«Нужно постоянно стараться себя совершенствовать»

Илья Лопатин – основатель, хореограф и руководитель танцевальной команды «Electric Jazz Crew» (EJC), а также танцевальной студии EJC-Studio при Учебно-спортивном оздоровительном центре НГУ (УСОЦ НГУ).

Детство Ильи прошло в Казахстане, в Караганде. В шесть лет он стал заниматься народными танцами. Учился в одном из самых мощных в городе технических лицеев, после окончания которого могли сразу взять на второй курс местного политеха. Кроме того, оттуда была «протоптана» дорожка в новосибирские вузы – НГТУ и НГУ. Правда, в год окончания Ильёй лицея выездная комиссия, которая принимала экзамены в Казахстане, перестала ездить в Караганду. Именно поэтому, приехав в гости к друзьям, которые были старше его и уже обосновались в Новосибирске, он решил тоже остаться здесь и поступил на факультет естественных наук в НГУ.

– Почти все мои родственники – геологи и биологи. Я хотел поступить на экологию: мне казалось, что это перспективная отрасль. Хотелось животных спасать, по миру мотаться. Я не очень понимал, что экология в НГУ – это, на самом деле, отделение химии на ФЕНе. Химию я в тот момент совершенно не знал и не любил...

Правда, лабораторные работы, которые шли иногда целыми днями, были для меня настоящим счастьем. Было интересно торчать в лаборатории, что-то переливать, иногда что-нибудь неосознанно взрывать...

Вместо джаза – хип-хоп.

– Ты окончил студию современного танца НГУ, где занимался по нескольким направлениям. Какое из них было тебе более интересно?

– На тот момент это был джазовый танец, наиболее близкий к тому, чем я хотел заниматься, но чего абсолютно не было в Новосибирске. Мне интереснее всего был хип-хоп.

– Когда ты увлёкся хип-хоп культурой?

– Наверное, это всё-таки произошло благодаря телевидению, радио. Музыка, которая мне в молодости нравилась, привлекала меня в эмоциональном плане. Так и затянуло.

Наша народная культура и хип-хоп, на самом деле, очень близки – по музыкальным акцентам. Это понимаешь, когда танцуешь, слушаешь музыку. Возможно, в этом секрет того, что хип-хоп так легко приживается в других культурах.

– Я знаю, что педагог из Голландии вместо джаза стала учить вас хип-хопу. Как так вышло?

– Студия современного танца при НГУ каждое лето привозила педагогов из заграницы. Каурена Бернабела (Caurena Bernabela) приехала на несколько дней, в каждый из которых шли её мастер-классы.

Я занимался тогда в студии первый год, был в начинающей группе. Старшей группе она дала джаз, потому что они были подготовлены. А про нас поняла, что джаз мы не «возьмём» на том уровне, на котором она его даёт. (Базовые основы джаза нам могли дать любые наши педагоги.) Тогда Каурена решила дать то, чего здесь нет. Она, видимо, понимала, что хип-хоп был нам более доступен, поэтому она ему и учила.

– К слову сказать, ты обучался на многих занятиях с различными педагогами и хореографами. Кто из них оказал на тебя большее влияние?

– Я не могу сказать, что я фанател и следую принципам какого-то одного педагога. Как правило, у всех абсолютно индивидуальные точки зрения. Есть похожие тенденции, общие для хореографии аспекты. Но каждый добился успеха именно за счёт своей индивидуальности. Я от каждого старался что-то заимствовать и в то же время иногда немного фильтровать информацию, потому что не всё можно переложить на себя.

– С кем наладить контакт проще – с соотечественником или иностранцем?

– У наших русских педагогов я учился пока был ребёнком – с семи до шестнадцати лет. Потом я почти всё время занимался у иностранных хореографов.

Я не могу сказать, что где-то были какие-то барьеры. Танцоры-профессионалы очень легко понимают друг друга – и неважно, из какой ты страны и где живёшь: танец объединяет.

– А в какой стране танцевальная культура хип-хопа наиболее профессиональна?

– Сейчас хип-хоп очень сильно переместился в Европу (во Францию, например). Распространился на азиатские страны: японцы, корейцы, китайцы очень активно им занимаются. Можно даже сказать, что хип-хоп немного «просел» в Соединённых Штатах, себя там отжил, людям поднадоел, и они стали искать новые направления.

В России хип-хоп никуда особо вверх не вырывается. Он набрал определённый круг своих почитателей, и его популярность держится на стабильном уровне. Нельзя сказать, что это бум или всплеск.

«На выходе получать конкретный результат».

– Ты был инструктором в клубе mc2 и хореографом в Театре Танца «Апельсин» (ДКЖ). Есть ли разница между работой инструктора и хореографа?

– В фитнес-клубах нужно работать для того, чтобы, грубо говоря, людей развлекать. Очень маловероятно вырастить там людей, которые действительно будут танцорами. Туда приходят и платят деньги для того, чтобы провести время, чтобы было интересно. К сожалению, построить обучающий процесс так, чтобы человеку на 100 % всё нравилось на тренировке, невозможно. Фитнес-клубы – это всё-таки коммерческие заведения.

В Театре Танца «Апельсин» мне давали огромное количество детских групп, с которыми шла серьёзная подготовка. Это был очень приятный опыт. Дети – абсолютно чистый лист. Если понять, как с ними работать, можно сделать и вырастить из них всё, что угодно.

– Почему ты тогда перестал там работать и остался только хореографом в студии НГУ?

– Я просто физически не успевал ездить в город и работать там. Переключаться между детьми и взрослыми было очень тяжело, поэтому пришлось выбирать.

НГУ – это практически мой второй дом, я здесь, можно сказать, вырос, поэтому я остался здесь.

С нашими студентами очень приятно работать, потому что сюда поступают те, кто умеет учиться, самостоятельно себя мотивировать. Здесь я могу действительно очень серьёзно готовить ребят, не как в фитнес-клубе, и на выходе получать конкретный результат.

– Как вообще возникла идея стать тренером сборной команды НГУ по хип-хопу?

– Эта идея была в голове, но я планировал, что это случится где-то после сорока лет. Я думал, что, когда уже сам не смогу танцевать на сцене, займусь педагогикой. Мне казалось, что нужно набраться опыта, многое понимать... Прямо говоря, я не считаю правильным, что начал так рано преподавать. Это получилось спонтанно.

К сожалению, в 2003 году погиб директор Культурного центра НГУ и руководитель студии современного танца Андрей Чешев, после чего наш коллектив фактически развалился: закрыли зал, разошлись педагоги и студенты, почти никого не осталось. Для меня это был единственный шанс попробовать набрать единомышленников, ребят, с которыми я могу и дальше тренироваться. Я решил, что мы сами сможем что-то сделать... Так и образовалась наша студия.

– У вас было очень много наград. Какая из них самая памятная?

– Самая сложная для нас и самая запоминающаяся победа – второе место на Чемпионате России в 2007 году. Мы стали серебряными призёрами, и это был просто прорыв. Наша команда очень долго шла к этому, хотела попасть в тройку по России.

Я помню момент, когда в самом последнем туре нас подняли то ли с четвёртого, то ли с пятого места на второе. Видимо, выложились на 200 %. Это было очень неожиданно, очень эмоционально, и это действительно была награда за несколько лет работы.

Несмотря на то, что у нас были титулы чемпионов России среди вузов и когда-то мы ездили на Чемпионат Мира, та победа была самым большим нашим успехом.

«Если вы не любите музыку, вы никогда не сможете танцевать».

– Человек с какой целью, на твой взгляд, достигнет успеха в танцах? Если он хочет отвлечься от дел? Или мечтает о мировой славе? Может быть, что-то другое им движет?

– Как правило, цель эта не одна. Большинство хочет научиться танцевать в клубах. Кого-то зацепили батловые тусовки, когда танцоры соревнуются между собой, и ему хочется влиться в общую культуру. Людям интересен, допустим, хип-хоп, им нравятся танцы, и они хотят развиваться среди единомышленников. Но, чтобы чего-то действительно достичь, человек должен прийти с целью развивать себя. Нужно постоянно учиться чему-то новому. Если же он ставит целью лишь проведение времени, если для него интересен сам процесс, а не работа на результат, над собой, то, к сожалению, он может зависнуть на много-много лет на одном месте.

Людей, которые чего-то добьются, как правило, видно уже в первые месяцы: они шпарят огромными темпами, самостоятельно работают над собой. Если человек готов к этому и ставит целью своё собственное саморазвитие, то он непременно добьётся результата.

– Что бы ты посоветовал начинающим танцорам?

– Самый первый совет – слушать музыку. Это самое важное. Для начала музыкой нужно наслаждаться: вы должны полюбить то, что вы слушаете. Если вы не любите музыку, вы никогда не сможете танцевать. На занятии педагог объяснит, как выбирать определённые музыкальные рисунки, как разделять инструменты.

Второе – танцевать постоянно и везде: неважно, зеркало это в спорткомплексе или окно в общежитии, как мы это делали (включённый свет, темно за окном, себя хорошо видно). Это может быть даже поход от кухни до туалета, пока есть свободная пара шагов.

Нужно постоянно стараться себя совершенствовать, постоянно учиться.

– А какие советы ты бы дал опытным танцорам?

– Рано или поздно каждый из них считает, что он чего-то достиг и перестаёт учиться. Какими бы вы титулами ни обладали, это всего лишь вчерашний титул. Учиться нужно постоянно. Банальна фраза «Нет предела совершенству», но так оно и есть.

Беседовала Анастасия Грасмик