Новосибирцы предпочитают спать в автобусах и больше общаться в электричках

Социологи НГУ выяснили, как люди проводят время в общественном транспорте и насколько меняются их предпочтения в зависимости от вида транспортного средства.

О результатах исследования, проведенного среди новосибирских пассажиров, рассказала пресс-службе НГУ аспирант НГУ Софья Лычко.

Большинство новосибирцев (почти 35 %) предпочитают слушать в общественном транспорте музыку, второе по популярности времяпрепровождение — чтение (28 %), 20 % просто ничего не делают, 19 % опрошенных спят, 14 % проводят время в сети интернет. В числе менее популярных занятий — разговоры с попутчиками (порядка 7 %),игры (менее 5 %), разгадывание кроссвордов или просто наблюдение происходящего за окном.

На выбор занятий в поездке влияет множество факторов: например, вид транспорта, наличие попутчика, а также длительность пути и время суток.

– Между видами транспорта было обнаружено различие способов проведения времени в пути. Так, например, популярные виды деятельности в автобусе и маршрутном такси практически одинаковые. За исключением того факта, что в автобусах люди чаще предпочитают спать, чем в маршрутках. Возможно, это связано с тем, что автобусы едут медленнее, либо с тем, что среди автобусов больше маршрутов на более дальние расстояния, чем среди маршруток. В электричках же основной набор практик дополняется разговорами с попутчиками. Этот вид деятельности в автобусах и маршрутках не особо популярен. Можно предположить,что обстановка внутри электричек больше располагает людей к общению, либо люди кооперируются со знакомыми и добираются до нужного места вместе, либо это обусловлено иными факторами. В интервью респонденты также описывали электрички, как "место для общения", где все друг с другом общаются и даже порой играют в карты, – пояснила исследователь.

Интервью показали, что в маршрутных такси у новосибирцев самый широкий спектр занятий в пути по сравнению с другими видами транспорта. Это чтение, прослушивание аудиозаписей, выполнение учебных заданий, подготовка к работе, использование гаджетов и многое другое. Предположительно это обусловлено большим комфортом в салонах современных маршруток, а также социальным портретом их пользователей. В маршрутных такси в основном ездят работающие пассажиры от 18 до 30 лет.

Данные опроса также показали, что если пассажир едет менее часа, то наверняка не спит. Если поездка длится в среднем час, то новосибирцы вероятнее предпочтут зайти в интернет, а если более часа, то просто поспать.

Утром в транспорте спектр наблюдаемых занятий в пути существенно уже, чем в другое время дня. В обед же выше доля тех, кто ничем не занят в пути, но одновременно и выше доля читающих.

– Анализ занятий в пути демонстрирует, что жители Новосибирска активно используют это время, стремятся превратить его в полезное, тем самым приспосабливаясь к транспортной загруженности и пробкам города, – резюмирует Софья Лычко.

Исследование проводилось с целью описания структуры практик построения повседневных маршрутов с использованием общественного транспорта, изучение проведения времени в пути было лишь одним из аспектов работы. Результаты исследования основаны на данных опроса новосибирских пассажиров, проведенного в августе-сентябре 2014 года (объем выборки 1052 человека) и серии полуструктурированных интервью. Научный руководитель исследования: к.с.н., доцент кафедры общей социологии НГУ, старший научный сотрудник ИЭ и ОПП СО РАН Наталья Мосиенко.