Эксперт НГУ рассказала об интеллектуальных «хмельных» развлечениях на Востоке

С древности вплоть до настоящего времени употребление спиртных напитков на Востоке сопровождается интеллектуальными состязаниями и литературными импровизациями. В традиционных культурах Китая, Кореи и Японии «винные приказы» – своеобразные игровые ритуалы с шутливыми заданиями и штрафными кубками – сотни лет были частью культа знаний и торжества интеллекта. Такого типа «культурное питие» было принято в древности и на Руси, но в период монголо-татарского завоевания трансформировалось и, в силу разных причин, было впоследствии вытеснено культом безудержного пьяного застолья. В странах Восточной Азии во многом и до сих пор сохранился культ «регулируемого застолья».

Беседка для "пира у изогнутой воды" в ПекинеБеседка для "пира у изогнутой воды" в Пекине


Подробнее об этом пресс-службе НГУ рассказала заведующая кафедрой востоковедения ГФ НГУ, специалист в области игровой культуры стран Дальнего Востока, профессор Елена Войтишек.

– Основу многих восточных интеллектуальных развлечений составляли разнообразные игры, построенные на знании философских канонов и трактатов, знаменитых поэтических антологий и литературных произведений. Истоки таких игр были связаны с древними очистительными сакральными ритуалами, сопровождавшимися символическим распитием вина. С течением времени они превратились почти в светские развлечения, получившие название «застольных» или «винных приказов». При этом употребление вина было строго увязано с ритуальными предписаниями, что создавало преграду для развития алкогольных излишеств. Игры и ритуалы «застольного приказа», существовавшего в Китае более двух тысяч лет, подразумевали культурный досуг как весьма демократического характера, например, игры на ловкость с использованием костей, кубиков, фишек, так и элитарного, требующего глубокого знания литературы и философии. Такие игровые практики стали необходимым условием социализации культурного человека в Китае, а затем распространились в странах всего региона (прежде всего, в Корее и Японии), – рассказывает исследователь.

Пир у изогнутой воды (Китай, Шаосин)Пир у изогнутой воды (Китай, Шаосин)


Одним из таких специфических винных развлечений были турниры по сочинению стихотворных импровизаций во время сезонных церемоний любования цветущими или увядающими растениями – с обязательной декламацией поэтических строк и угощением вином. Широкое распространение среди аристократии получили «пиры у изогнутой воды», для которых создавались роскошные сады с прудами и извилистыми каналами, где происходили поэтические декламации, сопровождающиеся винопитием. Начало таким пиршествам «у бегущих вод» было положено на юго-востоке Китая в середине IV века (связано это было с деятельностью знаменитого каллиграфа и литератора Ван Сичжи и других «людей культуры»). Со временем подобные развлечения распространились по всему Китаю – многие правители желали устроить в своих садах и парках такие павильоны, было престижно собирать там ученых и поэтов, вести неспешные беседы о культуре и искусстве. В настоящее время остатки таких строений в виде беседок с каменными основаниями, в которых прорыты каналы для текущей воды, по которым поэты пускали чарки с вином, можно найти в Пекине, Чэнду, Шаосине и ряде городов на юге Китая.

– По мере того, как соседние с Китаем страны осваивали его богатейшее культурное наследие, там тоже формировалась эта традиция: в Корее и Японии появлялись такие сады и парки, строились беседки с проточной водой, устраивались поэтические церемонии, сопровождавшиеся винными возлияниями. В одном из парков современного Сеула сохранился Секретный сад с изогнутым каналом, завершающимся элегантным миниатюрным водопадом, где в средние века проводили такие церемонии. Одним из свидетельств существования таких практик в средневековой Корее является знаменитый павильон Пхосокчон-чжи в городе Кёнчжу, древней столицы государства Силла (I в. до н. э. – X в. н. э.). Здесь сохранился изогнутый канал около 10 метров длиной, выложенный из 63 невысоких камней и блоков разного размера, образующих узкую петлю шириной 35 см. В период Силла здесь неоднократно проводились поэтические состязания «у изогнутой воды». Присутствующие на церемонии аристократы пускали чарки с вином по этому каналу, декламируя свои поэтические сочинения, и выпивали содержимое, когда чарки возвращались по петле обратно. Сейчас в этом месте лишь руины, по которым можно реконструировать ритуал в общих чертах, – поясняет Елена Войтишек.

Корея, Кёнджу, павильон Пхосокчон-чжиКорея, Кёнджу, павильон Пхосокчон-чжи


Сравнительные исследования подтверждают – то, что исчезло на материке, сохранилось в островной культуре на Японском архипелаге. Там впервые об этом развлечении упомянуто в средневековой хронике «Анналы Японии» в записи за VI век. В дальнейшем эта традиция временами прерывалась, но дожила до настоящего времени. До сих пор в Японии в десятке мест в разных префектурах, дважды в году – весной, в пору цветения вишневых деревьев, и осенью, в сезон любования алыми листьями кленов, в парках при храмах проводятся весьма изысканные турниры. Пока чарка со священным вином плывет по извилистому каналу, играющие должны составить пятистишие на заданную тему. Поэт, успевающий к моменту приближения чарки сочинить стихотворение, должен с помощью служителей извлечь ее из воды и выпить содержимое.

– За последние годы благодаря финансовой поддержке фондов РФФИ и РГНФ мне довелось неоднократно побывать во многих местах проведения таких церемоний в Японии, Корее и Китае, осмотреть павильоны и беседки, полюбоваться пейзажами, которые вдохновляли литераторов прошлого на создание бессмертных шедевров, поразмышлять о природе поэтического вдохновения, – уточняет исследовательница.

Современные китайские кубики с "винными приказами"Современные китайские кубики с "винными приказами"


При внешне сходной идее проведения состязаний, сопровождаемых употреблением хмельных напитков, везде были свои национальные особенности. Например, в Японии в дневниках аристократов XII века встречаются описания отдыха на природе мужских компаний, когда после обильных возлияний требовалось взобраться на ближайший холм и сочинить там пятистишие в духе традиционных танка. Среди японских аристократов также было распространено состязание по отгадыванию закрытой части рифмообразующих иероглифов в китайских стихотворениях. По условиям игры, проигравший устраивал пир для победителей.

Современные китайские карты с "винными приказами"Современные китайские карты с "винными приказами"


В Китае и Корее в древности широко использовались игральные кубики, на гранях которых были записаны «винные приказы», обязательные для участников застолья – например, спеть песню, продекламировать стихотворение, выпить бокал с соседом справа. Подобные развлечения вплоть до XX века имели широкое распространение. В отличие от Кореи, в современном Китае такие кубики до сих пор еще имеют хождение – так же, как и специальные карты для застолий, где упоминаются цитаты из поэтических шедевров литературного наследия Китая и предлагается ряд шутливых заданий для участников застолий.

Еще одной интересной приметой современного застольного бизнес-этикета в Китае является обычай приводить на банкет специальных людей – и мужчин, и женщин, которые вместо руководителей компаний, в силу различных причин не имеющих возможности употреблять алкоголь, принимают весь удар на себя.

– Кстати, недаром этнологи говорят о том, что традиции устойчивы за счет постоянных инноваций. В настоящее время мы становимся свидетелями того, что в Китае постепенно формируется новая тенденция: в южных районах, издавна славящихся своими чайными плантациями, в последние годы набирают популярность «пиры у изогнутой воды», где в чарках вместо вина налит чай. Словом, богатейшая культура Востока и в этой сфере таит в себе много интересного и поучительного, – заключает Елена Войтишек.

Фото: фотографии Елены Войтишек.