О феномене НГУ

Новосибирский государственный университет с каждым годом и каждым новым выпуском своих подопечных только лишний раз подтверждает репутацию, пожалуй, самого сильного вуза Сибири. Однако при этом открытым остается вопрос продвижения вуза в международных рейтингах. В том числе для этой цели был создан наблюдательный совет, который сейчас активно разрабатывает новые идеи для поднятия статуса университета. Какими «необразовательными активами» обладает вуз, как руководство и крупные бизнесмены оценивают его потенциал и перспективы, какие задачи ставят перед собой НГУ и участники наблюдательного совета на сегодня, разбирался «КС».

О феномене НГУ

Существует такое понятие — «феномен НГУ». Исторически сложилось, что Академгородок — это передовой центр науки, со своей особой неповторимой атмосферой. Это отражалось и отражается на всех людях, учащихся или работающих в нем. Подобной обстановке способствовал ряд причин. По мнению банкира, члена совета директоров ScientificFutureManagerment Андрея Бекарева, это в первую очередь особая система подбора как кадров в исследовательские институты, так и строгий отбор учащихся в университет. Количество выпускников ограничено, а среди абитуриентов было достаточное количество ребят из физико-математической школы, то есть НГУ отбирал своих учеников еще на раннем этапе. Так университет становился кузницей кадров для Сибирского отделения Российской академии наук. «Нас действительно отобрали со всей Сибири и Дальнего Востока, и мы себя ощущали созданными для чего-то интересного и большого. Поэтому можно сказать, что мы были меритократичной кастой. В 90-е было легко потерять себя и сойти с пути. Почему среди выпускников НГУ тех лет было мало тех, кто оказался бы в криминале? На мой взгляд, именно ощущение меритократичности не давало это сделать», — рассуждает генеральный директор Dauria Aerospace,бывший владелец федеральной сети «Техносила» Михаил Кокорич.

При этом исторически НГУ занимается подготовкой именно ученых. В конце обучения из университета выходят подготовленные, обладающие академическими знаниями люди — этим, пожалуй, всегда и отличались выпускники НГУ.

У университета сложился свой особый имидж. Здесь свою роль играет атмосфера кулуарности: небольшие площади, свой закрытый кампус, компактность. Все это создало сплоченный круг преподавателей и учеников, а главное — преемственность. Почти все научные руководители сами являются выпускниками университета, поэтому на протяжении многих лет в его стенах создавались свои собственные научные школы. Такой подход формирует научные ядра. Именно такой имидж обуславливает отношение работодателей как в России, так и часто за ее пределами.

Это подчеркивает в разговоре с «КС» и ректор НГУ Михаил Федорук: «Особую атмосферу придает то, что университет располагается в самом сердце Академгородка, это его ядро, а также необычайная плотность, если так можно сказать, интеллектуального потенциала на квадратный метр. Здесь есть реальное взаимодействие между образовательным учреждением и институтами, это открытая система и действительно выдающиеся личности, работающие в ней. Да и у выпускников отношение к альма-матер, как к особому месту. Сейчас воссоздать подобную атмосферу где-то еще уже практически невозможно, это единственное место в России, где на площади всего несколько квадратных километров находятся университет, 35 институтов, Технопарк».

От преподавателя к студенту

Доступны ли библиотекам особые учебники или аудитории оборудованы каким-то иным образом, что позволяет давать студентам материал выигрышнее, чем в других местах? Скорее нет, чем да. В Новосибирском государственном университете дело скорее в подаче каждым преподавателем своей дисциплины, здесь большую роль играет почти родительское отношение к науке самой профессуры, которым они заряжают своих учеников, на что обращают внимание и собеседники «КС» из сферы бизнеса.

Помимо всего прочего, вуз славится неформальным отношением преподавателей: своих учеников они всегда «учили учиться», стимулировали получать знания через самостоятельную работу и исследования. Такой дух «ученых-первооткрывателей». По мнению Андрея Бекарева, все это и объясняет столь высокие результаты университета.

Большинство преподавателей НГУ, примерно 80%, — совместители, их основная деятельность в первую очередь наука, не преподавание. И только такие люди способны научить особому образу мышления. Они прививают умение учиться, решать нестандартные задачи, мыслить нешаблонно.

«Когда большая часть преподавателей является совместителями, это наносит определенный отпечаток на отношения между профессурой и учениками. Преподаватели имеют академический бэкграунд, являются зачастую мировыми лидерами в своих научных направлениях. Эти люди состоялись в науке, они в первую очередь ученые, не чиновники. Большинство из них — открытые, демократичные люди, заинтересованные в том, чтобы найти здесь своих учеников», — отмечает Михаил Федорук.

В чем плюс такого подхода? В применении его в такой среде, как наука. Подготовка научных кадров предполагает не столько обучение специальности, сколько возможность эту специальность развить. Поэтому вопрос о реализации собственных идей стоит здесь как нигде остро — просто потому что нет шаблона, как и когда действовать. Так же как и нет единого формата мышления для ученого — такие вещи можно освоить лишь эмпирически, через общение с человеком, в этой среде уже состоявшимся.

В настоящее время университет объединяет в себе специалистов как чисто научных, так и прикладных дисциплин, обеспечивая при этом научно-производственную практику практически в любом институте Академгородка первым и возможность углубиться в теоретическую, научную часть своей специальности вторым. Как рассказывает основатель компаний Parallels и Acronis, глава наблюдательного совета при НГУ Сергей Белоусов, студенты вуза изначально мотивированы на глобальные проекты. Если студент хочет идти в науку, то интеграция вуза и Академгородка открывает для него удобный и естественный путь. Если же он готов заняться предпринимательством или любым другим делом, то багаж, приобретенный в НГУ, дает ему серьезную фору. В НГУ фундаментальный подход к обучению отличает и технические, и гуманитарные факультеты: здесь учат работать с большими объемами информации, быстро осваивать новые знания и навыки. Университет готовит специалистов-практиков.

О «необразовательных активах»

Можно сказать, что НГУ — один из немногих университетов, ставящий для себя задачу обеспечения студентов навыками командной работы. Это подразумевает как способность уметь налаживать контакты с людьми, так и максимально эффективно обмениваться знаниями и оперировать ими. В глобальном смысле руководство университета следит за тесным взаимодействием его с научно-исследовательскими институтами. С другой стороны, прививание навыков общения дается студентам с первого дня обучения. И способствует этому все та же кулуарность, замкнутость образовательной системы Академгородка. «Как показывает опыт, хорошо работающая команда очень важна для успеха и в науке, и в бизнесе», — заключает Сергей Белоусов.

Атмосфера в НГУ помогает налаживанию не только рабочих связей, но и хороших дружественных отношений. Землячества выпускников НГУ есть практически по всему миру; могут пройти десятилетия после окончания вуза, а люди по-прежнему поддерживают связь, потому что есть нечто значимое, что их объединяет. Можно сказать, что в первую очередь этому способствует принцип меритократичности руководства вуза как в глобальном, так и в локальном смысле. НГУ все-таки представитель классического академического образования, а его руководство, как правило, — воспитанники своего университета. Это позволяет чувствовать как научную среду в целом, так и частные отношения между преподавателями и их студентами. И эта идеология передается выпускникам — усвоение ее за годы обучения, по словам бывших учеников, и есть чуть ли не главный материальный актив, который вуз способен дать. По поводу преимуществ и недостатков академической системы в целом можно долго спорить, приводя ей в пример более современные, западно-ориентированные форматы, но наличие своих традиций и правил все равно остается ее плюсом, актуальным не столько во время обучения, сколько по его окончании.

При этом, в отличие от столичных вузов, в университете учатся всего 6000 студентов. Так что его можно назвать элитным. Кроме того, в НГУ много внеучебной активности, а это стимулирует взаимодействие студентов, и рабочее, и дружеское. А значит, помогает формировать команды. Вспоминая годы обучения в университете, Михаил Кокорич также подтверждает: «НГУ — это, безусловно, друзья, связи, контакты. Тем более что многие люди, которые учились одновременно со мной, как оказалось, много чего добились в жизни. Я всегда работал и сейчас в том числе продолжаю работать с выпускниками НГУ, поэтому среди моих партнеров и сотрудников немало тех, кто окончил этот вуз».

Рейтинги и наблюдательный совет

В 2014 году при университете был инициирован наблюдательный совет — орган управления, созданный в рамках программы улучшений показателей российских университетов в мировых рейтингах. К его задачам относятся помощь в реализации проектов, консультации по вопросам стратегическим и так далее. Возглавил его Сергей Белоусов.

Мировая практика такова, что университет и исследовательская деятельность — два неразрывных направления. В России же наоборот, деятельность ученого ассоциируется с НИИ, не с его университетом. В Академгородке же институты и НГУ находятся в тесной связи. По мнению Сергея Белоусова, все рейтинги вузов исходят именно из науки, поэтому если удастся жестко связать университет с этими институтами, то рейтинг НГУ автоматически будет очень высоким.

Нужно, чтобы сотрудники СО РАН при публикации статей ассоциировали их с НГУ. Если, скажем, в Гарварде кто-то занимается экономикой, и кто-то из сотрудников написал научную статью, то рейтинг Гарварда автоматически поднимается. А если человек трудится в физтехе, но при этом также работает в Институте твердого тела в Черноголовке, то с последним он и будет ассоциироваться, приводя к искусственному занижению рейтинга физтеха, поясняет подход Сергей Белоусов.

Так сложилось, что выпускники НГУ гораздо более известны по всему миру, чем сам вуз. В настоящий момент в зарубежных рейтингах университет выглядит лучше, чем в российских. Хотя и в последних ниже восьмого места он не опускается. «В международном рейтинге QS мы на четвертом месте после московских и санкт-петербургских вузов, в Times среди российских университетов представлены лишь два: мы и МГУ. В webometrics мы вторые, опять же из представленных вузов России, а в QS BRICS — на 18-ом месте, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. В российских рейтингах мы первые после столичных университетов. Каждый рейтинг имеет свою систему оценки. Однако то, что мы во всех рейтингах на достаточно высоком уровне, говорит о качестве подготовки наших выпускников», — отмечает Михаил Федорук.

Продвижение в рейтингах — одна из основных задач университета. Академгородок, несомненно, перспективная научная система, однако обладающая одним недостатком — изолированностью. Территориальная удаленность от столицы и стран Европы затрудняет взаимодействие с зарубежными специалистами, хотя направление стараются развивать, расширяя программы обмена как для научных сотрудников, так и для студентов. Подобная совместная работа и обмен опытом призваны повышать общий уровень университета.

«Достижение тех целей, которые поставил перед собой НГУ, — это очень непростая задача, которая спотыкается на институциональной неготовности российского предпринимательского сообщества использовать наработки вузов. Ни одному российскому вузу пока не удалось подобраться к решению этого вопроса. Поэтому университету необходимо следить за своей долгосрочной репутацией. Не нужно поддаваться сиюминутным веяниям, необходимо оставаться ориентированным на лучшие западные образцы, на достижение успеха выпускниками, преподавателями, профессорами. Это важно», — рассуждает Михаил Кокорич. По его мнению, в пользу НГУ играет то, что Сибирь находится далеко от Москвы. «В 60-е Новосибирск можно было считать уголком вольнодумства, свободного предпринимательства. 90-е годы это подтвердили. Поэтому если Новосибирск сохранит это, то тогда у НГУ есть шансы обойти более именитых и громкоголосых московских коллег», — поясняет собеседник «КС».

Стоит отметить, что университет, а вместе с ним и СО РАН, ведут активную работу не только в научной сфере, но и в поиске самых сильных кадров. И факт, который подчеркивают почти все его выпускники: основное, чему учат в НГУ, — решать поставленные задачи, работать самостоятельно с большим количеством информации, постоянно саморазвиваться. «Прежде всего важным являлось умение получать новые знания и способность воспринимать новую информацию, которую, как правило, нужно было досконально разобрать, структурировать, уложить в голове», — поясняет Михаил Кокорич. НГУ ставит перед собой цель выявлять и взращивать навыки, по-настоящему ценные на рынке труда. «Я очень люблю девиз университета: «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать», — подчеркивает Михаил Федорук. Это и есть то основное, чему учат в НГУ, — уметь учиться в течение всей жизни.

Источник: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3845/