НГУ: новый логотип и не только

С января 2016 года Новосибирский государственный университет начал использовать новый фирменный стиль. Проект обновления визуального образа университета подготовила команда выпускников университета из рекламной группы «Мелехов и Филюрин».

Необходимость преобразований назрела давно и стала особо остро осознаваться с вступлением университета в программу повышения конкурентоспособности: хорошо знакомое всем здание с соснами мало что говорило о специфике университета на мировом образовательном рынке. У такого детализированного изображения есть много типографских ограничений, а как такового фирменного стиля у университета никогда и не было – ни графической среды, ни фирменных цветов.

По словам ректора НГУ Михаила Федорука, «в какой-то момент стало очевидно, что НГУ нужен новый логотип. Мало кто знает, но старый главный корпус был построен по типовому проекту, а это значит, что по стране есть еще несколько вузов – архитектурных близнецов. И что делать с логотипом после ввода в эксплуатацию нового корпуса? Правда в том, что мы – молодой по мировым меркам вуз. И некоторые принятые в университетской практике решения, как использование гербов или исторических зданий, нам явно не подходят».

Что такое университет со своей уникальной включенностью в систему научных организаций Академгородка? Это настоящие, фундаментальные исследования международного уровня, это настоящие ученые, которые могут работать в любой точке мира, но остаются делать науку в суровых сибирских условиях, это студенты, которые знакомятся с научными достижениями не по учебнику, а в лаборатории. Таким образом, НГУ – это настоящая наука, или по-английски – the real science.

Именно это стало основой технического задания для рекламного агентства. Одно из важных требований – не использовать аббревиатуру НГУ/NSU и, наоборот, использовать полное название вуза в полной версии логотипа – поскольку в международном образовательном пространстве есть несколько университетов, использующих такое же сокращение (например, Norfolk State University).

Были и дополнительные установки: использовать в решениях существующий девиз «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать», от которого университет не собирается отказываться, найти место витражам в фирменном стиле, а также яркие зеленый и голубой цвета, которые были использованы в промежуточной версии айдентики и очень хорошо выделяли университет на выставках. Дополнительное задание – разработать специальное решение для бизнес-коммуникации, выступления НГУ на инновационных и прочих «взрослых» выставках.

Однако основной задачей все же стал поиск визуальной метафоры. Как показала практика, найти уникальный символ для классического вуза, в котором собраны несколько десятков научных направлений, – задача нетривиальная. Группа, работающая над проектом, учла все предыдущие попытки обновления графической среды НГУ, провела анализ логотипов мирового университетского сообщества, выявила и исключила устоявшиеся символы науки и образования.

«Есть позиционирование: НГУ = настоящая наука. Есть понимание, что работаем мы для нескольких совершенно разных целевых аудиторий, ядром которых являются абитуриенты, российские и иностранные. Есть требование найти совершенно незаезженный, но при этом однозначный в понимании образ, символизирующий науку, образование и Сибирь. Мы прекрасно понимали, что у нас нет права на очередную книгу, молекулу или импульс. И быстро убедились, что любой символ, ассоциирующийся с конкретной научной сферой, уводит в эту самую сферу и не подходит для классического университета. Конечно, мы подробно изучили удачный мировой опыт в образовательном логотипостроении. Отдельной особо заинтересовавшей нас группой стали современные «умные логотипы», которые с помощью минималистичных средств передают довольно сложные идеи. Например, логотип университета Аалто, который с помощью кавычек и других знаков препинания говорит о том, что вуз открыт к диалогу, готов стать площадкой для высказывания различных мнений. Или лого университета Лаппеенранта, в котором знак амперсанда указывает на связь науки и бизнеса.

В итоге бесконечных поисков был найден символ, отвечающий всем нашим критериям, – надстрочная звёздочка (астериск) – классический знак сноски или примечания. В этом символе есть ответ на вопрос, что же такое настоящая наука: она всегда опирается на опыт, работы научного сообщества, и качество настоящего, нужного кому-то научного труда, что подтверждается ссылками на него в дальнейших работах. А еще астериск – это снежинка, элемент экзотики для абитуриентов, которые в своих странах снег видят только на картинке» (Александр Филюрин, директор РГ «Мелехов и Филюрин», выпускник ММФ НГУ 1984 года).

В брендбуке НГУ нет единственного цвета «звездочки», что также соответствует актуальным тенденциям в работе с логотипами. В зависимости от задач, астериск может менять цвет. Например, для использования на международных образовательных выставках рекомендован голубой цвет, а для мероприятий с бизнес-сообществом – красный.

Буква N – заглавная буква слова Novosibirsk – также выполняет в логотипе несколько функций. Во-первых, она объединяет две версии лого – на кириллице и латинице. В выборе между N и Н решили остановиться на N, потому что этот знак имеет больше смысловых возможностей. В нашем случае, N – это и Север, и знак неизвестного, и множество натуральных чисел, и даже азот, на 79% составляющий воздух, которым мы дышим. Последнее, кстати, – подсказка от выпускника НГУ Александра Пушного.

Один из основных элементов в фирменном стиле – баббл (диалоговое окно, мысли героя в облачке над головой, как в комиксах), который подчеркивает открытость к диалогу и смелость мышления причастного к НГУ сообщества.

Студенческо-абитуриентский вариант оформления предусматривает использование витражей, поскольку они являются значимой и узнаваемой частью университетской атмосферы.


Для международной аудитории разработан паттерн, основанный на звездочке-снежинке.

Университет принципиально не стал проводить масштабных опросов общественного мнения. Такое решение было принято по нескольким причинам, две из которых представляются наиболее важными. Во-первых, был учтен опыт «соседей» по Проекту 5-100, когда серьезная работа с мнениями публики – глубинные интервью на старте, фокус-группы, тестирования и коллегиально принятые решения так и не позволили прийти к единому или, по крайней мере, согласованному мнению. Во-вторых, ведущие западные агентства после десятилетий работы в русле доказательного маркетинга стали приходить к осознанию того, что по результатам масштабных опросов традиционно всплывают «стандартные решения» – не раздражающие, но и не цепляющие (примеры описаны в работах Энтони Шора и других).

Поэтому в момент, когда происходил выбор между разными концепциями логотипа, был проведен тест на небольшой студенческой аудитории, который показал, что работа движется в правильном направлении. Также были получены положительные отзывы экспертов дизайнерского сообщества, среди которых – Андрей Логвин (входит в список 300 лучших дизайнеров мира) и Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева.

Ну и, конечно, получены важные слова одобрения от наших выпускников:

«Модно. В первый момент есть ревность к старым атрибутам, но по рассмотрении – мне нравится». Ирина Травина, выпуск ММФ-85

«Я за! Тем более что азот (N) на 78% заполняет атмосферу». Александр Пушной, выпуск ФФ-98

«По мне – так я такую майку вполне надену». Константин Наумочкин, ФФ-82

После защиты концепции логотипа и фирменного стиля на Наблюдательном совете НГУ 15 декабря 2015 года новая визуальная среда постепенно интегрируется в повседневную жизнь университета: выпущено несколько видов сувенирной продукции, символика используется на международных онлайн-площадках, при проведении крупномасштабных университетских и международных мероприятий.