Чему можно научиться в «Университете без профессоров»?

20-25 июня 2015 г. состоялась вторая Летняя школа по политическим наукам и социологии «Университет без Профессоров». Школу организуют и проводят PhD-студенты факультета Политических наук и социологии, а также представители региональных центров Европейского университета в Санкт-Петербурге. Анастасия Маракасова рассказала, чем запомнилась для неё эта школа.

«Летняя школа в Санкт-Петербурге «Университет без профессоров» включала в себя лекции-семинары, которые предполагали индивидуальную подготовку по заранее присланным текстам, а также круглые столы, презентация студенческих работ и интерактивные программы. Большинство лекций, как и следует из названия школы, читали аспиранты (Phd студенты) Европейского университета в Санкт-Петербурге, что и задало некоторую неформальную атмосферу школы. Участники (студенты старших курсов и магистранты), обучающиеся различным направлениям – социологи, психологи, политологи, культурологи и биолог – приехали со всей России – от Дальнего Востока до Москвы, а также были студенты из Украины (Киев).

Школа была организованна по различным секциями-направлениям: биополитика, социология науки и исследования инновация (STS), общественные движения, гендерные исследования, политология и политическая теория, методы исследований. Я выбрала направление STS, что представлялось мне наиболее интересным в контексте локальной ситуации Академгородка, где вопросы интеграции бизнеса и науки (особенно принимая во внимание последнюю реформу РАН) являются одними из наиболее важных, а также изучение научной среды как особого феномена со специфической культурой. На семинарах, посвященных STS, мы рассмотрели трансфер технологий, факторы географической конфигурации в развитии технологий, особенности становления российского варианта технопарков и научных городов и их отличия от западных «образцов». Здесь, можно сказать о том, что я впервые для себя «увидела» социологию науки в том ракурсе, когда она, сталкиваясь с российскими реалиями, пытается изучить конкретные эмпирические кейсы.

Помимо направления STS, были также интересные для меня лекции о кризисе ценностно-нейтрального знания в социологии и вопросах объективности, где речь шла о том, что в принципе ученый-социолог в какой-либо степени политически ангажирован. Круглый стол на тему образования в эпоху неолиберализма прошел очень оживленно, в особенности из-за того, что участники обсуждали реформы, проводимые в вузах с целью повышения «эффективности» и вхождения в «Топ–100», которые в некоторых вузах имели довольно неоднозначные эффекты. Летняя школа дала мне несколько новых идей о том, каким может быть развитие технологического бизнеса в Академгородке, и впечатление политической ангажированности некоторых социологических школ, и в сравнении заметна специфическая черта социологической школы Академгородка, которая, на мой субъективных взгляд, отличается большей политической нейтральностью и независимостью от политического влияния.

В тоже время, летняя школа позволила ощутить продуктивную и во многом уникальную атмосферу собравшихся вместе студентов, увлеченных наукой, общение с которыми позволило узнать больше как о научной жизни других вузов, так и о «околонаучных» интересах участников. Можно сказать, что данная летняя школа имела продуктивный характер, генерируя новые идеи для научного творчества».

Фотографии – из группы Летней школы «Университет без профессоров» в Facebook.