Отчет о работе школьной секции "Гуманитарные науки" МНСК-2015"

Школьная секция МНСК «Гуманитарные науки»: дебют юных ученых

14-15 апреля 2015 г. в рамках МНСК состоялось заседание школьной секции «Гуманитарные науки». Эта секция – результат деятельности проекта «Гуманитарный университет для школьников», который стартовал в октябре 2014 г. и ставил своей целью познакомить абитуриентов НГУ с базовыми принципами и технологией научных исследований.

Всего на очное и заочное участие в секции было подано 94 заявки. Среди ребят, выступивших с докладами, были не только те, кто посещал Воскресные семинары в рамках проекта, но и те, кто работал с преподавателями ГФ НГУ дистанционно, а также абитуриенты, писавшие свои работы под руководством школьных учителей. География участников охватывает не только Новосибирск, Бердск и Кольцово, но также и Барнаул, Горно-Алтайск, Кемерово, Болотное, Томск, Казань, Саянск, Якутск и Нижний Бестях.

В рамках общей секции функционировали 4 подсекции: «История», «Языкознание», «Литературоведение», «История культуры», – хотя многие исследования трудно было отнести к какой-то одной подсекции, поскольку эти работы были междисциплинарными.

Исследования по истории охватывали различные эпохи, начиная с XVII в. и заканчивая XXI в., хотя немалая их часть была посвящена политическим, духовным и бытовым аспектам Великой Отечественной войны в преддверии 70-летнего юбилея Великой Победы – например, исследование К. В. Мараниной «Письма кузбассовцев-фронтовиков Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как исторический источник», работа Е. В. Чайки «Деятельность митрополита Варфоломея в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (к вопросу о роли Русской Православной Церкви в истории России)» и другие. Ряд докладов был посвящен изучению особенностей различных династий и судеб отдельных людей.

Работы, представленные на заседании подсекции «Языкознание», были выполнены не только в рамках различных лингвистических дисциплин – этимологии, лексикологии, фразеологии, грамматики, когнитивистики, лингводидактики, переводоведения, онтолингвистики, но также и на стыке лингвистики и психологии (например, исследование В. В. Виноградовой «Когнитивная метафора как инструмент познания человека»), литературоведения, мифопоэтики и даже программирования. Некоторые работы представляли собой сравнительные исследования. В частности, это проявилось в том, что многие из них были сделаны на материале двух языков – русского, английского, французского и греческого – в разных комбинациях. Школьники использовали самые современные методы лингвистических исследований – дискурсивный анализ, психолингвистический и лингводидактический эксперименты и т.д.

Доклады, прозвучавшие на подсекции «Литературоведение», охватывали классические и современные произведения русских и зарубежных авторов, а также фольклор. Объекты анализа были весьма разнообразны: особенности жанра, художественного пространства, структуры повествования, композиции и системы персонажей, мотивы и мотивные комплексы, символы и метафорические компоненты произведений (например, в исследовании а. А. Крапивиной «Цветовая символика прозы т. Толстой на примере рассказа "На золотом крыльце сидели"»), особенности реализации определенных тем в творчестве поэтов и писателей.

Но, пожалуй, наибольшим разнообразием отличались доклады, прозвучавшие в рамках подсекции «История культуры». Были представлены темы, связанные с искусствоведением, в частности с теорией и историей музыки и литературы (например, доклад Е. А. Охотиной «Чтение сердца: п. И. Чайковский – читатель в зеркале своих писем»), а также изобразительного искусства и архитектуры. Часть докладов была посвящена разнообразным проявлениям культуры, таким как молодежная субкультура, деловая культура Китая, а также общественной и научной деятельности. На секции были представлены в том числе и интермедиальные исследования.

Призовые места в секции распределились следующим образом. Дипломами первой степени были награждены Зубарева Мария Алексеевна (средняя общеобразовательная школа №112, г. Новосибирск), Лынкина Анна Евгеньевна (гимназия им. В. А. Надькина, г. Саянск), Качалова Валерия Андреевна (Губернаторский многопрофильный лицей-интернат, г. Кемерово), Яковлева Дарья Дмитриевна (Губернаторский многопрофильный лицей-интернат, г. Кемерово) и Горелова Полина Кирилловна (средняя общеобразовательная школа №189, г. Новосибирск).

Дипломы второй степени получили Ильина Елизавета Александровна (гимназия №18, г. Томск), Колясникова Анастасия Сергеевна (Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск), Шмакова Дарья Максимовна (гимназия №69, г. Барнаул), Заворина Мария Леонидовна (Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск), Фомель Катерина Сергеевна (Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск), Стародубцев Евгений Юрьевич (Губернаторский многопрофильный лицей-интернат, г. Кемерово), Долгушин Иван Дмитриевич (Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск), Антонова Маргарита Павловна (гимназия №4, г. Новосибирск) и Зотова Алина Александровна (гимназия №4, г. Новосибирск).

Дипломами третьей степени были награждены Проценко Анна Андреевна (гимназия №69, г. Барнаул), Аввакумова Вероника Андреевна (гимназия №6 «Горностай», г. Новосибирск), Долгополова Ирина Павловна (средняя общеобразовательная школа №190, г. Новосибирск), Панфилова Татьяна Игоревна (гимназия № 10, г. Новосибирск), Вьюн Мария Андреевна (гимназия №3, г. Новосибирск), Назарова Анна Вячеславовна (Губернаторский многопрофильный лицей-интернат, г. Кемерово), Беляева Ирина Алексеевна (Технический лицей-интернат №128, г. Новосибирск), Дранкович Полина Эдуардовна (гимназия №69, г. Барнаул), Заворина Мария Леонидовна (Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск), Кащенко Мария Сергеевна (Экономический лицей №95, г. Новосибирск).

Школьники, завоевавшие призовые места, получат дополнительные 5 баллов к ЕГЭ по соответствующим предметам при поступлении в НГУ.

В целом можно сказать, что школьная секция «Гуманитарные науки» МНСК показала очень высокий уровень многих абитуриентов, их готовность в дальнейшем заниматься серьезными научными исследованиями.

А. А. Алексеева