Исследование социальных неравенств в оптике нарративной идентичности

«Журнал исследований социальной политики», 2015, № 2 включает материалы конференции Санкт-Петербургской ассоциации социологов «Формы неравенства и сопротивление исключению: динамика социальных изменений в современном обществе» (март, 2014). В выпуске опубликована статья Ольги Ечевской «Жизненные истории и жизненные возможности: исследование социальных неравенств в оптике нарративной идентичности».

Ечевская О. Жизненные истории и жизненные возможности: исследование социальных неравенств в оптике нарративной идентичности // Журнал исследований социальной политики. 2015. № 2. С. 195-210.

В статье рассматриваются истории людей, работавших в 1970–1990-х гг.на градообразующих предприятиях промышленного города в Западной Сибири, переживших кризис этих предприятий в 1990-е гг. На данных полуформализованных интервью с бывшими работниками заводов анализируется, как «разорванные биографии» собираются в связные, непрерывные во времени истории жизни, и как формирующиеся нарративные идентичности (в терминологии П. Рикера) задают горизонт воспринимаемых жизненных возможностей сегодня. Рассмотрены два контрастных примера формирования нарративной идентичности: как принадлежность к сообществу и как этическое постоянство. Артикулируемые представления о себе и собственных возможностях индивидуализированы, обращены в прошлое (либо не содержат «конструктивной повестки» в настоящем и перспектив на будущее) и работают на закрепление существующих неравенств, чем на их преодоление.

«…критическое событие – падение градообразующих предприятий – разрушая привычный и понятный мир, нарушает непрерывность idem; вместе с поиском стратегий выживания или новых сфер приложения труда, запускается процесс дискурсивной работы по управлению собственной биографией. Рассказы людей о себе – это истории о том, какой они видят сложившуюся систему общественных отношений, и как (пере)определяют свое место в ней; порядок и последовательность отобранных для рассказа событий направляют общую логику организации истории, и предполагают определенную идею целостности субъекта (кто я, кем я был, кем я стал и почему так получилось) в рамках нарративной идентичности.

Анализируя сюжеты рассказанных историй бывших работников заводов, мы выделили следующие основания, вокруг которых выстраиваются нарративные идентичности. Во-первых, это принадлежность (к группе или заводскому сообществу: я – часть сообщества). Во-вторых, практика (навыки, умения, квалификации: я – то, что я делаю). Наконец, этика (личностная целостность, «моральное постоянство»: я – принципы, которым я следую – ipse).

Первое основание – это социальный аспект идентичности, тот самый idem, который разрушается вследствие кризиса предприятий. Второе – практическое – основание нарративной идентичности представляет собой промежуточный сценарий. С одной стороны, это все еще социальный аспект идентичности, с другой – её основание находится не «вовне» (сообщество), а «внутри» (собственные силы и навыки), поэтому «ядро идентичности» в ситуации кризиса предприятий оказывается менее уязвимым. Моральное постоянство – этическая составляющая идентичности, ipse, менее уязвимая в ситуации кризиса и способная при нарушении непрерывности idem ставить вопрос об идентичности независимо от него».

Полный текст статьи доступен на сайте Журнала исследований социальной политики.