Декан ГФ: Наш факультет даст миру хотя бы одного Лихачева

За пятьдесят лет гуманитарный факультет стал колыбелью для трех факультетов НГУ – экономического, иностранных языков и журналистики. Они отправились в самостоятельное плавание, а ГФ продолжает развиваться: появляются новые кафедры и направления подготовки, укрепляются международные связи, организуются небывалые ранее акции, одни поколения студентов сменяют другие. Обучение для настоящего гуманитария – увлекательный перманентный процесс, уверен декан факультета Леонид Панин.

Леонид Григорьевич Панин – доктор филологических наук (1991), профессор, заведующий кафедрой древних языков ГФ НГУ (1994), декан гуманитарного факультета (1989-1998, с 2003), учитель русской словесности в Православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска. Специалист в области лингвистической текстологии, для которой разработал предметно-понятийный аппарат, а также исторической лексикологии, сибирской диалектологии и истории церковнославянского языка. Читает курсы лекций по старославянскому и древнегреческому языкам. 

– Леонид Григорьевич, в чем принципиальное отличие гуманитарного факультета НГУ от подобных факультетов других вузов?

– В противовес привычным историко-филологическим факультетам на нашем гумфаке бок о бок учатся историки, филологи, востоковеды, археологи, сибиреведы – масса специальностей. Здесь студенты разных гуманитарных направлений находятся в некотором единстве, содружестве – это очень важно. Например, русистам-филологам есть чему поучиться у востоковедов и археологов. Наши выпускники обладают умением мыслить и добывать знания. Я как выпускник гуманитарного факультета, несмотря на свой возраст, продолжаю учиться, и книжек по истории я, наверное, прочитал больше, чем по филологии. Это особая потребность – осознавать себя как гуманитарного человека.

– Долгое время факультет готовил специалистов на базе отделений истории, археологии, востоковедения и филологии. Какие направления подготовки планируется развивать в будущем?

– В 2011 году у нас появилась специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика», которая раньше называлась «Математической лингвистикой». Это важное направление будет развиваться. Сейчас на отделении востоковедения открывается новая магистратура, связанная с искусством и культурой Востока. Кроме этого, мне бы хотелось, чтобы у нас возродилось сибиреведение – направление, ради которого и задумывался факультет. Первый декан ГФ Валентин Александрович Аврорин был крупнейшим специалистом по тунгусо-маньчжурским языкам. Здесь работала Елизавета Ивановна Убрятова – выдающийся тюрколог, а также Владимир Михайлович Наделяев – фонетист высочайшего уровня, специализировавшийся на фонетике сибирских языков.

– Одна из кафедр гуманитарного факультета работает с этим направлением?

– Да, у нас есть кафедра языков и фольклора народов Сибири, но, к сожалению, туда набор очень маленький. Мы можем принимать на нее только по результатам единого госэкзамена, а те ребята, которые тувинский или шорский хорошо знают, как правило, учатся в сельских школах своих республик, и средний балл ЕГЭ у них зачастую низкий. Сейчас мы пытаемся восстановить это отделение в виде магистратуры. Очень важно, чтобы для них эти языки были родные. Как правило, наши тюркологи становились прекрасными специалистами, почти все защищали кандидатские диссертации. В перспективе мне бы хотелось, чтобы это направление было в полной мере восстановлено.

– Факультет ведет активную международную деятельность. Расскажите о ней поподробнее.

– Со многими странами у нас очень плодотворное сотрудничество. Довольно хорошие связи с Кореей. Я был там трижды, и мне понравилось, что они сохраняют традиционную культуру и в то же время остаются открытыми для диалога с европейцами. Им интересны мы. Отличные отношения с Китаем, с Японией. На факультете работают преподавательницы – носители итальянского языка.

Для нас сейчас актуально преобразование «Вестника НГУ» серии «История, филология». Важно, чтобы этот журнал был признан на международном уровне. Мы расширили состав редакционного совета, ввели туда крупных иностранных ученых. В филологическом выпуске появятся представители Канады, Польши, Германии, Австрии и Италии.

– Если говорить о том, чем известен факультет, – о чем следует упомянуть в первую очередь?

– Два самых ярких направления – это, конечно, археология и археография. Первое возглавлял академик Алексей Павлович Окладников, сейчас работу продолжают его ученик Анатолий Пантелеевич Деревянко и его ближайшие сподвижники, небезызвестные академик Вячеслав Иванович Молодин и член-корреспондент Наталья Викторовна Полосьмак – наша выпускница. А археографическое направление связано с деятельностью Елены Ивановны Дергачевой-Скоп. Начиная с 1965 года студенты и преподаватели ездили в экспедиции за древними книгами. Это единственное филологическое отделение в нашей стране, где даже в тяжелые перестроечные годы у студентов была археографическая практика.

Замечательно, что у нас есть исследования языков народов Сибири, потому что такого уровня подготовки в этой области не дает ни один университет. Когда говорят о корееведении, выделяют два самых главных вуза – СпбГУ, где работа продолжается больше ста лет, и НГУ. Это многое говорит о темпах развития. Востоковедение – направление, которое существует давно, а как научное оно оформилось по-настоящему только в последние годы.

– Глядя на современных студентов, вспоминаете ли Вы свои студенческие годы?

– Конечно, нынешние студенты отличаются от нас. Когда я учился, было три отделения – истории, языкознания и отделение математической лингвистики. Независимо от того, на каком из них мы учились, читали очень много. Нас интересовала русская литература XIX века, ХХ века, современная, зарубежная и так далее. Мне кажется, сейчас студенты читают меньше. Возможно, это связано с тем, что для современной молодежи характерно клиповое мышление, они лучше воспринимаю курсы, которые сопровождаются мультимедийными материалами. Но эта форма существенно все упрощает, студент словно «фотографирует» мысленно то, что излагает преподаватель. Лекции, которые слушали мы в свое время, заставляли нас думать.

– Каких абитуриентов и студентов Вы хотели бы видеть на гуманитарном факультете?

– Мы ждем умных, пытливых ребят. Человек, окончивший наш факультет, учится всю жизнь. Студенты смеются, когда я говорю, что филологом человек может стать годам к шестидесяти, как и историком или востоковедом. В свое время Алексей Павлович Окладников очень мудро отметил, что гуманитарий из жизни выносит больше, чем он может дать. Вот яркий пример – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. О нем заговорила страна, когда он перешагнул свой семидесятилетний рубеж. А ведь свои знания исследователь добывал всю свою жизнь. И потом смог совершенно свободно рассуждать на любые темы – политические, нравственные, духовные, научные. Это пример настоящего ученого. Я надеюсь, что наш факультет даст миру хотя бы одного Лихачева.

Подготовлено в рамках реализации проекта "Развитие сайта университета"