Михаил Федорук: «Всем, что есть у меня в жизни, я обязан университету»

Он никогда не мечтал стать ректором Новосибирского государственного университета, но в итоге построил для своего вуза новый корпус и готов работать на благо alma mater, пока есть силы. 18 февраля доктору физико-математических наук, профессору Михаилу Петровичу Федоруку исполняется 60 лет. В преддверии юбилея Михаил Петрович рассказал о своем пути в науку, студенческих годах и планах по развитию НГУ.

— Михаил Петрович, каким был Ваш путь в науку?

— В свое время в моей деревенской школе (это село Дупленка Коченевского района Новосибирской области) появились молодые педагоги — выпускники Новосибирского педагогического института. Новая учительница (Нина Александровна Павленко) смогла зажечь во мне интерес к физике и астрономии — в результате у меня появилось стремление поступить в университет. Уже тогда НГУ был одним из лучших вузов страны, и попасть туда было чрезвычайно сложно — в частности, на физфак сдавали пять экзаменов. В силу ряда обстоятельств я оказался на заочном отделении электромеханического факультета Новосибирского электротехнического института. В 1974 году меня забрали в армию — служить пришлось в самом далеком гарнизоне Монгольской Народной Республики. Однажды в нашу часть приехали артисты из Новосибирска — после концерта я подошел пообщаться с ними, и они подарили мне газету с объявлением о том, что НГУ набирает слушателей на подготовительное отделение. В ноябре 1976 года, после демобилизации из армии, я поступил на него, пройдя собеседование по математике и физике, а через 9 месяцев сдал выпускные экзамены, которые были одновременно и вступительными. Так в 1977 году меня зачислили на первый курс физического факультета НГУ.

— Вы были студентом во времена трех ректоров — Спартака Тимофеевича Беляева, Валентина Афанасьевича Коптюга и Анатолия Пантелеевича Деревянко. Кто из них для Вас являлся наибольшим авторитетом?

— Все. Спартака Тимофеевича я видел всего несколько раз, причем уже будучи ректором — встречался с ним в Москве в декабре 2014 года. Он хорошо себя чувствует, хотя ему уже 94 года. Валентина Афанасьевича я видел в годы учебы только один раз, когда он выступал перед студентами в пятом общежитии после избрания его ректором. При Анатолии Пантелеевиче я получал диплом. С академиком Деревянко мы до сих пор довольно часто общаемся — он член Ученого совета НГУ. В последнее время, благодаря его книгам, я заинтересовался археологией.

— Мечтали стать ректором, когда были студентом?

— Нет, конечно! Была мечта заниматься наукой, как и у большинства людей, которые заканчивали физфак в начале 80-х годов. Ну и стояла задача остаться в Академгородке, потому что существовало довольно жесткое распределение: только с баллом больше четырех выпускника оставляли работать здесь. Я был зачислен в аспирантуру Института теоретической и прикладной механики, закончил ее, защитил кандидатскую диссертацию, затем докторскую. В качестве преподавателя я пришел в НГУ в 1994 году и проделал путь от ассистента на кафедре математического моделирования до первого заместителя декана мехмата — вместе с Сергеем Савостьяновичем Гончаровым, в то время деканом ММФ НГУ, мы проработали в течение 15 лет и до сих пор очень дружны.

— У Вас много организационной и управленческой работы, а на науку время остается?

— Сейчас практически не остается, хотя в НГУ у меня есть лаборатория высокопроизводительных вычислений. Кроме того, я возглавляю отдел вычислительных технологий в одноименном институте СО РАН, где я был заместителем директора до избрания ректором. Каждый день стараюсь заезжать в институт. Но в основном ту науку, которой я занимался, сейчас двигают вперед мои ученики. Я провел их от бакалавров до кандидатов наук — очень способные и талантливые ребята. На собственные изыскания время удается выкроить лишь иногда — по ночам, по выходным…

— Когда шло строительство нового корпуса, очень много говорили о том, как он повлияет на дух университета...

— Полагаю, что особая атмосфера не изменилась. Прежде всего, мы должны обеспечить студентам лучшие условия для учебы и проживания — я думаю, что в этом корпусе им намного комфортнее, чем в старом. Сейчас продолжается переезд факультетов в новые здания. Я думаю, что к осени 2016 реализуется наша давняя мечта о том, чтобы студенты учились в одну смену, как это было в мое время. С другой стороны, тогда и факультетов было мало, и не зря в гимне НГУ поется «А на Пирогова стоит мой город трех тысяч судеб» — вуз был совсем компактным. Сейчас у нас учатся примерно 6 500 студентов, но все равно это один из самых маленьких классических университетов России. И сильно увеличивать его, несмотря на строительство новых учебных корпусов, мы не планируем.

— А каким будет следующий шаг в развитии университета?

— Многое из того, что задумывалось, пока не построили — в первую очередь, нет библиотеки, актового зала, не хватает поточных аудиторий, еще двух специализированных учебных корпусов. Все это мы намерены достраивать на уже освоенном участке и на территории, которую, я надеюсь, нам передадут — между Институтом математики им. С.Л. Соболева СО РАН и лабораторным корпусом НГУ. Безусловно, надо модернизировать кампус в целом — учащиеся должны жить в комфортных условиях. Мы уже отремонтировали общежитие № 5, и 22 февраля туда начнут заезжать ребята. Кстати, в студенческую пору в «пятерке» жил и я сам, и председатель СО РАН Александр Леонидович Асеев.

Сейчас НГУ участвует в государственной программе повышения конкурентоспособности и в мировых рейтингах — необходимо поднять наш уровень еще выше, чтобы мы оставались в числе лучших университетов России. Нам следует усовершенствовать учебный процесс, а в науке развивать направления, исторически не представленные в Сибирском отделении — например, астрофизику и космологию. Еще один важный пункт — модернизация помещений в главном и лабораторном корпусе под учебно-научные лаборатории. Думаю, этот процесс будет продолжаться еще не один год. Необходимо сделать и так, чтобы университет зарабатывал больше внебюджетных средств, выполнял научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, служил бы своеобразной интеграционной площадкой для институтов Сибирского отделения. Это одна из основных наших задач.

— Как будет развиваться деятельность по созданию совместных лабораторий НГУ и СО РАН?

— Только в последнее время мы открыли более 70 подобных лабораторий и в ближайшие полгода проведем их аттестацию. С другой стороны, хотелось бы, чтобы все эти лаборатории не только служили площадками для подготовки студентов и аспирантов, приносили университету наукометрические показатели, но и внебюджетные доходы.

— Одно из крупнейших мероприятий НГУ последних лет — это Конгресс выпускников. Планируете ли вы и дальше его поддерживать?

— Конечно. Последний Конгресс в значительной степени проводился силами Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ». Может быть, не нужно устраивать подобные съезды ежегодно, а скажем, раз в два года. В любом случае, это очень полезно для поддержания связи с нашей диаспорой. Я думаю, что, в конце концов, ассоциация будет играть все более заметную роль в жизни университета. Мы принимаем от выпускников все конструктивные и полезные предложения по развитию НГУ, выслушиваем критические замечания. Сейчас будем усиленно заниматься и Эндаументом НГУ.

— А студенты часто к Вам обращаются с какими-то предложениями?

— Безусловно. На сайте НГУ работает открытая приемная ректора, студенты и сотрудники постоянно оставляют там свои сообщения. Я стараюсь отвечать на письма конструктивно и оперативно реагировать на все жалобы. Кроме того, двери моей приемной в университете всегда открыты, и я с большим удовольствием общаюсь со студентами. Традиционно проводим Ректорский бал, в прошлом году я был в жюри конкурса «Мисс НГУ». Есть и такое мероприятие, как «К ректору на блины», когда я встречаюсь с семейными студенческими парами — их довольно много в нашем кампусе. Ну и, конечно, приятно — идешь по коридорам университета, а с тобой ребята здороваются.

— В рамках Дней российской науки в новом корпусе прошел первый день открытых дверей. Большой был интерес?

— Да, по нашим подсчетам, мы приняли 1300 посетителей. Я лично посещал встречу руководства физфака с теми ребятами, которые пришли. Было более 80 человек — на 20 больше, чем в прошлом году. Интерес был довольно серьезный, посмотрим, что будет к августу. Потому что для нас очень важен качественный набор абитуриентов. Мы по-прежнему на первом месте среди всех нестоличных вузов, а среди классических университетов стабильно третьи по среднему баллу поступающих в рейтинге Высшей школы экономики — после Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов.

— Складывается впечатление, что у вас очень крепкая команда единомышленников.

— Главное, что к нам приходят молодые люди. В проектный офис по управлению программой по повышению международной конкурентоспособности НГУ вошло много талантливых выпускников университета — они болеют за свой вуз, хотя большинство из них являются совместителями и работают в институтах Сибирского отделения. Разделить НГУ и СО РАН невозможно, потому что мы — единое целое и никогда не допустим, чтобы между нами пролегла какая-либо трещина. Университет был создан Сибирским отделением, оно воспитало нас, и грань между НГУ и СО РАН во многом условна. То, что пришло очень много молодых и талантливых ребят, которым небезразлична судьба университета, — это очень важно. Идет процесс воспитания будущих руководящих кадров.

— Вопрос, который не могу не задать, — пойдете ли на следующий срок?

— Ответить не очень просто, потому что сейчас ректор не выбирается конференцией научно-педагогических работников университета, а назначается Министерством образования и науки РФ по рекомендации Наблюдательного совета. Если коллеги сочтут возможным доверить мне управление университетом на последующие пять лет, то я готов. Я не привык останавливаться на полпути и буду работать на благо своего вуза, пока у меня есть силы. Всем, что есть у меня в жизни, я обязан университету, и нужно хотя бы немного отдать ему долги. Думаю, это должно быть кредо всех выпускников НГУ.

Источник: «Наука в Сибири», Павел Красин

Фото: Юлия Позднякова