МНСК-2017: медики НГУ оценили эмоциональный интеллект русских и тувинцев

Студентка пятого курса Института медицины и психологии НГУ Юлия Рымарева исследовала особенности восприятия эмоций у представителей разных этнических групп. Свое исследование она представит в рамках работы МНСК-2017.

― Регулируя наше эмоциональное поведение, мы выстраиваем взаимоотношения, становимся успешным в работе, достигаем цели. Эмоциональный интеллект ― это способность понимать, управлять эмоциями, адекватно переживать стрессовые ситуации, эффективно взаимодействовать с окружающими, сочувствовать, управлять конфликтами, ― рассказывает Юлия Рымарева.

― Для меня, как будущего врача, данный показатель интересен прежде всего потому, что низкие значения эмоционального интеллекта ассоциированы с риском развития персональных психических расстройств, таких как пограничное расстройство, аутизм, синдром Мартина-Белл. Такие пациенты испытывают трудности при общении с другими людьми в ситуациях, сопряженных с эмоциональной нагрузкой. Например, дети с аутизмом плохо чувствуют эмоциональный настрой окружающих, но пытаются его проанализировать, обдумать, ― объясняет студентка.

В настоящее время недостаточно изучен вопрос о взаимосвязи эмоционального интеллекта с генетическими, психофизиологическими и социальными параметрами в разных этнических группах. Целью исследования стало изучение роли генетических и социально-культурных факторов в формировании мозговой активности с показателями эмоционального интеллекта среди русских и тувинцев.

― Тува ― это место с высокими показателями суицида, бытовых конфликтов, наряду с финансовым неблагополучием. Мы поставили цель выяснить причины данного положения с использованием в том числе показателей эмоционального интеллекта, ― поясняют исследователи.

Научным руководителем студентки выступил кандидат биологических наук, доктор философских наук, профессор Новосибирского госуниверситета Александр Савостьянов. Вся работа проходила на базе НИИ физиологии и фундаментальной медицины с участием Института цитологии и генетики СО РАН, НГУ и Тувинского государственного университета при поддержке гранта Российского научного фонда.

В исследовании приняли участие 110 русских жителей Новосибирска и 93 тувинца, проживающих в Кызыле. Возраст всех участников — от 20 до 26 лет.

Мозговая активность регистрировалась на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) при выполнении задачи на распознавание лиц. Известно, что распознавание лиц вовлекает аффективный и когнитивный компонент мозговой активности. В обеих группах более сильная аффективная реакция была продемонстрирована на агрессивные и счастливые лица в сравнении с нейтральными. Женские лица в обеих группах вызывали более мощную когнитивную реакцию. В целом же выяснилось, что у тувинцев аффективный компонент мозговой активности имеет значительно более высокую амплитуду, в сравнении с городскими русскими. У городских русских на ЭЭГ больше выражен когнитивный компонент. Для оценки эмоционального интеллекта участники заполняли ЭмИн опросник (Lusin 2006), отражающий способность чувствовать эмоциональный настрой других людей и контролировать свои собственные эмоции. Исследователи обнаружили, что женщины в обеих группах имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта, по сравнению с мужчинами. Русские в целом имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем тувинцы.

В исследовании были выявлены взаимосвязи эмоционального интеллекта с аллельными полиморфизмами транспортера серотонина. Серотониновая система ― нейромедиаторная система мозга, которая, в частности, отвечает за регуляцию социального поведения и контроль над эмоциями. Транспортер серотонина ― это белок, осуществляющий перенос серотонина в нервном волокне. Для разных людей характерны различные химические модификации транспортера серотонина, что влияет на их поведение и склонность к психическим болезням. По результатам исследования носители различных аллелей показали разную чувствительность к чужим эмоциям. Однако взаимосвязь эмоциональной чувствительности с генотипом в существенной степени зависела, как от региона проживания человека, так и от его социально-культурных особенностей.

Подобные этнические различия, говорит Юлия Рымарева, зависят как от генетических, так и социокультурных факторов, которые участвуют в формировании активности мозга. Эти взаимосвязи очень сложные и требуют дальнейших исследований.

Такие исследования имеют прежде всего фундаментальное значение для психофизиологии, генетики и социокультурных областей науки.

― Однако, возможно и практическое применение в персонализированной медицине, диагностике и оценке динамики пациентов с аффективными или другими психическими заболеваниями, ― не исключает автор работы.