Лидия Буфетова: «Наших выпускников нет, наверное, только в Антарктиде»

Доктор экономических наук, профессор Лидия Буфетова работает в НГУ с 1978 года. Среди ее коллег на ЭФ были прославленные ученые, а среди выпускников, кроме успешных экономистов, есть медийные персоны и даже Заслуженный артист России. О том, чем жил факультет в годы его становления, какие традиции сохранились до сих пор, а что ушло в прошлое, но по-прежнему может быть интересно, как примета времени, Лидия Буфетова рассказывает с необычайной теплотой. И, конечно, поздравляет родной факультет с его Золотым юбилеем.

– Лидия Павловна, в каком году вы пришли в университет?

– В НГУ работаю с 1978 года, а до этого была здесь студенткой. Когда я только пришла, университет набирал силу в тех принципах, которые были заложены основателями ЭФ и, естественно, основателями Академгородка. Наука и образование переплелись, и получился сплав неожиданной эффективности. Я хорошо помню, как мы, выпускники Экономического факультета, приходили на работу в Институт экономики, и у нас почти ничего не менялось. Завотделами, завсекторами были сначала нашими преподавателями, а потом мы вместе начинали разбираться уже с какими-то научными проблемами. У нас не было адаптации. Все получалось естественно и органично.

Очень поощрялось дополнительное чтение специальной литературы по экономике. Если преподаватель понимал, что вы это активно используете не только, чтобы сделать доклад – прочитал и забыл – то мог повысить оценку. Однажды я прочитала про индексы, как измерять динамику, и мне по экономической статистике попался вопрос, на который я точно отвечала не блестяще. Но потом к слову пришлось, стала рассказывать про индексы. Преподаватель заинтересовался, мы с ним поговорили на этот счет, и он поставил мне пять. Я до сих пор помню, что ответ был не пятерочный.

– Чем тогда жил Экономический факультет?

– Декан факультета Абел Аганбегян и преподаватели были единомышленниками. Тогда образование строилось – это большое достижение не только наше, но и мировое – на личном взаимоотношении, взаимодействии. Это много дает для понимания того, что есть исследование, и воспитывает исследовательские качества в личном общении. Сейчас другое, появилось дистанционное обучение. Хотя лучше смотреть на лекции студентам в глаза и понимать, кто впитывает материал, а кто где-то в облаках витает со своими проблемами и мыслями. Это не значит, что информационные технологии не надо применять. Надо, но при этом стоит понимать, что мы теряем.

Раньше, например, шпаргалки писались от руки. Я даже хранила эти «гармошечки», потому что они были настоящими произведениями искусства, написанными каллиграфическим почерком. А сейчас просто сканируют и, когда пытаются пользоваться такой шпаргалкой, не могут найти, что где расположено. Если ты сам пишешь, то каждую запятую знаешь, где один вопрос кончается, где второй начинается. И сами ребята говорили – пока записываешь теорему, разберешься, как она доказывается, а пока пишешь шпаргалку, половину курса точно выучишь.

– С кем из известных ученых вам довелось здесь поработать?

– Во-первых, Абел Аганбегян. Он 24 года был директором Института экономики, создал коллектив института и направление в науке, создал факультет, журнал ЭКО, клуб директоров. В общем, столько всего, что на жизнь не одного человека хватит. Кроме того, все те преподаватели, с которыми мы здесь работали, со временем стали выдающимися учеными. К примеру, Александр Гранберг, недавно мы отмечали его 80-летие, и аудитория у нас его именем названа. Также с нами работала Татьяна Заславская, академик, социолог. Когда она выступала на методологических семинарах в Институте экономики, конференц-зал был полон, ее слушали в коридорах, сидели открыв рты. Также я слушала лекции Нобелевского лауреата Леонида Канторовича. В общем, мне повезло – на кого ни покажи, все выросли, стали учеными с мировым именем.

– У таких выдающихся преподавателей и ученики должны быть соответствующие…

– Наших выпускников нет, наверное, только в Антарктиде. Они работают в Европейском банке реконструкции и развития, в Мировом банке, Международном валютном фонде, в зарубежных вузах, в Канаде, в США. Если смотреть поближе, то есть у нас медийное лицо Максим Шеин, который на канале «Россия-24» ведет передачу «Финансовая стратегия». Александр Шелковников – один из основателей клуба «Максимин» – тоже наш выпускник, закончил школу Юрия Никулина. Когда Александр выступал в студенческие годы, от смеха со стульев падали. Теперь он заслуженный артист России. То есть у наших выпускников очень широкая география и очень разнообразные виды деятельности.

– Расскажите, пожалуйста, как отдыхали студенты и преподаватели ЭФ. Какие традиции уже изжили себя, а какие до сих пор существуют?

– Дни факультета тридцать лет назад отмечали несколько иначе. Точнее, у нас были праздники, которые потом превратились в нынешние Дни факультета. Каждому факультету для такого праздника предстояло подготовить концертную программу и организовать танцы. В старом корпусе между лестницами стоял вокально-инструментальный ансамбль, и мы танцевали. Еще одна хорошая традиция была связана с Маевкой – конкурс политических плакатов. И в итоге математики, которые там плакаты рисовали, стали профессиональными художниками. Сейчас Маевка продолжает существовать, хотя акценты поменялись.

Отдельно следует сказать о студенческом карнавале. Такая феерия была в Академгородке! Помню, как народ останавливался, когда мы шли по Морскому проспекту. Химики тогда запускали дым, стреляли петардами. Впереди, представьте себе, ехала телега, в которую были запряжены дикари в шкурах. На телеге сидел тогдашний ректор Спартак Тимофеевич Беляев в мантии, в шапочке. Его везли эти дикари, а дальше за ним двигалась толпа по всему Академгородку. И это никого не удивляло.

Когда случались студенческие свадьбы, преподаватели факультета были желанными гостями. И до сих пор на любом студенческом празднике руководство факультета старается бывать, но тогда казалось естественным подойти и лично пригласить. Когда мы закончили первый курс и решили сделать небольшое торжество по этому поводу, я подошла к Абелу Гезевичу с приглашением на нашу вечеринку. Он с неожиданной для меня легкостью согласился, и вместе с ним все преподаватели пришли – принесли большие кульки дорогих конфет.

– Получается, что атмосфера на факультете царила почти семейная…

– Да. На выпускных вечерах мы вспоминали поездки в колхоз. Вначале нам, первокурсникам, конечно, не хотелось в картошке ковыряться. Но когда поехали, все перезнакомились. Наработаешься там, а вечером надо же и песни попеть, и пококетничать. Оттуда приезжали единой университетской, а не только факультетской семьей. Знали, на кого можно положиться, на кого нельзя. Это чрезвычайно важно, лучше всякого дня группы. День группы – это что? Куда-то сходили, песни тоже, может быть, попели, но люди же в деле проверяются.

– Что можете пожелать ЭФ в честь его юбилея?

Факультет очень изменился за последние 25 лет, как и все в нашей стране. Хотелось бы пожелать факультету оставаться дружным и заинтересованным коллективом, поскольку только в таких условиях можно успешно меняться и развиваться. На факультете сложился хороший сплав опыта и молодых устремлений. Поэтому желаю коллективу взаимообогащения на пути постоянных поисков. Студентам желаю побольше открытий в профессии, в своих душах, найти надежных друзей и учиться быть счастливыми людьми нашей страны.

Анна Наумцева