«Если бы я один всё делал, у меня бы ничего не получилось»

Руслан Соколов, выпускник физического факультета НГУ, попал в университет случайно, но никогда не жалел о своём выборе. Из его физико-математического класса лицея в Бийске больше половины ребят собирались учиться в НГУ, и Руслан не стал исключением: можно сказать, поступил сюда «за компанию».

Здесь он познакомился с большим количеством людей и посетил множество мероприятий, некоторые из которых организовывал сам. Из преподавателей ему запомнился Георгий Николаевич Шестаков, читавший семинары по квантовой механике... в стихах. Экзамен по столь сложному предмету вся группа без исключения сдала без «троек».

В этом году Руслан закончил магистратуру физического факультета. Уже полтора года он координирует грантовую программу развития деятельности студенческих объединений, а с марта 2014 года является специалистом по работе с молодёжью.

– Ты председатель Объединённого Совета Обучающихся (ОСО НГУ). Что это за организация?

– Объединённый Совет Обучающихся – орган, который принимает решения по распределению грантовых средств. Именно к нам приходят ребята, которым необходима поддержка – административная, материальная, юридическая.

Вокруг этой задачи организовался достаточно боеспособный коллектив, который начинает на себя брать задачи и по информатизации университета, и по взаимодействию с компаниями, чтобы трудоустроить студентов НГУ, причём упор делается на возможность маленьких приработков, а не на полноценную, восьмичасовую, работу. Это позволяет студентам немного подрабатывать без вреда для учёбы.

– Что входит в твои обязанности?

– Спектр моих обязанностей очень широк. Прежде всего, я занимаюсь координацией грантовой программы университета. Это во многом организаторская работа, но там ещё есть и серьёзный административный блок – приходится разбираться с разными документами, бумагами.

Моя ключевая обязанность заключается в том, что я слежу за материальными ценностями, купленными на средства гранта. Всё остальное прилагается по принципу «было бы здорово это воплотить», а мне интересно за это взяться.

– Что уже удалось реализовать?

– За время выполнения грантовой программы у нас появилось радио «Кактус», с нашей поддержкой два раза проводился Тотальный диктант, последние два года наш коллектив полностью готовил Интернеделю. Принципиально новое мероприятие – ACADEM URBANIA – было организовано тоже при нашем непосредственном участии.

Для меня важно, чтобы постоянно происходила работа. Если бы я один всё делал, у меня бы ничего, конечно же, не получилось.

– Летом при вашем участии тоже что-то происходит?

– На днях мы отправили последний автомобиль с гуманитарной помощью на Алтай для пострадавших от наводнения – суммарно почти 30 тонн. НГУ был ключевой точкой Новосибирска по сбору продуктов и вещей для алтайцев.

Сейчас идёт приёмная кампания. Мы пообщались с заместителем начальника отдела по работе с абитуриентами Ольгой Ребковец и поняли, что неплохо будет, когда ребята подают документы, рассказывать им про наш университет.

С Анитой Вадимовной Голубевой, директором Центра по внеучебной и воспитательной работе в НГУ, мы обсуждали так называемый NSU-Парк. Была идея недалеко от главного корпуса университета, на газоне, поставить стенды с информацией о нашем вузе, чтобы ребята могли её прочитать, как-то «пропитаться» духом, более осознанно сделать выбор в пользу НГУ. К сожалению, из-за некоторых бюрократических проволочек эту идею не успели реализовать к началу приёмной кампании.

Но я готовлю электронный стенд. На слайдах я стараюсь отобразить самую ключевую информацию о нашем университете – гимн, обращение ректора, история и то, какой НГУ сегодня, общественная жизнь и главные организации вуза. В ближайшие дни на первом этаже, где размещаются столики приёмной комиссии, мы поставим плазму, на которой запустим эти слайды.

– Какие проекты ещё предстоит воплотить в жизнь?

– Буквально в начале июня мы запустили приказ на реализацию десяти мероприятий. В них вошла, например, организация площадки для скалолазания и ледолазания. Единственный в Новосибирске скалодром с таким функционалом будет находиться на территории НГУ. Надеюсь, до осени мы это сделаем.

Будут отреставрированы волейбольные и баскетбольные спортивные площадки, спортивная площадка на стадионе. Всё сделают по последнему слову техники: с резиновым покрытием, с освещением, с ограждениями.

Есть и проекты поменьше. Мы помогаем, например, действующим организациям. Наш студенческий патруль – без преувеличения один из лучших, если не лучший, на территории России. СТОПП никто не финансирует, это общественная организация. Мы вызвались им помочь, и до осени у ребят произойдёт полное перевооружение: будет новая форма, чехлы для оружия и прочие необходимые элементы, например, для тренировочной базы.

К осени также будет организована команда НГУ по робототехнике. У нас есть ребята (с мехмата, физфака и ФИТа), которые уже сейчас выполняют коммерческие заказы и хотят участвовать в Международном чемпионате по робототехнике. Это отличное начинание и серьёзная заявка на хороший результат.

Прибор для диагностики жидкометаллических сред

– Тема твоего диплома – «Разработка методики локальной ультразвуковой диагностики потоков многофазных жидкометаллических сред». Если объяснить это простыми словами, то что это?

– Сейчас атомная энергетика развивается в сторону создания реакторов на быстрых нейтронах. Их нужно охлаждать, то есть отводить от них тепло, которое будет преобразовано в электрическую энергию. В обычных реакторах, которые используют сейчас, для охлаждения применяется вода. Однако, в новых реакторах воду, которая уже не справляется с отводом большого количества тепла, заменяют жидкими металлами.

Это уже непрозрачная среда, которую изучать сложнее: не очень понятно, как поток жидкометаллического охладителя ведёт себя в реакторе. Для оптимизации этого потока было необходимо разработать новую методику диагностики. Так было предложено использовать ультразвуковой метод.

Моя задача состояла в том, чтобы создать прибор, который бы позволял в непрозрачных, жидкометаллических, химически агрессивных средах проводить диагностику данным методом.

Экспериментальный стенд для тестирования прибора. Часть разработки – маленькая металлическая коробочка справа от монитора

– Где ты работал над своим дипломом?

– В Институте теплофизики я практически с нуля занимался разработкой своего прибора: паял плату, писал программу, которая обрабатывает сигнал, делал зонд для ультразвуковых измерений с использованием пьезокерамических датчиков. Сначала практически ничего не было, а сейчас прибор создан, он уже работает и даёт полезную информацию. Теоретически его можно применять, но ещё необходимо довести его до ума. Сейчас это не прибор в обычном понимании – просто плата, из которой торчит куча проводов, зонд, сделанный из подручных материалов (он смотан изолентой).

Электронная «начинка» прибора

На самом деле, слово «прибор» – используемое «сокращение»: всё-таки я разрабатываю программно-аппаратный комплекс из нескольких узлов, и в него входят генератор, зонд, аналогово-цифровой преобразователь и компьютер, обрабатывающий сигнал.

Всё это нужно поместить в один корпус, повысить точность прибора, запатентовать, а потом уже проходить сертификацию и выводить его на рынок, на продажу. Эта процедура может занять ещё полтора-два года.

Беседовала Анастасия Грасмик