Как стать художником нового образца?

Преподаватель кафедры истории культуры ГФ НГУ Максим Викторович Прокопьев окончил гуманитарный факультет НГУ (отделение истории), Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а также аспирантуру Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА). Предмет его научного интереса – развитие живописи в Сибири в первой трети ХХ века.

В 2010 году Максим Викторович совместно с Владимиром Викторовичем Тоцким создал школу академического рисунка и живописи «Эйдос».

Об академическом рисунке и эпатаже, а также о сибирской живописи, которой вроде бы и нет, состоялся следующий разговор.

Академический рисунок как инструмент профессионала

– Академический рисунок – это максимально подробный разбор формы посредством знаний анатомии, перспективы, света, тени, которые позволяют сделать очень подробную штудию (набросок – прим.) живой натуры.

У академического рисунка европейские корни, но и в России были представители «академизма» – К. Брюллов, А. Иванов. Последовательно академический рисунок преподавался в Академии художеств (Институт имени И. Е. Репина).

– Для чего нужен академический рисунок?

– Любое художественное произведение создаётся по следующей схеме: сначала есть идея, а потом её реализация.

Академический рисунок – это один из инструментов, который позволяет художнику отразить свой внутренний мир и создать художественное произведение.

– В XX веке развитие модернизма позволило многим художникам и знатокам живописи усомниться в необходимости академической школы. Чем были вызваны эти сомнения?

– Сухостью и чрезмерным следованием традиции. Люди считали, что рамки, создаваемые «академизмом», не позволяют им выражать собственное видение, отражать окружающую их сложную действительность, и поэтому они обращались к поиску нового, зачастую утрируя отрицание старого.

Каждая новая эпоха опирается на предыдущие идеи, но, вместе с тем, отрицает их, потому что меняются либо потребители искусства, либо духовные традиции.

Например, древние греки по-своему интерпретировали древнеегипетские каноны: они взяли идею, проанализировали её, развили и получили нечто новое.

– Когда в мире стал возрождаться интерес к академической живописи?

– Апелляция к академическому, классическому и, я бы сказал, античному методу работы с натурой, поиск в ней идеала и тщательное её исследование в течение веков проявлялись многократно: то возникал интерес, то угасал – каждый раз на новом витке.

В Риме опирались на классическое греческое искусство. В конце «Тёмных веков» опять возник интерес к классическому, только уже римскому искусству. Это Каролингское и Оттоновское возрождения – обращение к античным традициям – римским, греческим. Средние века – и Возрождение! После Ренессанса барокко, рококо – и опять классицизм. Открытие подлинной античной живописи в Помпеях способствовали всплеску этого интереса...

Сейчас культура постмодерна – это отрицание-отрицание-отрицание. Дошло до того, что необходимо просто внести долю профессионализма. В противном случае, отрицается сам предмет искусства, то есть искусство как таковое перестаёт существовать. И это та крайняя точка, от которой должен, на мой взгляд, начаться обратный отсчёт.

– И всё-таки у «академизма» есть будущее в среде новаторов?

– Академическое искусство – это не только изображения на библейские и античные темы.

Академический рисунок нужно воспринимать в первую очередь как инструмент, который позволит художнику выразить то новое, что он хочет.

В современном искусстве во главу угла ставится самовыражение (неважно, какими методами и способами), которое уже перестаёт вообще иметь отношение к искусству.

Фонтан Марселя Дюшана – что это? Это искусство? Наверное. Но в чём искусство? В новизне! А новизна в какой-то момент обязательно перестанет быть таковой и начнёт утомлять зрителя.

На выставки современного искусства сейчас ходит гораздо меньше людей, чем на выставки реалистической живописи, которая ещё с начала 2000-х годов в европейских галереях стала стоить дороже, чем некоторые образцы современного искусства.

Для новаторов главное – эпатаж. Если у массового потребителя нет интереса к их произведениям, нужно как-то заинтересовать зрителей, привлечь их внимание.

Пользоваться кистью и красками может практически любой – для этого не надо быть художником. В современном искусстве стирается потребность в мастерстве, и за счёт этого, на мой взгляд, инструментарий художника, который хочет что-то донести до зрителя, становится очень бедным: ему нечем выражать свои мысли, и остаётся лишь одно средство – какой-нибудь акт интеллектуальной агрессии.

Лишь понимание, знание методов, которые были наработаны в течение многих столетий, их использование для решения новых, возникших задач позволяет современному автору стать художником нового образца.

Например, новаторски использует академический рисунок и академическую живопись питерский художник Николай Блохин. После окончания Академии им. И. Е. Репина он остался преподавать на кафедре академического рисунка. Но известен он отнюдь не рисунком, а живописью. Это дорогой портретист, его работы были удостоены Гран-При международного конкурса Американской ассоциации художников-портретистов в музее Метрополитен (Нью-Йорк) в 2002 году и приза Best of Show конкурса Общества художников-портретистов США в Бостоне в 2004 году. Он досконально прописывает лицо, руки, какие-то фрагменты и обобщённо, легко, широко – сам портрет. Эту манеру нельзя назвать академической, скорее импрессионистической. Художник работает в «Фешинской манере», но без академического рисунка, лежащего в основе, никак не обойтись.

Такое искусство, на мой взгляд, ценится высоко, потому что это профессионализм: богатство умений и навыков художника, огромный объём знаний цвета, света, их взаимодействия, линий, графических и живописных средств. Причём, художник не только обладает этими знаниями, но ещё и может воплотить свой художественный замысел на холсте.

Николай Блохин. Танцовщица

Николай Блохин

Сибирская живопись: стиль это или не стиль?

– Уместно ли говорить, что в Сибири есть свой сибирский стиль?

– Традиционно считается, что он есть. О нём говорят и пишут, на него ссылаются.

Но, мне кажется, сибирского стиля всё-таки как такового нет. Есть манера, общая для сибирских художников, специфика.

– Когда стала появляться сибирская живопись?

– До начала XIX века в Сибири, можно сказать, своей сибирской живописи не было. Отдельные художники, конечно, работали здесь (Павел Кошаров, Александр Мако), но всё-таки само появление сибирской живописи следует рассматривать с начала XX века.

Тогда в Сибирь в поисках колониальной романтики поехало большое количество художников: кто-то, правда, был сослан, но, в основном, люди – выпускники Академий художеств – приезжали сами. Работали они, в первую очередь, конечно, в Томске. Томская губерния занимала практически всю территорию Западной Сибири – в том числе, части нынешних Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского края. Культурным центром был Томск.

– Какие художники тогда приехали «за колониальной романтикой»?

– Елена Мако-Тюменцева, Митрофан Поляков, Семён Прохоров, Лидия Базанова, Сергей Голубин, Владимир Вучичевич-Сибирский, Вильгельм Лукин...

Все они поработали здесь какое-то время – а дальше кто-то умирал, кто-то уезжал. В среднем художники находились тут не более десяти лет. За это время, мне кажется, сибирский стиль выработаться не мог.

– Но какие-то особенности в нём всё-таки есть?

– Есть четыре основных пункта, которые характеризуют сибирскую живопись.

Первое – некая «этюдность».

Второе – интерес к инородческому (местному) населению.

Третье – доминирование пейзажа.

Четвёртое – сдержанность цвета (работы во многом монохромны).

Стиль это или не стиль?

Любовь к инородческому населению была характерна и для Европы, и для Центральной России. Нельзя сказать, что это сибирская особенность.

Пейзажи и этюдность объясняются тем, что у многих художников не было своих мастерских, они работали с натуры.

И почти у всех художников встречаются маки – у Прохорова, Базановой, Чороса-Гуркина. С чем это связано? Не хватает цвета! Колорит Сибири суровый, сдержанный.

– Кого бы Вы назвали представителем собственно сибирского стиля?

– Мне кажется, что сибирский стиль можно выделить только у одного художника – у Чороса-Гуркина. Как представитель алтайского народа, учившийся у Шишкина и Киселёва, он глубоко воспринимал культуру местного населения, интерпретировал её, пропускал через свои знания академической живописи – и создавал не просто этюды, а живописные художественные произведения. Например, в его картине «Озеро горных духов» выражены мифологические представления алтайского народа о духах, живущих в горах, на этом диком озере.

– Какие яркие представители сибирской живописи есть в Новосибирске?

– Например, блестящий колорист Владимир Иванович Копаев, 1925 года рождения. Всю жизнь он преподавал и, только выйдя на пенсию, начал заниматься живописью, творчеством.

Анатолий Николаевич Никольский – представитель сдержанной, монохромной живописи: жемчужно-серые цвета, колорит, построенный на нюансах.

Из художников Академгородка можно назвать Николая Васильевича Шагаева, который был единственным учеником Чороса-Гуркина. Основные его работы были вывезены за границу: один представитель из Финляндии скупил очень большое количество его живописных этюдов. У нас картины Шагаева есть в коллекции Дома учёных.

– Существуют ли проблемы в развитии сибирской живописи?

– Безусловно.

Сибирские художники, как правило, заглядываются на центр. Часто на выставках видно, что они пробуют подражать тому или иному мастеру. Наблюдается дискретность, отсутствие собственной манеры.

Художник ищет себя и не всегда находит. Может быть, ему не хватает опыта, и он не знает, что писать. Влияет на это и отсутствие художественной среды, в которой бы художники могли получить ответы на интересующие их вопросы. Как следствие, возникает ощущение периферийности, провинциальности. Многие хотят поехать за границу, пожить и поработать там и, приехав сюда, делать выставки уже в качестве зарубежных художников, например, жителей Швейцарии. Им кажется, что тогда возникнет спрос на их живопись: ах, конечно же, это художник, зарекомендовавший себя в Европе! Но это спорный приём.

Беседовала Анастасия Грасмик

Митрофан Поляков. Стога

Семён Прохоров. Портрет В.А. Фёдоровой

Семён Прохоров. Портрет Г.Н. Потанина на реке Катуни

Лидия Базанова. Со свадьбы

Сергей Голубин. Кедры над водой

Сергей Голубин. Хатка

Владимир Вучичевич-Сибирский. Золотая осень

Владимир Вучичевич-Сибирский. Раннее утро

Вильгельм Лукин. Берег реки в Бибеево

Григорий Чорос-Гуркин. Алтайцы

Григорий Чорос-Гуркин. Озеро в Лаже

Владимир Копаев. Зимний пейзаж

Владимир Копаев. Этюд

Николай Шагаев. Катунь