«Каждую свободную минутку я стараюсь посвятить написанию задачи»

Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии является престижным соревнованием, которое проводится среди школьников ряда стран СНГ, Балтии и Юго-Восточной Европы. В этом году наша студентка Даяна Сырлыбаева стала одним из членов жюри олимпиады и автором задачи по физической химии.

– Расскажи, как ты попала на Менделеевскую олимпиаду?

– В школе мне нравилось принимать участие в олимпиадах, причем по разным предметам. В 10 классе я поступила в химико-биологический класс многопрофильного алма-атинского лицея, а в нем, можно сказать, все были ориентированы на участие в олимпиадах. Я никогда не думала, что стану всерьез заниматься химией: до поступления в лицей я собиралась идти на физфак. Но однажды учительница предложила прийти на дополнительное занятие для олимпиадников, чтобы посмотреть, как решаются интересные задачи по химии. Я пришла и вскоре вместе с ребятами стала усиленно готовиться к олимпиадам, так сказать, жить от тура до тура.

В 10 классе удалось дойти до последнего этапа Национальной олимпиады, а уже в 11-ом получить золотую медаль и попасть на Менделеевскую в качестве участницы команды Казахстана. И хотя я ничего не выиграла, но эта олимпиада полностью перевернула мое сознание! Участники из разных стран, неописуемая атмосфера дружественности, а главное, объединяющая всех любовь к химии потрясли меня. Захотелось, во что бы то ни стало, еще раз принять в ней участие.

– Приглашение на олимпиаду в качестве члена жюри было неожиданным?

– Конечно! Я буквально с ума сходила всю весну, не могла поверить в то, что снова вернусь в эту сказку, да еще и в таком новом качестве.

В составе методической комиссии меня приняли очень хорошо. Я получила возможность общаться с людьми, от задачников которых в школе мы были в восторге.

Это необычное ощущение – писать задачи для других, когда в прошлом сам был участником. Но эта ситуация характерна почти для всех членов жюри. Такая вот преемственность поколений (улыбается).

– Ты была самым младшим членом жюри. Не сталкивалась со снисходительным отношением?

– Я очень переживала перед отъездом, потому что думала, что ко мне будут несерьезно относиться. Но ничего подобного не было! Мне доверяли работу наравне со всеми. Я проверяла задачи, была наблюдателем на турах, присутствовала на апелляциях.

– А что в работе жюри тебе понравилось больше всего?

– Проверять задачи было просто восхитительно! Очень интересно смотреть, какие пункты школьник выполнил, а на каких споткнулся. Потому что когда пишешь задачу, то думаешь, что вот этот пункт участник обязательно сделает, а вот с этим могут возникнуть сложности. А получается наоборот (улыбается).

– Когда ты написала свою первую задачу?

– В конце 11 класса. В школе у меня был хороший друг, который участвовал в олимпиадах. Случилось так, что ему нечего было решать, и свои первые задачи я написала для него. Так и понеслось (смеется).

Мои задачи побывали на сборах команды Казахстана, на заключительных этапах республиканской олимпиады, дважды на Менделеевской, на студенческой олимпиаде по неорганической химии. Сейчас я продолжаю составлять задачи для Менделеевской и Всесибирской олимпиад школьников.

– А как они придумываются?

– Задачу, которую взяли в прошлом году на Менделеевскую олимпиаду в Ташкенте, я написала на первом курсе благодаря первой лекции по физхимии. Лектор Денис Владимирович Козлов попросил нас повторить радиоактивные ряды. Я пришла домой, открыла книжку, стала читать… и вдруг что-то щелкнуло, а потом в голове построилась задача на радиоактивность и на кинетику реакций первого порядка.

Так получается, что какая-то фраза лектора или семинариста может запустить процесс построения модели задачи. Поэтому я слежу за дополнительными лекциями. А прошлым летом, например, я целенаправленно сидела в библиотеке и штудировала книги по интересующим меня темам.

– В твоих задачах есть какая-нибудь изюминка?

– Многие олимпиадники игнорируют физику, считают, что она никак не связана с химией. Меня всегда расстраивало такое мнение, даже оскорбляло. Поэтому в память о моем увлечении физикой, в каждой задаче я стараюсь дать пункт, который невозможно выполнить без знаний этого предмета.

– Ты приехала поступать из Казахстана в Новосибирск… А почему именно НГУ?

– Имя Академгородка гремит во всем мире, ведь российская наука базируется именно здесь. Научно-исследовательские институты тесно взаимодействуют с университетом. Я считаю, что Академгородок – это уникальное и идеальное место для научной работы.

Я не представляю своей жизни без него. Меня всегда поражают дебаты на остановках и в транспорте. Однажды я ехала в город, читала свои конспекты по физике и заметила, что еще несколько пассажиров тоже их читают! Такого нигде больше не встретишь (смеется).

– Чем хочешь заниматься после окончания университета?

– Хочу поступить в аспирантуру и работать в Институте катализа. И возможно в будущем начать педагогическую деятельность.

– Учеба в НГУ, написание задач… Остается ли время на увлечения?

– К сожалению, нет. Все время уходит на химию. Каждую свободную минутку я стараюсь посвятить написанию задачи. Иногда это вредит учебе и здоровью. Но ничего не могу с этим поделать. Этот процесс делает меня очень счастливой!

Беседовала Дарья Гревцова

Задачи по химии (Менделеевская олимпиада, 2013)

Ответы