«Дни Шекспира в НГУ»

В число шекспировских мероприятий вошли 9 открытых лекций «Шекспир и его эпоха», конкурс мини-презентаций PechaKucha, конкурс переводов сонетов Шекспира, поездка студентов НГУ на спектакль «Ромео и Джульетта», флэшмоб по иллюстрациям к драмам Шекспира, а самое главное, музыкально-поэтический вечер, где студенты и преподаватели университета читали стихи Шекспира и о Шекспире, исполняли музыку его эпохи и просто размышляли о роли Поэта и Поэзии.

Сегодня хотелось бы подвести итоги всего цикла и прежде всего вспомнить о лекционном цикле «Шекспир и его эпоха», который стал основой всех мероприятий. Следует отметить, что в качестве лекторов этого цикла выступили не только преподаватели НГУ, но и исследователи творчества английского драматурга и его эпохи из других вузов Новосибирска.

Дни Шекспира начались 17 марта с вводной лекции «Но тот, кто направляет мой корабль, уж поднял парус...» старшего преподавателя кафедры истории культуры НГУ Натальи Александровны Пермяковой, которая напомнила слушателям факты биографии Шекспира и этапы его творческого пути. Оказалось, что о биографии драматурга мы знаем совсем немного: родился в Стратфорде-на-Эйвоне (точная дата рождения неизвестна), крещен 26 апреля 1564 года, в 1582 году женился на Энн Хатауэй, в браке с которой у него родилось трое детей. Предположительно в 1587 году Шекспир оказался в Лондоне и присоединился к лучшей актерской труппе того времени, а 3 марта 1592 года состоялась премьера пьесы «Генрих VI», положившая начало карьеры драматурга. По словам Натальи Александровны, Уильям Шекспир известен современному читателю, в первую очередь, как величайший драматург, но творчество его поистине необъятно: им написано 38 пьес, 154 сонета, 2 больших поэмы и ряд других произведений. Пять сюжетов шекспировских пьес признаны оригинальными.

Следующая лекция Натальи Александровны «Шекспировские реминисценции в современной английской литературе» (10 апреля) познакомила студентов с некоторыми авторами современной английской литературы (У. Голдингом, С. Беккетом, Д.Барнсом, А. Мердок и др.), выражавших в своих произведениях шекспировские идеи свободы творчества и роли ирреальных сил в жизни человека.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, историографии и источниковедения НГПУ Евгения Анатольевна Полиновская на своей первой лекции «"Шекспировский вопрос": версии и критика» (24 марта) представила слушателям проблему «шекспировского вопроса» (авторства его произведений). Дело в том, что сторонники антистратфордианства отрицают авторство Шекспира и считают, что «Уильям Шекспир» – это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. Для доказательства своего утверждения они выдвигают несколько аргументов: отсутствие прижизненного портрета и рукописей автора, низкий уровень его образованности, некоторое несходство образа гения с личностью Шекспира и т.д. На роль настоящего автора претендуют Ф. Бэкон, К. Марло, У. Рэли, граф Рэтленд и другие. Однако в Великобритании и США доминирует стратсфордианская версия. По ней автором произведений является Уильям Шекспир, который родился в Стратфорде в 1564 году.

На лекции «Елизаветинская Англия: эпоха и судьбы» (21 апреля) Евгения Анатольевна рассказала о судьбах блистательной Елизаветинской эпохи, в которую жил и творил драматург. По словам одного из классиков «эта была эпоха, которая нуждалась в титанах и породила их». Действительно, время правления Елизаветы I ознаменовано большим количеством блестящих и интересных людей разных сфер деятельности. Лектор выделила наиболее ярких из тех, которые своей судьбой были связаны с Шекспиром. Это такие известные деятели и талантливые личности Англии, как Филлип Сидни, Генри Ризли (граф Саутгемптон), граф Эссекс, Роберт Сесил и другие.

Лекция доктора философских наук, PhD, зав. кафедрой философии НГУЭУ, профессора кафедры древних литератур и литературного источниковедения Олега Альбертовича Донских «Шекспир и Джон Донн» (26 марта) была посвящена преемственности взглядов Шекспира и английского поэта 17 века, представителя «метафизической школы» Джона Донна. Не только темы одиночества и единства человека и мира объединяют творчество двух поэтов, но и тема любви, которая представлена у Шекспира и Донна как могучая сила, способная дать миру лучшее, подарить надежду на успокоение и преображение.

14 апреля прошла лекция «Шекспириана в музыке XX века. Интерпретация текстов Шекспира в творчестве композиторов-авангардистов и в рок-музыке» старшего преподавателя кафедры истории культуры НГУ Елены Семеновны Гусевой. Лекция началась с вопроса: «А почему же Шекспир до сих пор так популярен? Почему вот уже четыре века к его творчеству обращаются писатели, художники и музыканты?» Действительно, список композиторов академической школы 20 века, произведения которых имеют отношение к Шекспиру, доходит до 100 фамилий. Среди них много известных композиторов – Б. Бриттен, К. Дебюсси, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, А. Шнитке и другие. К текстам поэта и драматурга обращаются три музыкальных пласта: академическая музыка, поп и рок. Главной темой лекции стали художественные силы и возможности этих пластов, исходя из функционального предназначения которых, композиторы пытаются осмыслить творчество Шекспира. Существуют три вектора осмысления его текстов: первый – философская интеллектуальная интерпретация с акцентом на этическую проблематику, выводящая к проблеме добра и зла; ему соответствует академическая музыка. Второй вектор – экзистенциально трагическая интерпретация, раскрывающая духовную вертикаль человека в координатах света и тьмы его души – это рок-музыка. Третий – лирическая интерпретация, выраженная в поп-музыке.

В ходе лекции Елена Семеновна сыграла на фортепиано несколько произведений композиторов 20 века. Шекспировские мотивы, увиденные ею в творчестве Би-2 и Мэрилина Мэнсона, очень удивили и заинтересовали публику. А ответ на вопрос о популярности Шекспира преподаватель и студенты нашли вместе: темы его творчества актуальны до сих пор.

Кандидат культурологии, PhD, доцент кафедры философии НГУЭУ Нина Ильинична Макарова провела лекцию под названием «Исторические хроники Шекспира в свете идей книги Э. Канторовича "Два тела короля"» (4 апреля). Эта книга по средневековой политической теологии посвящена идее о двух телах короля – естественном (человеческом, которому свойственны болезнь и смерть) и политическом (мистическом символе сакральной власти). Последнее, в отличие от первого, невидимо, неощутимо, вечно и неизменно во времени. Эта идея зародилась в границах теологической мысли о двойственной природе Христа. После эпохи Средневековья она получила широкое распространение в Англии 16 века. Об отражении этой идеи в исторических хрониках Шекспира подробно рассказала Нина Ильинична.

29 марта слушателей цикла ждала не просто лекция, а лекция-концерт «Шекспир в меняющемся мире», которую подготовила для них старший преподаватель кафедры истории культуры НГУ Мария Александровна Тимофеева. Эпиграфом к лекции стала цитата из комедии «Венецианский купец», выписанная Бетховеном: «Ничто на свете не может быть столь грубым, неподатливым и неукротимым, чья природа хоть раз не откликнулась бы на зов музыки. Человек, который не несет в себе музыки, которого не трогает гармония созвучий, способен на предательство, коварство и разбой. Движения его души хмуры, как ночь, его побуждения черны, как Эреб, такому человеку не стоит доверять». Выписаны эти слова были в тот переломный для композитора момент, когда он потерял слух и решил уйти из жизни. Бетховен, во многом благодаря Шекспиру, в конце концов, решает, что уйти гораздо проще, чем остаться. Он пишет одно из самых известных музыкальных произведений по «Буре» Шекспира – сонату № 17. Ее и ряд других произведений Мария Александровна исполнила на фортепиано для зрителей концерта. Благодаря музыкальному наполнению лекции музыка великих композиторов, соотнесенная с текстами Шекспира, в некоторой степени стала более понятной слушателю.

Заведующая кафедрой истории культуры НГУ, кандидат филологических наук Наталья Юрьевна Бартош 16 апреля прочитала лекцию «Шекспир в иллюстрациях от XVII века до модерна», где перед слушателями предстали иллюстрации к пьесам Шекспира от знаменитой Лонглитской рукописи (1595 г.) до эстетски-рафинированных картинок эпохи арт-деко. В качестве примера были выбраны 3 знаковые пьесы драматурга: «Сон в летнюю ночь» (1594-1596) – фантастическая комедия, написанная совсем юным поэтом, «Гамлет» (1600-1601) – трагедия, где за средневековой легендой скрываются детали автобиографии Шекспира. «Буря» (1610-1611) – одна из поздних пьес автора, подведение итогов, зрителю очевидно, что маг Просперо – сам Шекспир. Зримость визуальных образов (скрытая в них символика, перенесение смысловых акцентов на значимые детали, новое семантическое значение привычных образов) стали убедительным доказательством изменения отношения к Шекспиру и его героям в разные эпохи: романтики предпочитали стремительную смену сюжетных перипетий и эмоций, викторианцы – нравоучительные сцены, а модерна – легкость, изысканность и близость к природе.

Но, как уже было сказано, цикл лекций – это лишь одно из мероприятий «Дней Шекспира».

С марта в социальной сети «ВКонтакте» был объявлен флешмоб по иллюстрациям к произведениям Шекспира. Каждый желающий получал иллюстрацию по тексту драматурга, искал подходящую цитату к иллюстрации в его произведениях и размещал все это у себя на странице.

В апреле состоялся конкурс переводов, в котором приняли участие 33 конкурсанта из разных городов Сибири. Участникам предлагалось выбрать для перевода любой сонет Шекспира или фрагмент рассказа «First Night» обладательницы Шекспировской премии Мойры Бёрджесс. Примечательно то, что в конкурсе участвовали не только студенты НГУ, но и школьники, сотрудники университета и другие любители творчества Шекспира.

В рамках «Дней Шекспира в НГУ» 11 апреля прошел конкурс мини-презентаций PechaKucha. Участники могли выбрать любую тему, связанную с Шекспиром, его творчеством, вопросом о существовании драматурга и поэта, его эпохой и современниками, театральными постановками его пьес и представить свою презентацию на суд зрителей.

В день рождения Уильяма Шекспира (23 апреля) Музыкальный салон НГУ собрал любителей творчества Шекспира разных возрастов: школьники, студенты, преподаватели и сотрудники университета пришли на музыкально-поэтический вечер, чтобы еще раз прикоснуться к произведениям великого поэта и драматурга.

26 апреля студенты НГУ имели возможность побывать в Театральном институте (НГТИ) на учебном спектакле студентов 3-го курса НГТИ «Ромео и Джульетта». Руководитель Учебного театра Петр Владимиров познакомил студентов НГУ со студентами НГТИ – актерами и режиссерами, занятыми в спектакле, и выразил желание услышать критику новой постановки.

Завершающим мероприятием «Дней Шекспира» стал показ документального фильма «Мой Гамлет», посвященного Владимиру Высоцкому.

– Юбилей со дня рождения великого поэта и драматурга – это возможность вспомнить о величайших произведениях искусства и об удивительной по красоте поэзии, – говорит Наталья Юрьевна Бартош. – Мы столкнулись с тем, что Шекспира, увы, нет в школьной программе и очень мало в университетской. У всех на устах только имя, к сожалению, создатель величайшей поэзии о любви постепенно переходит в разряд авторов, о которых все говорят и никто не читает. Нам захотелось вернуть его музу в НГУ! Захотелось, чтобы университет почувствовал себя причастным к этому серьезному мировому событию в культуре – празднованию 450-летия со дня рождения великого драматурга.

Я рада, что в рамках Дней Шекспира в НГУ состоялся не только цикл лекций, но и конкурс переводчиков. Его участники прикоснулись к живому шекспировскому слову, – отмечает Наталья Юрьевна. – В результате наших мероприятий обогатились не только студенты, но и преподаватели. Ведь многие из них, прикоснувшись к творчеству Шекспира, также открыли для себя что-то новое, – отмечает она.

Организаторам Дней Шекспира в НГУ удалось главное: заинтересовать студентов вечными шекспировскими темами и показать им, что Шекспир – это непросто имя, а имя живое, т.к. отзвук творений драматурга виден везде: в искусстве, в театре, в живописи, в музыке и в литературе.

Видео- и фотоматериалы о «Днях Шекспира в НГУ» смотрите в группе.