Кузница звезд медицины: история создания

Людмила Николаевна Иванова – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, советник РАН, с 1968 года до недавнего времени заведовала лабораторией физиологической генетики Института цитологии и генетики СО РАН, заведующая кафедрой физиологии НГУ, читает лекции по физиологии человека студентам третьего курса ФЕН и МедФ НГУ. В cписке ее регалий еще множество пунктов, которые показывают, что перед нами незаурядный человек. Некоторые без всякого пафоса называют ее легендой.

Она участвовала в рождении и становлении МедФ, изначально медико-биологического отделения ФЕН. Смеясь, называет факультет детищем. В свои 85 лет она выглядит прекрасно, занимается наукой, преподает в НГУ, ведет дипломы и кандидатские диссертации студентов и аспирантов НГУ и Института цитологии и генетики СО РАН. Рецензирует российские и зарубежные грантовые заявки в области генетики, и по-прежнему активно участвует в жизни МедФ. Она рассказала, как появился факультет и формировалась новая программа обучения современных врачей.

Появление идеи

Система обучения врачей на специальных медицинских факультетах при вузах существовала в России еще до революции. С приходом советской власти большинство врачей были истреблены, потому что эта профессия давала личное дворянство. Состояние медицины в стране было плачевным. И тогда, в 30-е годы, чтобы ее как-то поддержать, правительство создало отдельные медицинские институты, что помогло справиться с той катастрофой. Но такое положение дел хорошо в критической ситуации, а для современного образования будущих врачей больше подходит дореволюционная система обучения на факультетах. Поэтому в 90-е в Москве и в Санкт-Петербурге были созданы медицинские факультеты при классических вузах.

Новосибирск – город с миллионным населением, НГУ – престижный вуз с высоким уровнем преподавания. Поэтому не удивительно, что в одной из поездок в Москву ректора НГУ (в то время Владимира Николаевича Врагова), спросили в министерстве образования: «Почему вы не создаете такой факультет у вас? В Новосибирске есть НГУ, есть медицинская академия – вы имеете большие возможности готовить врачей еще более высокого уровня».

Владимир Николаевич вернулся из поездки и поставил вопрос о создании медицинского факультета. Я не была на том ученом совете, но после него ко мне пришли академик Дмитрий Георгиевич Кнорре и Светлана Дмитриевна Мызина и попросили взяться за организацию факультета. Обсуждая будущий факультет, мы решили, что в подготовке студентов необходимо опираться не на сугубо классическое образование, а сделать больший акцент на науку. Мы хотели готовить врачей-исследователей, которые могли бы вливаться в научные коллективы высокого уровня: Медицинской академии и Академии наук.

Рождение

Я ездила в Москву, чтобы познакомиться с программой обучения медиков при МГУ. И поняла, что нам нужно учить несколько по-другому. Например, для нас было важным дать нашим студентам в дополнение программы классических медицинских вузов, углубленное знание физики, химии, биологии, ботаники, генетики и молекулярной биологии. Последние два предмета в медицинских вузах вообще не преподавались.

Так что программа обучения, которую мы предлагали, могла и не пройти утверждение в Министерстве здравоохранения. Но в итоге нам разрешили учить по-своему. Но чтобы добавить какие-то необходимые на наш взгляд предметы, нужно было сократить количество часов для предметов из программы, обязательной для медиков.

И вот нам разрешили 15 процентов часов от каждого курса использовать, чтобы мы могли насытить программу совершенно новыми предметами. Часть из них стала факультативами, а часть, что мы действительно считали обязательным, попала в список обязательных программ: математика, генетика и т.д.

Это было большим прорывом, но нам потребовалось много времени, чтобы получилось то, что задумывали: чтобы медико-биологическое отделение ФЕН стало самостоятельным факультетом. Первое время мы учили, растили наших студентов, но чтобы стать врачами они уходили за дипломом на медицинские факультеты других вузов.

Развитие

Сегодня в обществе сложилось понимание - зачем учить врачей при классическом вузе. Тогда же многим наша затея казалось странной: ведь в городе уже есть большой медицинский институт. Например, ректор медицинского института в то время запрещал своим преподавателям вести курсы у нас на факультете.

Чем я очень горжусь – это коллективом наших преподавателей, которые владеют самыми современными знаниями и навыками. Большая часть наших преподавателей – это лучшие или одни из лучших практикующих врачей Новосибирска. И, конечно, большое мое счастье, что мне удалось уговорить Андрея Георгиевича Покровского стать деканом зарождающегося факультета. Без него я не смогла бы это сделать. Он очень много сил вложил и вкладывает в МедФ. Он смог организовать процесс, привлечь столько прекрасных специалистов для преподавания, в непростых условиях нехватки площадей, с мизерными зарплатами.

Студенты

Наши студенты закаленнее, они просто другие. При поступлении - высокий балл и большой конкурс, потом многие отсеиваются, не выдержав или не осилив, на первых двух курсах, когда надо и за медика, и за биолога учиться.

Иногда я слышу, как сравнивают наших выпускников и выпускников с другой подготовкой. В медицинских вузах тоже есть прекрасные студенты, просто там большие потоки и «звездочек» заметно меньше. Они рассредоточены в общей массе остальных студентов и не производят такого впечатления, как монолит из наших выпускников.

На МедФ выпуски небольшие, до 30 человек, поэтому мы работаем с каждым. Поэтому у нас действительно отборные студенты.

Глядя на тех, кто сегодня учится и выпускается на факультете, я считаю, что все получилось. Наши выпускники пользуются очень хорошей репутацией, у нас их активно приглашают на работу. Они получают не только глубокие теоритические знания, но и широкие практические навыки. Нам повезло, что город и Виктор Александрович Толоконский (мэр Новосибирска 1996 – 1999 гг; губернатор Новосибирской области в 2000—2010 гг. – прим ред), поддерживали нас и помогли собрать большую и разнообразную сеть клинических баз. Так что наши студенты могут посмотреть и познакомиться со всем спектром медицинских направлений, которые есть сегодня.

Например, из самых первых выпусков медико-биологического отделения в Новосибирск не вернулся почти никто. Последний год, по договоренности, они доучивались в МГУ, если хотели получить непременно диплом врача. Наших ребят сразу разобрали московские институты и клиники. У них было преимущество в практических навыках по сравнению с московскими одногруппниками, которые проходили практику в правительственной клинике высокого ранга и имели мало возможностей работать с настоящими больными.

Связь

Как я сегодня участвую в жизни факультета? Стараюсь не пропускать ученые советы, на которых решаются вопросы организации работы на факультете. Для меня это по-прежнему очень важно.

Я один из членов аттестационной комиссии, поэтому, как минимум на выпускных экзаменах, вижу всех студентов. И слушая их ответы, я радуюсь их уровню подготовки. Некоторые ребята делают у меня дипломные работы. Например, Низомов Сергей в том году защитил диплом: участвовал в эксперименте на крысах-гипертониках в нашей лаборатории Института цитологии и генетики СО РАН.

И, конечно, я преподаю. На факультете естественных наук я заведую кафедрой физиологии, а физиология на первых курсах для медиков и естественников читается абсолютно одинаково.

Мне нравится преподавать, работать с молодежью хорошо - это тонизирует. В НГУ я преподаю с 1961 года. Правда, сейчас читаю уже не весь курс, все-таки возраст. Но все равно каждый год перед началом учебного времени, я откладываю свою научную работу и начинаю особенно активно смотреть, что появилось еще нового по тому или иному направлению физиологии. Думаю, как новое суметь уложить и в отведенные часы, и чтобы стройность знаний не нарушалось, чтобы хаоса у студентов не было в голове. Эти лекции не дают мне расслабляться, необходимо постоянно держать широкий уровень подготовки. Благодаря преподаванию, сам больше узнаешь предмет, который рассказываешь.

Вот я в результате часто выступаю рецензентом всевозможных проектов грантов по физиологии висцеральных систем. Проекты приходят от Российского Фонда фундаментальных исследований, от различных международных программ. Участвую в решении - стоит ли тот или иной проект финансировать, насколько значимы разработки команды, претендующей на финансовую поддержку. Около 30 процентов поданных на конкурс грантов в итоге получают деньги. Кроме факультета, у меня есть занятия наукой, и еще я вхожу в редакцию физиологического журнала. Работы много, но она дает мне хороший тонус.

Как столько успевать делать? О, если бы я знала!

Я считаю, что мы можем гордиться своими студентами. Им, конечно, тяжело учиться, на них падает нагрузка кроме общетеоретических, общебиологических предметов, которых нет в классических медицинских вузах, они получают полную медицинскую подготовку. Но кто выдерживает, тот становится хорошим специалистом.

___

Людмила Николаевна Иванова - доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, советник РАН, с 1968 года до недавнего времени заведовала лабораторией физиологической генетики Института Цитологии и генетики СО РАН, заведующая кафедрой физиологии НГУ, читает лекции по физиологии человека студентам третьего курса ФЕН и МедФ НГУ. Участник бюро Объединенного Совета по биологическим наукам СО РАН, член ряда Ученых и Научно-координационных Советов НГУ, СО РАН и СО РАМН, председатель Проблемной комиссии по физиологии почек и водно-солевого обмена Научного Совета по физиологическим наукам РАН . Член редколлегии Российского физиологического журнала им. Сеченова и редколлегии журнала РАН и Минобразования «Вестник молодых ученых», председатель биологической секции Редакционно-издательского Совета СО РАН. Людмила Николаевна член Международной Академии Информатизации, лауреат премии РАН им. Л.А. Орбели. Руководитель нескольких финансируемых грантов (Университеты России, РФФИ, поддержка ведущих научных школ). Автор почти 300 научных публикаций, 50 из них – в зарубежных изданиях.