Игорь Ким: Университет — это сплав молодости, опыта и большого интереса к жизни

Банкир Игорь Ким мог бы быть выпускником РУДН, если бы нынешний декан Экономического факультета Гагик Мкртчян не рассказал ему об экономической кибернетике. Он мог бы стать кинологом и никогда не приехать в Академгородок, если бы не получил письмо из физматшколы. О том, как студенческие годы формируют характер, почему нужно быть романтиком и зачем развивать КВН НГУ, рассказывает известный выпускник

— Игорь Владимирович, расскажите, пожалуйста, как именно началось ваше знакомство с НГУ?

— Меня пригласили в Физико-математическую школу НГУ, так как я был победителем ряда региональных и областных олимпиад. Жили мы с родителями тогда в городе Советская Гавань Хабаровского края. Это небольшой городок, где дети обычно все время проводят на улице, бегают, играют в хоккей. То есть культа учебы у нас особого не было, однако физикой и астрофизикой я интересовался. Речь, конечно, не шла о серьезных формулах, читал я скорее литературу, где популярным языком было написано о звездах, планетах и Вселенной. В библиотеке брал книги абсолютно разные: меня интересовала и историческая литература, и фантастика. Жюль Верна, например, очень любил.

Мы росли в такое время, когда было очень престижно быть ученым-физиком. Поэтому, как и любой мальчишка, я думал, что, наверное, стану либо кинологом, либо физиком.

Я активно участвовал в областных, региональных и национальных олимпиадах. На одной из них услышал впервые про ФМШ. Когда я получил приглашение туда, мне было 15 лет.

Именно приехав в Академгородок, я понял, что такое настоящая физика, увидел, какие гениальные дети бывают.

— Будучи студентом ФМШ, вы четко знали, на какой факультет хотите пойти после выпуска?

Во время учебы в ФМШ мы стажировались в научно-исследовательских институтах, поэтому я достаточно четко сформировал представление о том, что такое физика как фундаментальная наука.

В 1982 году я пришел на встречу, организованную для абитуриентов Экономического факультета. Замдекана тогда был Гагик Мкртичевич Мкртчян. Именно он повлиял на мой выбор. Я много разговаривал с ним, расспрашивал. По итогам встречи я убедился, что ЭФ – это именно то, что мне надо, здесь есть и чистая математика как фундаментальная наука, и прикладная, социальная экономика. Я отчетливо помню ту встречу, помнит ее, что интересно, и Гагик Мкртчян. Я тогда задавал много вопросов, ведь все это очень важно для меня было.

На момент выпуска из ФМШ, которую я окончил с отличием, у меня были альтернативы Новосибирскому госуниверситету. Так как я был активным комсомольским лидером, обком комсомола давал мне рекомендацию в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Но я на тот момент уже был уверен в том, что Экономический факультет НГУ лучше.

— Интересно, а родители куда поступать советовали?

— Я делал выбор исключительно сам. Считаю, что каждый человек проживает свою жизнь и должен руководствоваться личными убеждениями. Родители были рады, что я попал в ФМШ. НГУ для них – высший пилотаж. У меня ведь простая семья. Отец в 40 лет только высшее образование получил, до этого всю жизнь работал электриком на заводе. Мама в 45 окончила техникум. То есть, нет такого, что я наукой увлекся, потому что у меня в семье все профессора в нескольких поколениях. Я в нашей семье был вторым, кто высшее образование получил.

— Поговорим о студенческой жизни. Сейчас ЭФ считается самым веселым факультетом. А чем занимались студенты-экономисты во внеурочное время во времена вашего студенчества?

— Экономисты, мне кажется, всегда были веселыми. Общественная жизнь тогда у нас кипела. Молодые были, энергичные. Создавали стройотряды, брали шефство над детскими домами. Например, я каждые выходные в течение одного года ездил на электричке в Черепановский детский дом. Конечно, мы и в Интернеделе участвовали. Тогда она была совсем иная, нежели сейчас: тогда на площади перед НГУ сжигали чучело Пиночета, к нам приезжали чилийские коммунисты, которые обосновались на тот момент в СССР. Но, несмотря на политический подтекст, по атмосфере это было удивительно светлое молодежное мероприятие. В Академгородок на Маевку стекалось космическое количество людей. Приезжали не потому, что интересовались политикой, а потому что это было очень интересное и живое мероприятие.

— А есть ли у вас какое-нибудь особо теплое воспоминание, связанное с университетом?

— Самое теплое воспоминание об университете приходится на время моей службы в армии, куда меня призвали в 1984 году. Тогда призывали всех студентов, окончивших первый и второй курсы.

Я служил в Мурманской области, попал в артиллерийский полк мотострелковой дивизии, там было много наших студентов. Во время службы в армии мы очень сильно чувствовали внимание НГУ к себе. Университет отсылал нам каждый выпуск «Университетской жизни». Я очень хорошо помню серый конверт, в котором приходила газета.

Мы были единственными призывниками-студентами, которым регулярно приходила почта из университета.

В НГУ тогда было организовано целое направление «связь с призывниками». Его инициатором был секретарь парткома, а ныне доцент СУНЦ НГУ Владимир Александрович Миндолин. Он был чрезвычайно яркой личностью, одним из лучших ораторов, которых мне довелось встречать в жизни. Все преподаватели и студенты того времени его очень хорошо помнят.

— Говорят, что в университете и в армии люди приобретают друзей и товарищей на всю жизнь…

— Когда мы моложе, мы более открыты. У нас меньше рефлексий, нет барьеров, нет историй разочарования в ком-то или в чем-то. Конечно же, самые теплые и ностальгические чувства испытываешь к людям, с которыми провел детство и юность. Мы часто тогда слышали от старших, что юность — одно из самых ярких периодов в жизни, но понимать истинность этих слов стали позже.

В 17 лет у меня было ощущение, что весь мир у моих ног. Я жил на одном дыхании, засыпал в падении на подушку и просыпался, уже стоя на ногах.

Вообще считаю, что, чтобы человек чего-то добился, он обязан быть романтиком. Должен верить в чудеса. Потому что если человек не фантазер, не романтик, он не может себе сформулировать высокую цель.

— А может, как выпускник, совет студентам нынешним дадите?

— Я считаю, что главное, чему нужно научиться в университете, — это обобщать знания и мыслить стратегически. Именно университет должен развивать в студенте умение анализировать, актуализировать и, самое главное, — обобщать и делать выводы. Эти навыки пригодятся любому с точки зрения жизненной стратегии, чем бы ни занимался человек после окончания университета.

— В начале 2016 года вы возглавили обновленный Эндаумент НГУ, назвав приоритетными направлениями деятельности фонда развитие КВН НГУ, помощь СУНЦ НГУ и поддержку сотрудников университета. Почему именно эти направления для вас являются стратегическими?

— Меня часто спрашивают, в чем отличие Эндаумента от Союза Выпускников. Ответ простой: Союз выпускников — это, прежде всего, о выпускниках, и это правильно. А Эндаумент — это больше про университет. Эндаумент — это инструмент, с помощью которого выпускники могут помочь родному университету. Эндаумент — это про будущее. У фонда есть четко прописанные цели, направленные на развитие университета.

Почему КВН? Я не был квнщиком, но считаю, что КВН в НГУ выполнял две серьезных функции: во-первых, он создавал внутри университета очень мощную коммуникативную среду, во-вторых, формировал имидж вуза. Когда наша звездная команда выступала на первом канале в конце 80-х, о госуниверситете знала вся страна!

Мы действительно выделялись. Примечательно, что тогда блистала и женская сборная, все видели, что у нас не только умные парни-физики учатся, но еще и красивые и не менее умные девушки.

Я считаю, что университет должен быть симбиозом талантливых в разных областях людей.

Университет должен делать упор на качество выпускников. Именно из талантливых абитуриентов получаются талантливые студенты и выпускники. Если потенциал изначально есть, университет этот потенциал просто раскрывает.

Я вот, к слову, из далекого города, если бы не ФМШ, то шанс, что я бы поступил в НГУ, равен нулю.

Поэтому искать разные каналы привлечения талантливых абитуриентов — стратегическая задача университета. И КВН — это один из таких каналов.

Если ты пробиваешься в телевизионную лигу — можешь оттуда заявить о себе и своем университете.

КВН — задача долгосрочная, у нас не было завышенных ожиданий, просто в этом году так получилось, что девчонки (Сборная «Я обиделась». Прим. ред) блестяще выступили в Сочи и попали в Премьер-лигу. Говорят, это первый или второй случай за 30 лет, когда с первого захода команда вошла в телевизионную лигу.

Что касается поддержки СУНЦ НГУ, то, по-моему мнению, — это стратегический ресурс университета, кузница одних из лучших кадров в России. Талантливые ребята, которые привлекаются в СУНЦ НГУ, — это будущие абитуриенты базовых факультетов: ФФ, ММФ, ФЕН, ЭФ-кибернетика. Ну а помощь преподавателям — это большое социальное направление, святое дело Эндаумента, на мой взгляд.

— Так как интервью — юбилейное, пожелайте что-нибудь имениннику — Экономическому факультету!

— Для меня НГУ — это Экономический факультет. Поэтому я хочу пожелать университету и факультету, у которого такой яркий юбилей, талантливых абитуриентов, дерзкой молодежи, живых проектов, азарта в жизни. Желаю выпускникам и студентам никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться, быть всегда в лидерах, и не только у нас в стране, но и в мире. Университет — это сплав молодости, опыта и большого интереса к жизни.

Анна Романенко

Фото: Антон Уницын