Итоги летней практики на отделении социологии ЭФ

После второго курса студенты отделения социологии прошли традиционную производственную практику. Цель этой практики – отработать методы сбора социологической информации, в первую очередь в формате коммуникации «интервьюер – респондент». Знания и начальные навыки, полученные во время курса «Методика и техника социологического исследования», закрепляются во время практики.

Практика проходила в ведущих исследовательских компаниях Новосибирска:


Студенты попробовали себя в роли «тайных покупателей», телефонных интервьюеров в интервью разной продолжительности, тематики и географического охвата, интервьюерами холл-тестов и др. Приводим мнения, высказанные студентами о практике в опросе и в отчетах.

«… Это был, без сомнения, интересный и полезный опыт. Мы узнали, какими разными могут быть люди разных регионов страны и как с ними правильно взаимодействовать. Нас научили фразам, которые можно говорить в разных случаях, когда респондент не подходит нам по какому-то критерию. Особенно полезно было взглянуть на разные анкеты и ошибки, которые выявлялись в ходе интервьюирования. Помимо прочего нас научили работать в профильных программах для телефонных опросов. Но больше всего эта практика, несомненно, научила правильно себя вести с респондентами: как заинтересовать или уговорить его ответить на вопросы, как вести себя в случае недопонимания вопроса или в случае, когда респондент разъярен тем, что его побеспокоили».

«Мне представилась прекрасная возможность повысить степень своей стрессоустойчивости: практически постоянно поступающие звонки, отказы [отвечать] – все это мощные раздражители, на которые оператор не должен отвлекаться. Для оператора важно находиться в хорошем расположении духа, а «настроение оператора должно находиться на одну ступеньку выше, чем у респондента». Также я научилась общаться с малознакомыми людьми по телефону, повысив свою способность к коммуникации, что в принципе важно для каждого социолога».

«Я разговаривала с очень многими, самыми разными людьми, которые, в свою очередь, имеют разные характеры. Этот опыт помог мне улучшить навыки коммуникации, научиться формулировать мысли яснее и четче, дружелюбно относиться к людям, искать подходы к ним, научиться в случае отказов не принимать это близко к сердцу. Также мне понравилась атмосфера в самом агентстве, она была очень дружеской, все с радостью нам помогали и отвечали на все наши вопросы. Еще одной полезной вещью было то, что мы просмотрели и поработали с множеством анкет, увидели, как они составлены и даже смогли найти некоторые неточности. Мне кажется, что каждый из нас за время прохождения практики получил очень интересный и ценный опыт, смог применить навыки, полученные в университете, на практике».