Философское образование: зачем и для кого

Вопросы, на которые должна ответить философия будут существовать всегда, вне зависимости от диктующей их исторической эпохи. Не менее важный аспект заключается в том, а кто же те люди, которые призваны отвечать на эти вопросы?

Философские факультеты являются обязательным атрибутом классического университетского образования уже на протяжении многих столетий. А кого сегодня готовят философские факультеты? Фридрих Ницше в свое время провел разделительную линию между философами и философскими работниками. Первые должны создавать ценности, ставить и отвечать на те вопросы, которые волнуют общество. У вторых задача не менее ответственная и сложная: «этим исследователям надлежит сделать ясным, доступным обсуждению, удобопонятным, сподручным все случившееся и оцененное, надлежит сохранить все длинное, даже само “время” и одолеть все прошедшее: это колоссальная и в высшей степени удивительная задача, служение которой может удовлетворить всякую утонченную гордость, всякую упорную волю».

Понятно, что философ-исследователь и «философский работник» – это разные виды деятельности, но в реальности трудно бывает выделить «идеальный» тип. Самое главное, сегодня не может быть философа, который бы не опирался на философское наследие, накопленное человечеством.

Хочу напомнить, что современная многоуровневая система образования предполагает, что магистерские программы могут осваиваться людьми, имеющими высшее профессиональное образование, независимо от приобретенной специальности. Например, бакалавр физик идет в магистратуру по биологии, математик идет в магистратуру по информатике или экономике, химик в магистратуру по геохимии, – можно привести еще множество примеров. Более того, существуют магистерские программы, для которых просто нет аналогичной подготовки на уровне бакалавриата. При этом крайне важно понимать, что любое проникновение в новую область знания требует специальной профессиональной подготовки.

Отмечу тот факт, что философия тесно вплетена в нашу повседневную жизнь. Речь современного образованного человека насыщена, по крайней мере, десятками, если не сотнями слов, прямо относящимися к философии. Истина, сознание, метод, добро, зло, эстетика, счастье – и этот ряд можно продолжить. Философия учит рациональности мышления. Она дает самое нужное и самое дефицитное в современном мире – свободу и креативность мышления, способность точно воспринимать информацию, умение ясно выражать и хорошо аргументировать свои мысли.

Философия всегда рассматривается в сопряжении с обществом, с иными формами культуры, социальной практики. Можно привести массу примеров, когда философия в значительной мере определяла идейные течения, настроения эпохи. Поэтому вовсе не случайно, что на протяжении последних пятнадцати лет ЮНЕСКО уделяет особое внимание развитию философии, поскольку «рассматриваемые философией проблемы носят универсальный характер для жизни и самого существования человека».

Владимир Диев,профессор, декан философского факультета НГУ.