Исследователи из 10 стран обсуждают синтез археологии и других наук

В эти дни в Новосибирске проходит третий по счету международный симпозиум «Мультидисциплинарные методы в археологии: новейшие итоги и перспективы», в рамках которого исследователи из десяти стран мира стран обсуждают синтез археологии и других наук.

До недавнего времени археология существовала сама по себе, однако развитие современных технологий не обошло стороной эту область научного знания. Последние 10–15 лет археологи работают в тесной связи с математиками, физиками, геологами, генетиками, химиками и многими другими представителями точных наук. Сегодня для обмена опытом работы в этом развивающемся научном направлении приехали ученые из Австрии, Германии, Китая, Польши, Кореи, Франции, Казахстана, США, Швейцарии.

– Как известно, археология имеет дело только с материальными остатками тех предметов обихода, людей, которые смогли сохраниться в различных регионах. Где-то этот уровень сохранности больше, где-то – меньше. Соответственно, выводы, которые могут строить археологи, основываясь только на находках, значительно менее широки, а использование методов естественных наук позволяет нам расширить свое представление о той культуре, которую непосредственно исследуют на раскопках. В подобном синтезе специалистам удается получить намного больше информации, а это значит, что создается более полное представление о предмете исследования, – отметил Дмитрий Поздняков, представитель Института археологии и этнографии СО РАН.

Помимо институтов Сибирского отделения, большое внимание синтезу археологии и точных наук уделяется в Новосибирском государственном университете: в частности, гуманитарный факультет НГУ сотрудничает с коллегами из Франции в области внедрения информационных технологий, также руководство НГУ и Германского археологического института выразило заинтересованность в проведении совместных научных и образовательных проектов.

– Примечательно, что по версии журнала Science важнейшими научными прорывами ХХ века стало предсказание существования бозона Хиггса и открытие денисовского человека. Университет всегда гордился своими учеными, которые не только делают мировую науку, но и передают свои знания студентам. Вам предстоит разгадать еще множество загадок, и мы будем рады каждому новому открытию, – подчеркнул ректор НГУ Михаил Федорук на открытии международного симпозиума.

Справка: Международный симпозиум «Мультидисциплинарные методы в археологии: новейшие итоги и перспективы» – третий за последние пять лет, организаторами которого являются Институт археологии и этнографии СО РАН, Евразийское отделение Германского археологического института и Новосибирский государственный университет. Симпозиум продлится до 25 июня.