Коллаборация LHCb сделала новый шаг в исследованиях "прелестного" кварка

Коллаборация LHCb, в состав которой входят ученые Новосибирского государственного университета, опубликовала в журнале Nature Physics статью об измерении параметра |Vub|, описывающего переход между b и u кварками. Об этом сообщает пресс-служба CERN.

Кварки – структурные единицы, из которых состоят элементарные частицы. Они не существуют в "свободном" состоянии, обладают дробным электрическим зарядом и могут передавать свои свойства частицам. Сейчас выделяют 6 видов кварков. В статье рассматриваются два их вида: u – от английского up и b – beauty.

В статье говорится об измерении значения матричного элемента матрицы Кабаббо-Кобаяши-Макава |Vub|, которая в Стандартной Модели описывает переходы между кварками с излучением W-бозона. Исследование проводилось на основе изучения распада Λb0→pμνμ. (Лямбда-б барион, распадающийся на протон, мюон и антинейтрино). Точное измерение этих параметров в различных процессах позволяет проверить Стандартную Модель.

Λb0 похож на протон, только содержит b-кварк вместо одного из u-кварков. В исследуемом распаде b-кварк переходит в "u" и дает протон, излучаемый W-бозон переходит в мюон и антинейтрино.

– Длительное время идет исследование пятого b-кварка, и наметилась еще не понятая физиками проблема. Она связана с тем, что вероятность распада этого кварка на виртуальный W-бозон и u-кварк разными методами (эксклюзивный и инклюзивный) систематически расходятся. Возможно, мы чего-то действительно не знаем (здесь есть смысл говорить о новой физике), возможно, все дело в дефекте используемого метода. Поэтому любое новое измерение чрезвычайно важно для понимание методики исследования. Данная работа опирается на достаточную статистику, подтверждающую, что эксклюзивный метод измерений в мезонах и барионах дает одинаковый результат. Как работает инклюзивный метод в распаде Λb0, мы по-прежнему не знаем. Но новый шаг сделан, – отметил Александр Бондарь, декан физического факультета НГУ.

В статье используются данные, полученные на предыдущей сессии работы коллайдера. Как отмечают ученые, анализ полученных данных будет продолжен и перепроверен на основе результатов, которые исследователям удастся получить во время Run2 на более высоких энергиях.

Василиса Петрова