Большинство абитуриентов выбирают место учебы на семейном совете

Выпускница отделения социологии экономического факультета НГУ Мария Хамошена определила, какую роль играют родители в профессиональном определении абитуриентов.

Исследование проводилось на основе данных, полученных в ходе опроса первокурсников НГУ, проведенного кафедрой общей социологии НГУ, а также на основе данных интервью с родителями выпускников 11 классов разных типов школ. В качестве интервьюируемых выступили также учителя как наблюдатели за профессиональным самоопределением школьников и участием родителей в этом процессе.

— Мы попытались определить, каким образом осуществляется выбор будущего места обучения, каковы мотивы абитуриентов и их родителей, а также роль родителей в профессиональном самоопределении абитуриентов, благодаря этому постарались выявить семейные стратегии выбора будущего места и направления обучения, — рассказывает Мария Хамошена.

Исследователь установила, что абитуриент и родители, выбирая место обучения, руководствуются разными мотивами. Так, абитуриент отталкивается от интереса к определенной специальности, статуса вуза, а также комфортности (удобное расположение вуза и знакомые среди студентов). Также для молодых людей имеет значение стоимость обучения и условия, предоставляемые учебным заведением, будь то бюджетные места или комната в общежитии.

— Наше исследование показало, что нет абитуриентов, которые имели бы какой-то один из этих мотивов, часто они комбинируются, — рассказывает социолог. — Мы выяснили, что, в основном, абитуриенты ориентированы на реализацию интересов в престижном вузе, а также смешано мотивированы, то есть при выборе вуза каждый из мотивов считают важным.

В отличии от абитуриентов круг важных факторов для родителей более узок: они учитывают престижность вуза, качество образования и возможности будущего трудоустройства детей.

Как отмечает исследователь, и у родителей, и у детей есть свои стратегии выбора будущего учебного заведения. При этом на семейном совете, где все делятся своими доводами и пожеланиями, рождается особая семейная стратегия, на основе которой и принимается окончательное решение.

— Под стратегиями в работе понимается комбинация способов достижения целей, то есть в стратегии включены мотивы, цели и деятельность (занятия с репетиторами, поиск информации о вузах в разных источниках и так далее) на пути выбора будущего места обучения, — поясняет исследователь. — Например, стратегия ориентации на выбор ребенка характерна тем, что родители уступают ребенку в принятии решения относительно выбора вуза и направления обучения, полностью соглашаясь с его интересами и желаниями. Стратегия ориентации на выбор родителей, напротив, подразумевает, что абитуриент полагается на решение старшего поколения, хочет соответствовать их ожиданиям.

Как отмечает социолог, наиболее часто встречается среди абитуриентов так называемая компромиссная стратегия, которая предполагает, что при выборе будущего места и направления обучения учитываются цели и мотивы как абитуриента, так и родителей. Стратегия предполагает активное семейное обсуждение и взаимодействие сторон.

Исследование проводилось под руководством доцента кафедры общей социологии НГУ, кандидата социологических наук Натальи Мосиенко.