее физическое состояние древних животных по сравнению с современными особями.

Возникновение животноводства на территории Сибири — один из актуальных вопросов современной науки. Маркером такого важного исторического этапа является наличие костных останков овец в археологических памятниках древних скотоводов Западной и Южной Сибири. Наиболее древними считаются находки на объектах афанасьевской культуры Алтая (1-я половина III тыс. до н.э.). Среди изученных памятников важное значение имеет поселение Березовая Лука, которое характеризуется как культурно-хозяйственный центр и относится к елунинской археологической культуре (конец III – 1-я треть II тыс. до н. э.). Раскопки данного поселения позволили получить колоссальный объем материалов, среди которых преобладают кости домашних животных (около 99%), в том числе костные останки мелкого рогатого скота (свыше 55%).

Исследования лаборатории палеогеномики НГУ направлены, во-первых, на определение филогенетических связей между современной и древней овцой, во-вторых, на исследование полиморфных вариантов генов, связанных с «хозяйственно-полезными признаками» у древней овцы.

Недавно сотрудники лаборатории опубликовали статью в журнале «Animal Genetics» (DOI: 10.1111/age.12569.): на основе полиморфизма D-петли митохондриальной ДНК авторы предположили существование ранее неизвестного гаплотипа древних овец. Среди исследуемых образцов встречаются также уже описанные, известные гаплотипы А и Б. Существование двух основных гаплотипов, гаплотипическое и нуклеотидное разнообразие доказывают существование в прошлом большого разнообразия овец. Кроме того, древние овцы были крупнее современных, пояснила одна из авторов работы, младший научный сотрудник лаборатории, сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, кандидат биологических наук Майя Дымова.

Ученые полагают, что высокогетерогенная популяция овец, существовавшая до одомашнивания, возможно, сократилась за счет эффекта бутылочного горлышка, однако оно не было столь драматичным, как для других домашних животных. Данные согласуются с общим утверждением, что в период ранней бронзы происходил огромный колонизационный процесс со стороны Среднего востока (территория Плодородного полумесяца) в сторону восточной Евразии (включая Монголию, Китай, Индию) через Кавказ, Центральную Азию. Также можно предположить, что Алтай был неким миграционным коридором для расселения домашних животных, в том числе овец, по крайней мере, преференции с этого он точно имел.

Полный текст статьи можно посмотреть по ссылке: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/age.12569/full