Можно ли кричать на программиста?

В учебном плане четвертого курса бакалавриата отделения социологии появилась новая дисциплина по выбору «Управление проектами в IT-сфере» . Она знакомит с основными принципами проектного управления, организацией информационных потоков и правилами согласований в проекте, подходами к оценке результатов проекта. А начнется курс с обзора позиций в IT, требующих социологических знаний и навыков.

«Управление проектами в IT-сфере», дисциплина по выбору студентов

Бакалавриат, 4 курс, 1 семестр

32 аудиторных часа, 36 часов самостоятельной работы

Преподаватель: Полякова Мария Викторовна

В 2009 г. получила степень бакалавра отделения социологии Экономического факультета НГУ, в 2011 г. там же – степень магистра. В 2015 г. прошла очное обучение международному стандарту управления проектами PMI на специальность PMP. В 2012-2014 гг. работала продюсером проектов в студии МартДизайн, в 2014-2016 гг. – руководитель проектов в новосибирском офисе IT-компании EastBancTechnologies. С 2017 г. консультант по отлаживанию производственных процессов в компаниях Expasoft (машинное обучение) и Iskkra (дизайн-студия).

Имеет опыт:

  • работы с проектами в следующих областях: web, ios, android, wp, нейминг, бренд-платформа и др.
  • управления проектными командами, портфелями проектов
  • формирования и отлаживания процессов управления и производства
  • управления проектами для компаний (РЖД, S7, Ингосстрах, РОСНО, Alawar, 2GIS, Кузбасская Топливная Компания, Новосибирский Театр Оперы и Балета, Катрен и др.).

Электронный адрес: marypanasenko@gmail.com
Предпочтительный канал для оперативной связи: WhatsApp +79139041346

Основные темы дисциплины:

1. Введение
Цель курса: знакомство с одним из вариантов профессиональной реализации, знакомство с проблематикой и понятийным аппаратом управления проектами, формирование представления о базовых навыках проектного управления. План курса. Организационные вопросы: посещение, система оценки, формат работы и ракурс восприятия информации. Знакомство.
Особенности современного рынка труда: высокая скорость изменений, потребность в интеграции. Качества востребованного специалиста в условиях современности: душевность и интеллектуальность. Место IT-сектора в экономике будущего.
Структура IT-рынка и его особенности. Внешние и внутренние проекты. Работа с локальным, федеральным и международным рынком. Маленькие, средние и крупные компании. Основные работодатели локального, федерального и международного рынка. Фриланс. Позиции в IT, требующие социологических знаний и навыков: PM, QA, SEO, Account, Sales, HR, PR.
Задачи менеджера проектов: интеграция, перевод, администрирование, постановка задач и контроль их исполнения. Роли менеджера проекта: «саппорт», «крайний», «аниматор», «няня», «психотерапевт», «наблюдатель», «провидец». Личные качества менеджера проектов: коммуникабельность, стрессоустойчивость, дотошность, здравый смысл, коммуникабельность, харизма. Компетенции менеджера проектов: лингвистическая адаптивность, документирование, быстрый мозг, работа с большим объемом неструктурированной информации, урегулирование конфликтов, предвидение рисков, знание продукта и производственных процессов, эффективный отдых, английский язык, компьютерная грамотность, творческое мышление. Плюсы и сложные стороны профессии.

2. Старт карьеры
2.1. Этапы приема на работу: выбор компании и составление резюме, сопроводительное письмо, собеседование, испытательный срок. Правила хорошего тона в написании резюме. Разбор кейсов плохих и хороших резюме. Сопроводительное письмо. Подготовка к собеседованию. Участники собеседования. Проведение собеседований. Популярные ошибки. Разбор кейсов успешных и неуспешных собеседований.
2.2. Игровое практическое занятие. Имитация проведения собеседования в IT-компанию – знакомство с типовыми вопросами и возможность развить практические навыки прохождения и проведения собеседований. Разбор ошибок.

3. Определение проекта
3.1. Классификация видов менеджмента: одиночки, строгая иерархия, автономные профессионалы, профессиональные созвездия. Разделение операционной и проектной деятельности. Американская и немецкая школа управления проектами. Стандартные этапы IT-проекта: концептуальный этап и разработка. Концептуальный этап проекта: предпроектный анализ, проектирование, дизайн-концепция. Разработка: дизайн, разработка, тестирование, передача.
3.2. Стандартные этапы и особенности других проектов: фирменный стиль, печатная продукция, рекламная компания, видеоролик, usability-анализ, event.

4. Инициация проекта
4.1. Откуда берутся проекты? Обработка входящего запроса. Ключевые вопросы этапа инициации: браться ли за проект, и что он будет собой представлять. Подготовка предварительной оценки. Обоснование оценки и работа с возражениями.
4.2. Выявление реальной потребности. Определение заинтересованных лиц. Интервью, бриф, визуальный бриф, критерии успеха проекта и другие элементы устава. Управление рисками: каталогизирование, оценка вероятности, индикатор наступления, план А, план Б, проактивные меры, назначение ответственных.

5. Запуск проекта, управление сроками и бюджетом
Контроль содержания: важность и признаки хорошей детализации задачи. Контроль сроков: боль начинающего менеджера и простой ответ на сложный вопрос. Контроль бюджета: принятые виды схем оплаты проектов. Проект с фиксированным бюджетом. Переоценка и составление плана работ (устав, содержание, время и стоимость, расписание и бюджет; первый проход и последующая актуализация). Контроль сроков в «тяжелых» методологиях: принцип яйца (наличие неизменных и актуализируемых планов), принцип удава (планирование, выполнение, цикл контроля и мониторинга, закрытие проекта), принцип командности и проактивности («не в одно лицо», проактивность, открытость). Минусы применения «тяжелых» методологий. Проект c оплатой по факту затрат. Приоритезация работ как форма контроля сроков и бюджета в «легких» методологиях. Масштабирование ресурсов: плюсы и минусы большой и маленькой команды. Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Инструменты и популярные практики планирования. Принцип приоритезации задач команды. Принцип приоритезации задач менеджера проекта.

6. Организация потоков информации
6.1. Динамичность как имманентное свойство проекта. Управление изменениями. Адаптивность коммуникативной модели под особенности команды. Важность документирования.
6.2. Cофт как религия. Софт как динамичная среда. Выбор и ведение тасктрекера: Trello, WorkSection, JIRA, Redmine. Выбор и ведение базы знаний: Wiki, GoogleDocs. Выбор канала коммуникации: личные встречи, телефон, email, Skype, Slack.

7. Управление персоналом
7.1. Классические представления о схемах мотивации. Особенности мотивации специалистов интеллектуального профиля. Кнут и пряник: можно ли кричать на программиста, и что нужно творческой натуре. Формирование команды проекта: определение состава команды, установочная встреча, настройка рабочей культуры, тимбилдинг. Плюсы и минусы совмещения ролей при управлении проектом: если менеджер сейлз, если менеджер аналитик, если менеджер аккаунт, если менеджер программист, дизайнер или специалист тестирования. Если программист проектирует: базовые принципы usability.
7.2. Уровни компетенций специалистов. Форматы работы: работа в офисе и распределенные команды. Аутсорсинг: принципы работы с внешним подрядчиком. Специалисты различных направлений и взаимодействие с ними: программист, тимлид, дизайнер, специалист отдела тестирования, аналитик, копирайтер, фотограф, 3D-моделер, Sales, другие менеджеры, руководство, PR, HR.

8. Согласование в управлении проектом
8.1. Принципы успешного согласования: проактивность, последовательность, профессиональность, открытость, управление ожиданиями и поэтапное согласование. Внутреннее согласование: арт-надзор, технадзор, контроль качества работ при передаче этапа внешним специалистам. Подготовка результата к презентации клиенту. Принципы успешной презентации.
8.2. Анализ кейсов согласования дизайн-концепций и других этапов результата проекта.

9. Этические и юридические вопросы
Разрешение конфликтов интересов. Конфиденциальность информации. Личные отношения на работе. Авторское право и право собственности в российской судебной системе. Художественное заимствование. Покупка лицензий. Разработка документов. Ведение документации проекта. Функции договора.

10. Анализ результатов проекта
Сбор и анализ статистики. Анализ результатов проекта: достигнуты ли цели, соблюдены ли ограничения по срокам и бюджету, удовлетворительное ли содержание и качество. Документирование, организационные выводы и оптимизация процессов. Обновление портфолио: поддержка презентаций, сайта, социальных сетей, фестивали, рейтинги и конкурсы. Поддержка и дальнейшие версии продукта.

На занятиях – анализ кейсов, примеров из практики проектного управления в IT. Для получения оценки (диф. зачета) необходимо выполнить три самостоятельных работы и написать эссе.