Большой адронный коллайдер возобновил сбор данных после зимней остановки

На Большом адронном коллайдере (БАК) закончились технические работы и модернизация — он возобновил сбор данных, в трех экспериментах на коллайдере участвуют исследователи НГУ и ИЯФ СО РАН.

Планируемая остановка на технические работы на БАК случается в начале каждого года. Как сообщил старший преподаватель кафедры физики ускорителей ФФ НГУ и старший научный сотрудник лаборатории физики тяжелых кварков в адронных взаимодействиях МЦФЭЧиА ФФ, старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН Павел Кроковный, в этом году остановка была продолжительная:

— Заменили 1232 магнита и ловушки для сброса пучков — это специальные места, куда можно направить пучок протонов, чтобы он поглотился. Просто так в произвольное место направить пучок нельзя — слишком большая мощность в нем запасена. Как ни странно, но именно это ограничивало максимальные токи в SPS (Super Proton Synchrotron), он используется для ускорения протонов с 26 до 450 ГэВ. Эксперименты также используют это время для своих работ, например, на детекторе CMS (Compact Muon Solenoid) был установлен новый трековый детектор.

На данный момент исследователи совместных лабораторий НГУ и ИЯФ СО РАН участвуют в трех экспериментах на БАК: ATLAS, CMS и LHCb. Интенсивность набора данных (светимость) на ATLAS и CMS должна увеличиться, для LHCb светимость ограничена системой сбора данных детектора.

Планируется продолжение работы БАК до ноября, затем последует технический перерыв и работы до конца 2018. Далее в планах — двухлетний перерыв на глубокую модернизацию коллайдера и детекторов.

Павел Кроковный напомнил, что эксперименты на БАК набирают данные с 2009 года.

В 2009–2012 годах (run 1) был обнаружен бозон Хиггса. В 2013–2015 велась модернизация коллайдера для работы на энергии 13 ТэВ. В 2016–2018 годах (run 2) ведется набор данных на 13 ТэВ.

— Пока все измерения не противоречат Стандартной Модели физики элементарных частиц, хотя появляются указания на возможные отклонения от Стандартной Модели. Требуется набрать и обработать больше данных, чтобы определить значимы эти отклонения или нет, — резюмировал Павел Кроковный.