Blended Learning: каждому предмету — форум и чат!

Студенты проходят на платформе Blended Learning тестирование, сдают контрольные и курсовые, смотрят записи лекций, решают задачи. Выпускники и магистранты выкладывают сюда на рецензирование свои дипломные работы. Лекции, семинары и контрольные теперь ведутся из любого уголка мира — отъезд преподавателя не означает отмену занятия. Часовые очереди на копировальный аппарат с лекциями и учебниками также безвозвратно отошли в прошлое — каждый студент НГУ может активировать свою учетную запись в системе и получить доступ ко всем ее ресурсам.


В НГУ создана постоянно действующая группа поддержки преподавателей, оказывающая техническую и методическую помощь при создании электронных курсов. Их по утвержденному регламенту оценивает экспертная группа. Платформа электронного обучения НГУ базируется на LMS Moodle и пока состоит из трех действующих площадок.



E-Learning — платформа для проведения электронного и дистанционного обучения студентов НГУ. Ее пользователи — преподаватели, ведущие курсы и студенты. По состоянию на начало апреля на этой площадке было 3850 зарегистрированных пользователей, из них регулярных посетителей — 2500 человек.



E-Teaching — это инструмент для разработки электронных курсов и обучения преподавателей. На площадке сегодня 390 курсов. Пользователей — 520.



Площадка diplom.nsu.ru предназначена для размещения курсовых и выпускных квалификационных работ, а также дипломов и диссертаций. Пока на ней 400 пользователей.

Готовится к запуску площадка СУНЦ НГУ. Его директор Николай Яворский назвал платформу электронного обучения амбициозным проектом, который позволит создать открытую физико-математическую школу, сделав доступными для широких масс накопленные ресурсы за все 50 лет существования ФМШ:

— Если в течение полувека в ФМШ съезжались победители олимпиад со всей страны, то теперь любой человек, не покидая своего дома, сможет дистанционно поступить в СУНЦ НГУ, закончить ее и получить аттестат, невзирая на высокий конкурс на очное обучение. У площадки будут и внешние, и внутренние пользователи. Система смешанного обучения BL предназначена только для наших учеников, и сегодня для 10-го класса уже готовы все электронные курсы, включая гуманитарные предметы. К 1 сентября 2016 года будет готов и весь 11-й класс. Сегодня мы ограничиваемся платформой, расположенной на наших серверах, но в Министерстве образования и науки нас попросили к следующему учебному году сделать эту систему открытой для дистанционного обучения в специализированных классах Новосибирской области.

Система BL изменила не только форму учебного процесса в НГУ, но и этику взаимоотношений — когда пожилому профессору нездоровится, он может преподавать свой курс из дома, а оценки за сданные работы стали доступны только их авторам, перестав быть общественным достоянием.
Читатель, возможно, спросит, стало ли легче преподавать или учиться с внедрением электронного обучения? Опыт показал, что, скорее, наоборот. Ведь она дала чудесную возможность учить и учиться везде и всегда. Новые технические средства повышают эффективность процесса, требуя от его участников еще больших усилий. Не секрет, что электронная форма общения для многих молодых людей подходит лучше, чем очная беседа — теперь стеснительный студент может задавать своему строгому преподавателю вопросы к материалу «тет-а-тет», не откладывая выполнения заданий до момента личного контакта.

Руководитель проекта внедрения электронной платформы НГУ, которая реализуется в рамках Проекта 5–100, доцент кафедры экономической теории и кафедры менеджмента экономического факультета Евгений Иванов отметил, что при переносе учебного курса на образовательную платформу совсем не обязательно ограничиваться адаптацией аудиторной формы к электронной версии.

Новая форма — новые возможности. Например, игры. При решении экономической задачи студент может побыть директором предприятия, которому грозит банкротство, а магистрант кафедры древних языков — пообщаться с древними римлянами или греками
Видеозапись в стиле «говорящая голова за кафедрой» не будет слишком популярной — занятие можно разбавлять проверочными тестами на усвоение материала, снабжать наглядной компьютерной графикой, отрывками записей с научных и студенческих конференций и любыми другими материалами, которые автор курса сочтет уместными.

Преподаватель факультета информационных технологий НГУ Марина Держо отметила, что благодаря платформе электронного обучения педагог может видеть, какие студенты изучают лекции, выполняют задания и проходят тесты:

— В такой системе сразу видна вся статистика: с какими заданиями студенты справляются лучше, а с какими хуже, кто работал с учебными материалами, а кто нет. Находясь на электронной платформе, студенты всегда имеют возможность задавать вопросы и преподавателю, и друг другу, не взирая ни на выходные, ни на праздники. Перед контрольными работами они могут повторить пройденную тему и проверить свои знания, воспользовавшись интерактивными тестами. Отдельный бонус платформы — это, безусловно, электронное расписание событий внутри каждого предмета.

Один из инициаторов использования системы электронного обучения в НГУ, профессор кафедры общей физики Валерий Черкасский рассказал, что еще в 1980-е годы, впервые в нашей стране, именно в Новосибирском университете была создана распределенная система компьютеров — физикам нужно было автоматизировать свои эксперименты. Тогда же была разработана целевая программа Министерства образования. Созданные в ее рамках курсы — компьютерный практикум по электродинамике и система обучения и тестирования на ФЕНе (ДИСФОР) — до сих пор используются в учебном процессе.

— Когда я создал свою страничку в интернете, то выяснил, что сама по себе электронная среда, пусть и наполненная нужной информацией, не приспособлена для обучения – нужен специальный инструмент. На Западе такие системы помогают адекватно оценивать учащихся, составляя их оценки из многих цифр и букв, а затем агрегируя их в общую оценку. Некоторые факультеты НГУ активно пользуются этой системой, осознав несостоятельность пятибалльной шкалы для адекватного оценивания уровня знаний, которая, по сути, трехбалльная, — объясняет профессор.

— Важно понимать, что электронные системы создаются не для того, чтобы копировать офлайновые реалии. Набивать в них по букве из тетрадок задачки и оценки из журнала — это полубезумная затея
Преподаватель фонетики иностранного языка на ФИЯ НГУ Наталья Якимец в качестве проверки домашнего задания прослушивает записанные учениками файлы для отработки их произношения. Из года в год студенты присылали ей десятки аудиофайлов по электронной почте. Загрузить их на электронную платформу и там же прослушать оказалось намного удобнее. Там же учитель оставляет комментарии и выставляет оценки. В большинстве заданий у педагога работы прибавилось, но результат совершенно оправдал эти затраты, резюмирует специалист:

— Мне нравится, что в системе есть возможность открывать и закрывать доступ к заданиям, устанавливая для них срок, после которого работы не принимаются. Это очень дисциплинирует студентов. Они планомерно учатся в течение всего семестра, а не только перед сессией, как часто бывает. Кроме того, многие студенты иногда ошибочно выполняли задания из еще не пройденных тем. Когда стало возможным закрывать лишнее, то проблема легко решилась. Очень хорошо, что студенты видят на платформе, какие задания им предстоит выполнить и в какой срок, какие оценки им выставляет педагог и какой средний балл они получили на данный момент. Педагогу, в свою очередь, видны как все работы студентов, так и оценки, которые он выставляет, что исключает возможность утери какой-либо работы — злополучный человеческий фактор.

Валерий Черкасский уверен: чтобы организовать на платформе учебный процесс, инструмент должен стать массовым и хорошо освоенным, и тогда проблемы копирования действительности отпадут сами, а бонусы электронного обучения станут очевидными.

— Молодое поколение сейчас почти не поднимает глаз от своих смартфонов. Так что ненавязчивое напоминание в уголке экрана о необходимости сдать работу до такого-то числа пришлось бы очень кстати. Нередко даже самые трудолюбивые ученики зачастую не фиксируют, какие задания в течение семестра они сдали, а какие нет — вся эта информация доступна им через платформу. У каждого предмета обязательно должен быть свой чат и форум, где происходят обсуждения, дискуссии, словом, кипит жизнь. Это могло бы с огромной пользой покрыть потребность молодежи в общении в соцсетях. Если мы хотим, чтобы ученики шли за нами, сначала преподаватели должны идти за ними, по максимуму встраивая учебный процесс в их сетевую жизнь.

Евгений Иванов отмечает, что на подготовку качественного электронного курса в Blended Learning может потребоваться два-три года, однако, преподавателей это не останавливает:

— С одной стороны, подготовка курса — это долгий труд, к которому готов не каждый преподаватель, ведь бонусы за него, в основном, моральные. Но многие педагоги уже сумели оценить возможности и перспективы, которые открывает BL. Ведь электронная система обучения перекладывает инициативу на студента — ему становятся доступны все «готовые к употреблению» базовые курсы. Чем больше времени проводит на платформе студент, тем больше информации для обработки и реакции появляется у преподавателя. Все зависит от предмета и возможности автоматизировать оценку сдаваемых работ.

У иного преподавателя благодаря электронной платформе появится время на те самые часы увлекательного общения со студентами, о каких до сих пор с восторгом вспоминают первые выпускники Новосибирского университета, слушавшие лекции и спецкурсы советских научных светил — Будкера, Беляева, Соболева, Лаврентьева. Жаль, что почти не осталось видеозаписей их блистательных лекций — в те годы это было дорогим удовольствием. Теперь это может себе позволить каждый преподаватель, желающий остаться в истории. Но история, как известно, развивается по спирали, и чтобы снова оказаться рядом с давно пройденным, нужно уйти очень далеко вперед. От устоявшихся шаблонов и административных ограничений, от устаревших предписаний и негибких правил. Поближе к науке и к студентам.

Мария Роговая